Торнстайн Веблен

Любовь Коваленко
Обязанности жены высшего класса сводятся только к демонстрации "замещённой" праздности. Представить себе идеал этой женской красоты можно, читая поэтов и писателей рыцарских времён, когда предполагалось, что высокородные дамы должны находится под постоянной опекой и ни в коем случае не заниматься никаким полезным трудом. В результате рыцарским или романтическим идеалом оказывается женщина с утончённым лицом, изящными и нежными руками, стройным станом, и, что особенно важно, тонкой талией.

Женская одежда идёт ещё дальше мужской в своей способности демонстрировать незанятость её владелиц в производительном труде...Существенной причиной нашей упорной привязанности к юбке является просто следующее: она дорого стоит, стесняет движения и мешает женщине выполнять полезную работу. То же самое относится и к женскому обыкновению носить слишком длинные волосы...
Женственность женской одежды фактически означает более эффективное препятствие любым полезным усилиям...

Высокие каблуки, юбка, непрактичная шляпка, корсет и вообще возможность не заботится об удобстве, что является очевидной чертой одежды цивилизованных женщин, - всё это достаточные доказательства того, что в современном обществе женщина по прежнему находится в экономической зависимости от мужчины, она по прежнему является его имуществом. Простое объяснение всех этих нарядов и праздности напоказ заключается в том, что женщина является служанкой, которой в результате разделения труда была делегирована обязанность демонстрировать финансовые возможности её господина...
Налицо старательная демонстрация излишней дороговизны и явное пренебрежение удобством...

Настроения недовольства и неудовлетворённости особенно часто и активно проявляются в среде женщин обеспеченных классов, в промышленно развитых обществах. Налицо серьёзная потребность освободиться от особого положения женщины, опекунства и "замещённой" жизни на благо других; и эта потребность наиболее сильно выражена в среде женщин, которым социальные нормы особенно жёстко навязывают "замещённую" жизнь в интересах других, а также в тех обществах, где экономическое развитие далеко ушло от обстоятельств, к которым эта традиционная модель приспособлена. Такая потребность формируется среди женщин, которым каноны общественного мнения не разрешают заниматься настоящим реальным полезным трудом, предназначая исключительно для праздной жизни и потребления напоказ. 


Торнстайн Веблен