Месть библиотекаря

Светлана Ефимова Ефанова
                К всероссийскому дню библиотек

       Было это давно, лет 25 назад, когда я служила на точке от Плесецкого космодрома, в отдалённой войсковой части 32813, а именно на Крайнем Севере Архангельской области, в должности кино-радиомеханика-библиотекаря,  и заодно И.О. начальника солдатского клуба.   В мои обязанности входило всё: от непосредственной выдачи книг читателям, т.е. личному составу и членам их семей, до показа кинофильмов, подготовки и проведения концертов, спектаклей для детей и взрослых, КВНов и Полей чудес, различных праздников, а так же работа женским организатором, солдатским почтальоном, в общем, правой рукой командира. Надо сказать, что эти 10 лет были самыми интересными в моей профессиональной деятельности как клубного работника в единственном лице в небольшой воинской части за Полярным кругом…

      Можно многое вспомнить о тех годах, но расскажу я только один случай из библиотечной жизни в части. Книг в библиотеке было мало, всего несколько тысяч, да и те порядком устаревшие. И чтоб как-то удовлетворять читательские запросы основных читателей-солдат, я договорилась с поселковой библиотекой и брала у них под честное слово самую ходовую литературу, в основном детективы и приключения. Уж как читатели были предупреждены строго-настрого, что за любую провинность в отношении этих книг, буду строго наказывать, но случился-таки вопиющий факт. Один солдатик, назовём его Виктором Остроушко, постоянно дежурил на КПП, и читателем то активным не был, но однажды выпросил книгу из поселковой библиотеки, чтоб коротать долгие часы дежурства.

      В положенный срок Виктор книгу не возвратил, на напоминания как-то странно реагировал. Наконец, принёс…. Когда я взяла её в руки и хотела пролистать, убедиться, что книга в порядке, меня чуть удар не хватил. Страницы
были склеены между собой чем-то тягучим и липким, как оказалось эпоксидной смолой без отвердителя…! Никаких вразумительных объяснений, зачем он это сделал, рядовой Остроушко сделать не смог. Мою пылкую речь нужно было только слышать, описать её нельзя…. Естественно, оплатить 10-кратную стоимость книги ему всё же пришлось, а мне оправдываться перед библиотекой за своего нерадивого читателя. Но на этом дело не закончилось.

      Как-то в части была учебная боевая тревога, а как это происходит, понятно любому, прошедшему армию человеку, а не прошедшему по кинофильмам. Тревога тревогой, а непосредственные обязанности никто не отменял. Мне нужно было ехать старшим машины на почту в посёлок, и в ожидании водителя я зашла на КПП. Дежурил мой любимец Витя Остроушко. Сидел он за столом, листал какой-то журнал, а автомат стоял у порога в уголке. Беру я этот автомат и на выход, Витя что-то мямлит мне вслед невразумительное. Я спокойно иду от КПП по направлению к штабу, Витя плетётся за мной:
-Отдайте, Светлана Николаевна!
Потом отстал. Прихожу я в штаб с автоматом в руках, отцы-командиры, собравшиеся на совещание, «онемели от восторга». Когда я рассказала, каким образом вооружилась, только и могли, что повторять:
-Ну, Светлана Николаевна! Ну, учудила! Разоружила противника голыми руками!

      Благодарность мне, конечно, не объявляли, но и Остроушко, помнится, отделался лёгким испугом. Портить книги больше никто не решался.
                27 мая 2019 г.