Защита и удар

Виларен 2
  Думаю пора переходить  практике. И начнём мы с двуручного меча. Почему? Потому что это нечто средне между копьём, шестом и мечом. Та что овладев им можно будет куда проще переходить к любому из указанных видов оружия. И начинаем с хвата. Чем отличается двуручный меч от всего остального? Прежде всего длинной рукоятью, что позволяет держать его разнесённым хватом. Самый  известный двуручник - катана. Но длинна клинка у него примерно как у одноручника. Куда ближе к двуручнику - нагамаки. То есть катана с рукоятью примерно равной длине клинка. У европейского двуручника рукоять примерно треть общей длинны. И именно разнесённой хват позволяет отличить двуручный меч, от полуторного.  Центр баланса у двуручника находится или в гарде или на расстоянии до 20 см от неё. У позднего двуручника этот кусок клинка, назывался рикассо и часто отделялся от клинка дополнительной гардой или так называемыми кабаньими клыками, то есть упорами на самом клинке. Двуручник можно удерживать хватом как с передней правой, так и левой.Возникает интересный вопрос: как правильно? С точки зрения силы удара, надо бы с правым хватом. Но те же принципы оппозиции требует угрожать уколом рукам ротивника, а значит клинок должен либо быть по центру шеи или уклонятся влево. В одноручным или полуторником вполне возможно удержать его по центру тела. У двуручника очень длинная рукоять и это удержание затруднёно. То есть рукоять должно быть с левой стороны корпуса. Либо держать его левым хватом. Да, рубящие им для выраженных праворуких особенно по началу будут куда слабее, зато система защиты будет эффективней. Та что это выбор фехтовальщика. Я предпочитаю такой вариант: передняя левая на рикассо, правая под гарду. Какие преимущества хвата? Клинок более короткий, а хват широкий. Что позволит наносить мощные отбивы. Его можно сделать ещё более широким, захватив правой головку рукояти. При этом можно свободно наносить встречные уколы в руку или ногу при попытке противника к сближению. Если же надо нанести мощный рубящий, то можно перехватить левой за головку. Так что данный хват позволяет наносить удары в обоих сторон.

И так, берём клинок левым хватом, с левой передней ногой.Вот как на заглавной картинке. Клинок держим на опущенных руках, направив клинок на правую переднюю ногу противника. Почему в ногу? Потому, что убрать опорную ногу самое сложное: перед этим придётся изменить положение всего корпуса. При ударе можно нанести как встречный укол, так и боковой отбив, с заходом влево. Либо же можно уклонится влево и с шагом вперёд нанести рубящий у правое плечо. Как вариант можно провести отбив с перехватом левой за головку и встречный удар под или над клинком. Таим образом стойка наша больше всего похожа на положение дачника с лопатой, который готов к подвигу вскапывания грядок. Только лопата у нас где то на полметра длиннее. Чем славен двуручный меч? Тем, что он вне категорий размерности, так что поединок с сохранением дистанции для него не характерен: мечник будет сокращать дистанцию, а копейщик - разрывать. Так что точный расчёт дистанции - это про него. А заодно надо уметь в любой момент сократить дистанцию удара, даже в момент выполнения. Почему акцент сделан на защите нижних линий, а не головы и торса? Из-за большой длинны удар в голову очень заметен и есть время для уклонения и защит. Удар же в ноги куда более скрыт, а значит требует куда больше времени на реакцию. Собственно именно этот момент и мы собираемся использовать в своих атаках. Но начнём, как всегда, с защит, ибо лучше выиграть со счётом 0:1, чем 20:21.
Самая простая и логичная атака - прямой укол на шаге или на выпаде. Собственно чем шаг отличается от  выпада? Шаг - это изменение положения ноги с сохранением устойчивости, выпад же - по сути прыжок, без отрыва толчковой ноги. Шаг - сохраняет устойчивость корпуса, но медленней, выпад же быстр, но до постановки ноги тело находится в полёте и неустойчиво. И чем тяжелее корпус и чем длиннее выпад, тем он более неустойчив, а потом из него надо вернутся в стойку. То есть уход от выпада  весьма высокий шанс на победу, но для этого надо успеть уйти от атаки. Начнём с примерных связок:

