Мы все такие разные

Ковалев Сергей Борисович
                Моим самым близким друзьям...



                С Людмилой П. я подружился сразу: во-первых, я понял, что она, как и я, светлый человек;  во-вторых – мне захотелось узнать её  Великую тайну, которую не знал я. Что нужно сделать, чтобы достичь такой гармонии между родителями и детьми, которую достигла она?
                Ведь её идеальные отношения с дочерьми ставились в пример всеми окружающими, в том числе и мной.
               Конечно, я мог предположить, что Людмилой просто не был прочитан роман  «Отцы и дети». И, поэтому,  сложился свой, присущий только ей, стиль воспитания детей, по зову которого она на три года уходила работать воспитателем группы девчонок - учащихся ПТУ №26. И, что интересно, по её рассказам  - она быстро находила контакт с трудными,  проблемными подростками.
              Просто Люда там использовала свой житейский опыт, который она приобрела в своей многодетной деревенской семье, и никогда не забывала ставить себя на место неблагополучных  девчонок, которым иногда вместо школы приходилось «ремонтировать отцовские сети».
              А то, что Людмила светлая,  я убедился еще раз , когда, несмотря на все её сложные отношения со своим отцом, я увидел его фото вместе с любимой мамой у нее на кухне.
            И. вдобавок,  она, самая младшая в семье, седьмой ребенок, выступила с инициативой об установке памятника своим родителям там, у себя на родине, в деревне Сибирцево, и организовала его доставку и установку.
          …Численность нашей группы по поддержанию здоровья у людей пожилого возраста (да не услышат меня мои женщины!) в зимний период колебалась от одного до пяти человек. Но, чаще всего, мы ходили в лес на лыжах втроем: Людмила, я и мой незаменимый спутник в походах, тоже очень интересный член нашей команды,  русский спаниель Лада.
               Лада  - эталон собачьей верности и преданности своему хозяину. Она была красива: черная, с лоснящейся густой шерстью, которая кучерявилась на холке, её голову украшала белая звездочка, благодаря которой мы не теряли её даже в кромешной тьме.
             Большие уши, которые собакам её породы служили "закрывашкой" от попадания воды при нырянии, развивались как флаги, когда она, завидев меня  издали, стремглав неслась навстречу с выражением безграничной радости на морде. Перепонки на её лапах очень облегчали её плаванье, но было таким неудобством при её  беге по снегу! (В чем вы убедитесь далее).
               Собакам любых пород (так же, как и их хозяевам!) для поддержания здоровья, и чтоб не разжиреть, нужна определенная беговая нагрузка. Но в это утро я решил облегчить ее для Лады, памятуя о том, что произошло у нас с ней в прошлые выходные, а именно: дойдя до конца нашего дома, Лада решительно уселась на дороге и с укором посмотрела на меня. В её умных, человеческих глазах я прочитал:  «Хозяин, я тебе не борзая, а собака благородной охотничье- водоплавающей породы, и больше я тащиться за тобой десять километров по лесу, по снегу не буду!  И не забывай, пожалуйста, сколько мне лет. Мне уже "за восемь"!  (чтобы сравнить с человеческим, надо собачий возраст умножить на  пять).  А ещё  обрати внимание, у меня нет таких лыж как у тебя, а только лапы босиком!»
                И я согласился ссобакой. Ведь она у меня была такая умная!
                … Сегодня Лада  была ездоком, а я ее транспортом. Её счастливая, лопоухая морда, торчащая из рюкзака у меня за спиной, вертелась из стороны в сторону  и с удивлением созерцала окружающий её  мир с высоты моего роста, как с крыши небоскреба.
                Встречным прохожим казалось, что навстречу им идёт лыжник с двумя головами, человеческой и собачьей, сбежавший, наверное, из  кунсткамеры. Но, поравнявшись с нами, они широко улыбались, особенно дети, которые умудрялись даже погладить собачью голову. От такого удовольствия голова закрывала глаза, ведь порода спаниелей - одна из самых ласковых в мире.
                ...На берегу Бии нас уже ждала Людмила. Извинившись за опоздание, мы уже теперь втроём двинулись в поход за здоровьем: перешли по льду Бию  и углубились в лес километра на два, после чего я выпустил Ладу из её «сладкого плена».
                Попытка пустить её  «вперёдсмотрящей»  Лада пресекала в корне:  метров через сто она садилась рядом с лыжней и вежливо пропускала нас. В чём, в чём, а в  вежливости и в воспитанности ей отказать было нельзя!
