Мужчины-феминисты. Номер два

Любовь Коваленко
ГЕНРИК ИБСЕН (1828-1906), норвежский драматург. Пьеса "Кукольный дом" , написанная в 1879 году, оказала глубокое влияние как наиболее извстное драматическое произведение, выразившее феминистские идеи.

Публикуемый отрывок - конец финальной сцены.
Нора - избалованная жена и мать троих детей.

- Вы никогда меня не любили. Вам только нравилось быть в меня влюблёнными...Когда я жила дома, с папой, он выкладывал мне все свои взгляды, и у меня оказывались те же самые; если же у меня оказывались другие, я их скрывала - ему бы это не понравилось. Он звал меня своей куколкой-дочкой, забавлялся мной, как я своими куклами. Потом я попала к тебе в дом...Я хочу сказать, что я из папиных рук перешла в твои. Ты всё устраивал по своему вкусу, и у меня стал твой вкус, или я только делала вид, что это так, - не знаю хорошенько. Как оглянусь теперь назад, мне кажется, я вела здесь самую жалкую жизнь, перебиваясь со дня на день!.. Меня поили, кормили, одевали, а моё дело было развлекать, забавлять тебя. Вот в чём проходила моя жизнь. Ты так устроил. Ты и папа много виноваты передо мной. Ваша вина, что из меня ничего не вышло.
- Нора, какая нелепость, какая неблагодарность! Ты ли не была здесь счастлива?
- Нет, никогда. Я воображала, что была, но на самом деле никогда этого не было.
- Ты не была... не была счастлива!
- Нет, только весела. И ты был всегда так мил со мной, ласков. Но весь наш дом был только большой детской. Я была здесь твоей куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами. Мне нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и забавляюсь с ними. Вот в чём состоял наш брак, Торвальд...

Генрик Ибсен "Кукольный дом"