1. Противник проводит прямой укол на выпаде.Будем считать, что мы пропустили подготовку и реагируем уже на сам выпад.На любое действие противника желательно иметь минимум два варианта ответа.Нам необходимо приподнять клинок и уйти с линии атаки. Это позволяет сделать выпад вперёд-влево или вперёд:поворотом корпуса разворачиваем клинок, а неустойчивость выпада позволит куда быстрее сместить корпус с линии атаки. При этом клинок может как находится в плоскости параллельно клинку противника, так и в пресечении. Первый вариант позволяет нанести встречный укол, во втором - встречный горизонтальный удар. Либо нанести удар рукоятью в голову. Как вариант: режущий удар в горло или в ногу.
2. Противник наносит рубящий удар в переднюю ногу. Опускаем клинок и встречным движение корпуса ставим блок. Потом подтягиваем заднюю ногу, с выпадом передней, наносим восходящий рубящий.
3. Противник наносит вертикальный рубящий удар.
а. Если успеваем среагировать на замах, то проводим встречный укол с выпадом в разрез между рук. Потом переводим клинок в седьмую защиту с шагом вперёд, выкручивая руки противника. В продолжение можно провести удушающий квилоном.
б. Противник уже проводит удар и его клинок пересёк вертикальную плоскость. Защита такая же как от укола: клинок поднимается на верхнюю линию и скручиванием корпуса, с шагом в сторону. Дальнейшее продолжение зависит от дистанции: если дистанция позволяет, то можно нанести горизонтальный удар по верхней линии в голову или плечевой пояс. Если нет, то продавливаем клинок противника вниз, продолжая движение. А как только наш импульс иссякнет, то возвратным движением атакуем его по верхней линии горизонтальным ударом. Либо перехватываем левой рукой ниже правой и наносим удар под клинком.
4. Противник атакует горизонтальным слева по верхней линии. Мы можем уйти вниз, при чём как просто уйти, так и с низким выпадом. При этом атакуя переднюю ногу.
Можем сократить дистанцию со встречным ударом в  вертикальной плоскости перед корпусом в руку. Далее проход влево, захват горла клинком и бросок. Но это вариации ранее  описанных технических действий. Так что основным контрприёмом будем считать встречный укол в бок, с уходом влево:
С шагом вперёд - влево, наносим восходящий рубящий удар  в бок, причём чем выше к подмышечной впадине, тем лучше. Из-за слабой опоры удар получается не очень сильным, но нам главное вывести острие клинка в район подмышечной впадины. В идеале - в вырез кирасы. При этом кисти рук поднимаем выше уровня плеч. Блокируя тем самым удар. Как вариант блок можно дополнить упором левой ладони в плечо противника. И вот ту у нас возникает развилка:
1. Противник вот может обладать просто богатырским замахом, так что даже встречным  ударом и упором мы не можем остановить его движение. Но и не стоит - левой перехватываем его за кисть, скручивая корпус разворачиваемся , при этом сохраняя удержание клинка правой. Далее следует или залом на локоть или , боковая подножка.
2. Замах мы остановили. После чего перехватываем клинок практически под остриё - остаётся пару ладоней и с использованием массы всего корпуса чисто по мужицки колем ему в вырез кирасы.
Вариантом этой же защиты можно считать встречный укол в лицо: так же вертикальным махом,  с шагом влево, выводим клинок на верхнюю боевую линию и колем в промежуток между лицом и руками, принимая локоть на рикассо, а потом встречным движением рук атакуем шею вторым лезвием. Почему же укол в лицо? Ну, в боевых условиях можно попасть и в лицо. А если не получилось, то сделать вид, что так и задумывалось, и атаковать шею. При этом руки встречать толчком всего корпуса.
5. Встречный укол в левую руку.
Реально укол достаточно сложен, но у него есть продолжение, которое отлично позволяет исправить ошибку. То есть приём вполне подходит для начинающих.С шагом вперёд - влево, что бы иметь нужную дистанцию,восходящим, вертикальным махом перед корпусом поднимаем клинок на верхнюю линию, причём верхний квилон должен быть выше руки противника. И пытаемся направить клинок в левую руку противника, желательно в районе плечевого сустава. Вот если честно - получается редко: чаще всего, даже при укороченном хвате, левая уже успевает проскочить точку встречи. И тут вступает вдело вот тот самый квилон: приняв руку противника, он мало того, что достаточно надёжно блокирует удар, мало того, что удар кистью о эту штуку, даже в защитной перчатке весьма чувствителен, и даже локтем попасть на него неприятно, так он практически автоматически, надо только самому не упустить свой меч, проворачивает хитрую комбинацию, направляя руки противника по дуге, мимо нашей головы, а можно ещё и присесть, тогда нагрузка будет меньше. И вот стоим мы в таком обоюдном замахе, но наш клинок между клинком противника и его телом. Чем мы немедленно и воспользуемся, нанеся нисходящий диагональный, с отходом назад... Правильно, по его опорной ноге.После чего уколом с упором пытаемся его опрокинуть навзничь.

