В продолжение темы козла-провокатора

Леонид Рабин
Я хочу, чтобы вы поняли, почему я против давления на ортодоксальную общину в Израиле.

Мы уже говорили, что нынешние израильские ортодоксы - это евреи галута в 11-м, 14-м, 18-м веке, которые все были такими вот ортодоксами в глазах нееврейского окружения. Они точно так же себя вели по отношению к людям за стенами гетто, и проблемы с ними у общества были в целом такими же.

В иудейской традиции принято считать, что причиной антисемитизма является беспричинная, изначально присущая неевреям ненависть к народу Торы. На самом деле у антисемитизма во все времена были конкретные причины, и они сводятся к словам, вложенным авторами одной еврейской книги в уста потомка Амалека, сделавшего очень удачную карьеру и обращающегося к царю: "Есть один народ, разбросанный и рассеянный по всем областям царства твоего, и законы их отличны от всех народов, и законов царя они не исполняют, и царю не следует так оставлять это".

А теперь сравним это с комментом, оставленным одним участником предыдущей дискуссии:

"НДИ - это правонационалистическая светская партия, того же типа, что лепеновское движение, Орбан и прочая современная "европейская правая"- в качестве дразнилки можно их обозвать фашиками, но это не так, оттого как это национализм почвы и языка, а не крови и веры. И вот это направление ими ведется очень последовательно, от старого лозунга "нет гражданства без лояльности" - с привлечением арабов на гражданскую службу, присягу и так далее, что в идеале может влючить какое-то количество арабов в складываюшуюся израильскую гражданскую нацию, до столь же последовательной антихаредимной политики - оттого именно, что в израильскую гражданскую нацию харедим совершенно не входят, от слова "совсем", и они этой нации столь же чужие, как и арабы Газы. И именно этот подход массовой русской улице, еврейству в классическом - религиозном в основном - смысле слова совершенно чуждой, но свое еврейство как нацию вполне ощущающей и оттого спокойно вливающейся в этот самый "светско-еврейский" народ (я б окрестил его правоханаанейским, но побьют же...) - оказался стопроцентно близок.

2. Так уж склалось, что нацстроительство этой самой светской израильской нации оказалось стопроцентно завязано на военную службу. Именно гиюс (военный призыв), а не гиюр (принятие иудаизма) - дверь для входа в эту нацию чужаков. И в этом и состоят причина того, что Либерман пытается - я б сказал "крестом и перстом", хе-хе, если бы не некоторая неуместность упоминания креста в этом контексте :) - загнать харедим в Цахал. Да, харедим армии не нужны - но они как люди еврейского происхождения были бы небесполезны. И гиюс их - попытка их абсорбировать, включить в гражданскую нацию."

Мотивация тут точно такая же, как у потомка Амалека. Поскольку некая общность (израильские арабы, ортодоксальные евреи) не хочет вписываться в светскую израильскую нацию, ее надо загнать туда силой. Чтобы она "законы царя исполняла" и не отличалась обычаями и поведением от остальных подданных.

Мне очень нравятся строки русской поэтессы: "Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет". Сионистское предприятие с самого начала ставило себе задачу переписать историю еврейского народа, показать, что "можно было иначе", что антисемитизм неправ. И если израильтяне сейчас покажут, что не могут обойтись в отношениях с собственной ортодоксальной общиной без прокрустизации, без принуждения "быть как все", они тем самым покажут, что антисемиты прошлого были правы - в 11-м, в 14-м, в 18-м веке. Что прав был Николай Павлович с призывом кантонистов, что права была евсекция.

Я считаю, что мы должны сделать обратное - показать задним числом, что антисемитизм был неправ. Что общность людей, не исполняющих законы царя и отличающихся от мэйнстрима ментальностью и целеполаганием, может жить в общем государстве в качестве сообщества равноправных со всеми остальными и ни в чем не ущемляемых людей. Идеалом в этом отношении мне кажется еврейская автономия в средневековой Польше эпохи "Совета четырех земель". Пусть у ортодоксов будет государство в государстве. Будем уважать и принимать их такими.

И еще. Мой ответ тем, кто пишет о постоянно усиливающемся религиозном принуждении.

"Сейчас у них автономии хоть отбавляй. У них свои финансовые системы, свои суды, свое образование которое плодит неграмотных дебилов, свои бюджеты. И все это за наш счет. Но они хотят что бы остальные плясали под их дудку."

Я почему-то не ощущаю, что кто-то хочет, чтобы я плясал под его дудку. Вообще не чувствую ничего такого. За последние несколько лет пространство свободы светских израильтян расширилось, а не сузилось. Проблема Шабата в значительной степени решена, потому что появилась система взятия автомобилей в аренду, работающая в субботу, то же самое с велосипедами и самокатами. Значительно расширилась сеть работающих в субботу маршрутных такси. С признанием браков, заключенных за границей, нет никаких проблем. Мой второй брак, в частности, МВД завизировало моментально, не задав ни единого лишнего вопроса. Если бы светские политики защищали интересы своих избирателей, а не бодались с ортодоксами, это пространство свободы было бы намного шире, и есть возможность его постоянно расширять, не нарушая при этом публично иудейскую Галаху.