Кадомские яблоки

Галина Салаева
„Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах…“ —  Иван Алексеевич Бунин
                ***
Кадом всегда славился своими яблоневыми садами. А под новый 1979 год пришли трескучие 40-градусные морозы, и много яблонь погибло. Погоревали кадомчане, и стали снова покупать и высаживать саженцы. Потому что не представляли родную землю без ароматных яблок!
Помню, в детстве нами, ребятишками, особенно ценились белый налив и кубик! Это были первые яблоки, такие долгожданные, вкусные, с белой рассыпчатой мякотью! Когда я думаю о тех давних летних днях, в памяти всплывает наш сад, почему-то обязательно после дождя, с влажной блестящей листвой, и трава вся усыпана тугими светло-зелеными бочками яблок! Подлезешь, бывало, под дерево, под низко опущенные тяжёлые ветви, и собираешь в подол платья холодненькие плоды, вымокнешь вся, а хочется взять и это яблочко, и вон то, и эти, с трещинкой! Последние - самые вкусные, раз лопнули при падении, значит, созрели! Оботрешь их руками, надкусишь, а сок так и брызнет! И ешь их, одно за другим, одно за другим, и никак не наешься!
У всех на нашей улице были сады, но особенно славился сад Ивана Вуколыча! Именно его и выбирали мы, ребятня, под ночные набеги! Тогда это было обычным делом - залезть за яблоками. Собиралась ватага под покровом ночи, как правило, самый младший ставился на "шухер", и через отбитую ещё днём доску по очереди все проникали внутрь сада. Как прыгало сердце от волнения! И ведь не нужны были яблоки, и понимали, что это нехорошо, но как же было интересно! И теплый июльский поздний вечер, и звёзд мириады на небе, и сладкий дух идёт от нагретой земли, и впечатлений полно от недавнего купания в Мокше, и приглушённые голоса друзей, и таинственные тени чужого сада! Яркие воспоминания! Мальчишки потрясут за ствол, и упругие душистые спелые яблоки градом с шумом сыплются вниз, только голову береги! И успеваешь схватить лишь несколько яблок, а хозяин уже выскакивает на крыльцо! Услышал! Раньше ведь поздним вечером тишина царила над Кадомом, телевизоров и компьютеров не было, изредка лишь где-то вдали играл припозднившейся гармонист, и эти тихие звуки, да ещё лай собаки в Заречье, да неожиданное высокое кукареканье молодого неопытного петушка, да стрекотание цикад составляли незабываемую, ни с чем не сравнимую мелодию кадомского детства!
И вот выбегает Иван Вуколыч из дома, а мы уже все врассыпную, и бежим к заветной доске на одном верхнем гвозде, и просачиваемся сквозь узкую щель в заборе, и - по домам! А дома, о, Господи, какое счастье, мама с папой! Они сидят за столом, в сковороде жареная картошка с зелёным лучком, помидоры, крупно порезанные, огурцы с грядки, и пойманный папой на вечерней зорьке, пожаренный мамой, с хрустящей корочкой лещ! Или язь! Или вкуснющие ерши! И сядешь с ними за стол, и сил есть уже нет, молочка парного попьешь с хлебушком с тогдашнего хлебзавода, и сидишь слушаешь, как радио что-то вещает, самые родные люди на свете ведут тихий разговор, и глаза сами собой закрываются...Да...
Ничто не может сравниться с осенним Кадомом, когда поспевают яблоки! Какой дух витает здесь! Какое разнообразие сортов! Ароматов и вкусов! Только у нас были и осенние полосатые, и московская грушовка, и пепин шафранный, и антоновка, и мельба, и карич! В эту яблоню позднее ударила молния, и она погибла. А яблоки этого сорта для меня самые-самые! Запах ! Вкус! Окраска! И варенье! Какое варенье из корича! Дольки целые, не развариваются, прозрачные, сиропом пропитанные, ммм...
Но шедевром для меня навсегда осталось варенье из китайки, которое варила мама в русской печке. Это было что-то! Вначале она засыпала целые яблочки сахаром и ставила на теплый шесток. А потом варила варенье за несколько заходов. Вытащишь, бывало, кастрюлю из зева печи, крышку откроешь, а там в густом тягучем янтарном сиропе яблочки целенькие, медовые, прозрачные, что аж косточки видно! И, что мне больше всего нравилось, с черешками! Потянешь за него, и вот оно, яблочко, словно из сказки!..
А помните яблочную пастилу? Конечно, хлопот с ней было! Но уж когда готовую массу расскладывали по противням и ставили в печь..! Вот тогда воспитывалось терпение! Ходишь как кошка возле сметаны, щуришь глаза от предвкушения и улыбаешься в усы)) - скоро пробовать! А моченые яблоки?! Мочили их в соломе, священнодействовали! Да что говорить! Хорошее было время!
И сейчас, когда наступает яблочная пора, томится душа, будоражат ее ароматы, которые льются из каждого кадомского сада, и вареньем пахнет, и сушеными яблоками , и ещё чем-то родным, и близким-близким...))