Атаки.

Самая первая атака, которую надо освоить - это горизонтальный удар по передней ноге противника. Этот удар очень сложно блокировать  и сложно уйти от него. Кроме как таким же двуручным мечом и подтоком копья. Но если у меча собственно после блока ни чего особенного, то копьё позволяет провести режущий удар вдоль древка по кистям.
Итак, примерный алгоритм удара выглядит так подтягиваем заднюю ногу, вплоть до скрёстного положения ног, потом с выпадом передней ногой, разворотом корпуса влево выводим клинок на замах, после постановки ноги, проводим горизонтальный рубящий совместным усилием рук и скручиванием корпуса. Как вариант можно нанести удар в район таза, либо укол в подмышечную впадину. После удара по голени можно усилить поражение, протяжкой на себя, а потом добавить укол в корпус. Он поможет выйти из выпада. Другой вариант после удара  переводим клинок в третью защиту, перехватываем левой ниже правой и нанести рубящий удар по кистям. Но можно ограничится упором клинка в гарду и с упором выйти из выпада.

Другой вариант с выпадом не рубить в голень или после удара,  перевести клинок в пятую позицию и не отходить из выпада, а выйти из него подъёмом. Особенно эффективен для копья. Противника атакуем ударом рукояти в голову. Заканчиваем фразу рубящим вертикальным с отходом назад.


Вторая атака: Восходящий рубящий в кисти.
С шагом или выпадом вперёд, наносим восходящий удар в кисти, переходя в  третью приподнятую позицию. Цель не травма кистей, хотя и от этого не  стоит отказываться, а блокирование движений рук противника, которому остаётся только или приподнимать руки, или освободить одну из кистей, с целью освобождения хвата. Фразу заканчиваем мощным колющим в район шеи, выходя из выпада. Если же противник разорвал хват, то можно нанести удар по оставшейся в хвате руке слабым лезвием. Или наоборот, шагнуть вперёд, если жаждите близких контактов: например думаете, что заломаете его  в борьбе или раколите ножом: тогда упор в кисти - самое милое дело.

Третья атака Укол во внутреннюю поверхность заднего бедра. Звучит страшно и невыполнимо, но выполняется достаточно просто. Атака весьма эффективна, потому что именно это место практически всегда не защищено. Атаку начинаем в удара в колено передней ноги с низким выпадом вперёд-влево. На противнике может быть наголенник, наколенник, но это неважно. Основная задача данного движения - получить опору в виде ноги противника, после этого атакуем уколом внутреннюю часть бедра, практически так же, как колем с опорой на край щита или руки. Не попасть - сложно. Но если это не Ваш день, то даже тут есть продолжение
1.Клинок оказался между ног противника? Тогда выходим из выпада назад, скручивая ему ноги клинком. Если не уверенны, что осилите, то просто проводим режущий на бёдра или в пах. Последнее - только в боевом варианте.
2. Сзади? Резаните ему ягодицы и заходите за спину.

Четвёртая атака: удар в пах.
С шагом вперёд, восходящим ударом, быстро, но без фанатизма, проводим удар в район рикассо противника, если у него гарда с кольцами или в кисти, если без колец. Наша задача не травмировать кисти, не отбить меч. Наша задача выйти на позицию удара и некоторое время контролировать клинок противника при движении на наружние линии. После постановки  ноги разворачиваемся на четверть во внутрь, скользя клинком по клинку противника. После разрыва соединения, вот таким изящным движением клинка назад, бьём ему в пах. В принципе противник может попытаться отсрочить неизбежную певческую карьеру, например перейти в первую защиту, но тогда мы атакуем его в горло горизонтальным. В игровой практике удар в пах обозначаем ударом по внутренней поверхности бедра.


Думаю для начала хватит.

Почему такое внимание нижним стойкам, хотя во всех приличных местах обучают , начиная с шестой позиции? Ответ прост и незамысловат: в игровой практике уколы запрещены, а обучение предполагает наработку начальных боевых навыков с максимальной скоростью, что бы новобранец мог встать в строй. А не долго и нудно изучать классическую технику, а потом, прочитав правила боёвки, выяснить, что собственно у  него нет техники. Причина вторая:боец с двуручником прежде  всего работает в строю. Причём строю копейщиков. По сути у него по бока стены из древок копий. Так что сильно то не помахаешь. Вертикальные хорошо видны. А вот по низу - почти свобода. Так что основа арсенала должны быть удары из низких стоек.

Удар.

Это жуткое и мистическое действо, которое нарабатывается нудно и интуитивно.  Вот мне лично выдали палку и сказали бить по вот этому мешку с песком, пока не получится правильно. На закономерный вопрос как я узнаю?, ответили, что это спутать нельзя. И действительно - это не спутать ни с чем: эту смерть ужаса и восторга настигает меня при первом взмахе до сих пор: клинок как живой сам ведёт руки. При этом я отлично знаю физику явления: при первоначальном разгоне клинок приобретает такую скорость, что мышцы просто не успевают сокращаться и клинок реально летит сам. Мы его только чуть подправляем. При этом в разгоне должны участвовать как можно больше осей: одно дело удар одними локтями, а другое дело с замахом от плеч. Добавляем разворот плечевого пояса - уже лучше. Разворот в талии делает почти хорошо, работа ног делает удар хорошим, а выпад - вообще замечательным. А вот закрепощение нужной группы суставов, позволяет вложить в удар наиболее быстрые сегменты тела, а укорочение оси вращения, путём закрепощения запястей позволяет добавить клинку момента инерции. Вся сложность удара - именно вот в этой эквилибристике, да ещё и с точным попаданием в весьма малую мишень. И постичь это можно только долгим и нудным нарабатыванием удара в каждой группе осей.

И так, удары бывают:
1. Рубящими.Самый мощный, сложный и самый редкий вариант удара, когда в клинок вкладывается скорость движения всех возможных осей и с опорой на землю. При этом клинок встречается с мишенью по нормали. Вот для таких ударов клинок не должен быть очень острым. Он должен быть твёрдым и прочным. А угол заточки кромки может быть и 120 градусов. 
2. Режущий. Когда клинок имеет вектор момента инерции практически параллельный поражаемой поверхности. При первоначальном контакте происходит надрубание поверхности на незначительную - до 30 мм глубину. а оставшаяся энергия и усилие рук направлено на движение клинка вдоль поражаемой поверхности. Кистями же добавляется усилие для противодействия выталкивания клинка из прорезаемого канала. Именно для этого клинок должен быть острым. Данное условие совмещается с первым разными углами заточки разных частей лезвия: ударная часть затачивается под рубящий удар, а слабая - под рез. Сильная часть может быть вообще не заточена.
3. Секущий удар. С точки зрения механики движения, это короткий рубящий удар одними кистями, но ударная поверхность - слабая часть, а то и вообще последние сантиметры у острия. Удар слабый, может быть нанесён только в незащищённое место, но быстрый и  неожиданный. И защитится от него очень сложно.  По этому он выносится в отдельную категорию.
4. Укол. Ну, собственно это рубящий удар, наносимый кончиком клинка и выполняется практически также, как и рубящий. Причём часто с шагом, выпадом, а то и прыжком вперёд. Правильно выполненный укол мощнее любого другого удара.
5. Надавливание. Клинок, почти доставший противника на уколе или на остановленном ударе, можно попытаться вдавить в тело противника просто шагну, побежав или даже прыгнув вперёд. Нельзя сказать, что это элемент только дуэльного фехтования, хотя вот там чаще всего он  и встречался. Но вот удачно кончик меча зацепился за край кирасы пикинёра. И надо то с ладонь вдавить его в горло негодяю. Маленький толчок ногами и вот он уже ни чего не желает. Практически перешёл на нашу сторону, объявив нейтралитет.
6 Бросок.
Броски бывают двух типов:
1. С выпущенной рукоятью. Это когда контакт кисти и рукояти разрывается. Тут меч в принципе ни чем не отличается от дротика.
2. Со скользящей рукоятью. То есть кисть при броске  может захватить рукоять и продолжать контролировать клинок.

Вариант первый  мне не очень нравится: всё же больше похож или на самоуверенность или на приём отчаянья. А вот второй часто очень эффективен и может сравнится с неожиданность с секущим ударом. Причём может быть выполнен как копьём, так и мечом с длинной рукоятью и даже топором. Вот чем мне нравится китайский цзянь - так это своим темляком, в виде кисти чуть не в метр.  И позволяет метать меч, а потом подтянуть, и по глазам можно хлестнуть... Но двуручник имеет весьма длинную рукоять, так что так называемый выпущенныйудар можно провести и без такого темляка.