                Ну, не могла она указывать дорогу своему хозяину.  Ну, не её это собачье дело! Её место по статусу всегда позади, и она никогда не должна выпускать хозяина из виду. А навыки сыскной собаки, бегущей впереди хозяина, она должна применять только тогда, когда он заблудится, по его просьбе,  и привести его к дому хоть от  «чёрта на куличках». Через некоторое время Лада стала отставать от нас: в её широкие лапы-ласты  стал набиваться снег. Превратившись через какое-то время в лёд, он до крови разбивал лапы, и ей приходилось зубами яростно, с рычанием, выгрызать его, уже красного от крови.
                Я вынужден был, глубоко вздохнув, отправить её за спину, в рюкзак, так как её носочки на резиночках   я сегодня забыл дома.
                … Добравшись через пару километров до конечной цели нашего путешествия - высокого  крутого берега Катуни  -  мы залюбовались открывшейся нам панорамой: река, покрытая ровным слоем только что выпавшего снега, ослепляла всех, смотрящих на неё без темных очков. На другом берегу реки леса уже не было, а только разбросанные непролазные заросли кустарников, таких непривлекательных для путешественников.   
                Благодаря ясному дню вдалеке, у самого горизонта, в голубой дымке проступали силуэты гор Северо-Чуйского хребта.
                Спуск к реке был здесь  накатанным и не слишком опасным. Мы покатались с него немного. Лада, как самая пожилая из нас, в этих играх не участвовала, наблюдала за порядком и охраняла свой рюкзак, как гарантию возвращения домой, на любимую подстилку в моей прихожей.
                Затем наступило время ланча - горячего, заваренного на травах чая с бутербродами. Лада, как всегда, выбрала бутерброд с копченой колбасой, за которую, по словам моей жены, она может душу дьяволу продать, если надо будет. Колбасу она немедленно съела. Кусочек хлеба она закопала под ближайшим кустом в надежде  ещё возвратиться в это замечательное место. Вместо чая она поела свежий снег.
                Людмила с раскрасневшимся лицом (может, она в чай добавила коньяк?)  любовалась  зимним пейзажем, вдыхая полной грудью ароматы хвойного леса: «Какая красота. Как хорошо, что у нас есть куда убежать, хоть иногда, из этого душного, замусоренного человеком города! Как хорошо, что у нас рядом есть лес, речки, да и до гор рукой подать. А многие люди, живущие, например, в степях или пустынях, да и в городах тоже, никогда не видели такой красоты!» А я в это время думал: «Конечно, всё это хорошо! Но мы ходим здесь по лыжне, укатанной десятками людей, не можем свернуть даже на метр в сторону, боясь увязнуть в глубоком снегу. Какое уж тут единение с природой, пожалуй, здесь у нас только единение с лыжней!"
                Я горжусь тем, что  знаю, что настоящее счастье единения с природой для сплавщика - это когда ты плывешь один на резиновой лодке по бурлящей Катуни и сам  решаешь, каким лучше берегом плыть, чтобы не попасть в ловушку  порога. Или когда ты, приложив ухо к туго надутому  борту своей лодки, слышишь музыку перекатывающихся  камешков на дне реки.
                Людей, слышавших этот не похожий ни на что шелест камней, на белом свете единицы.  Среди них и я!»
                Но вслух я сказал другое: «Да, мы живём в райском уголке!» -   ведь понять меня мог только другой сплавщик!
                Третий участник нашей лыжной экспедиции - Лада - с интересом слушала душевные излияния Людмилы и читала мои мысли. Ведь мы с ней давно понимали друг друга без слов.
                В её умных глазах  я увидел удивление: «Какие лыжи, какие сплавы?» Все знают, что нет большего счастья на свете, чем познать радость и азарт охоты. Когда стоишь с хозяином на берегу и вдыхаешь полной грудью тысячи запахов, принадлежащих только этому заповедному  озеру, слушаешь эти волнующие, ни с чем несравнимые по красоте, кряканья диких  уток из прибрежных камышей.
                А этот дикий восторг, когда ты после удачной стрельбы хозяина бросаешься в воду и плывешь, плывешь к заветному трофею - подранку, который, собрав силы, уходит под воду, а ты ныряешь за ним, зная, что он все равно от тебя никуда не уйдет, ведь ты по профессии - охотник!
                «Что-то ты, лопоухая, стала слишком много говорить! Давай лучше полезай в рюкзак, он у меня - заслуженный турист России, и вобрал в себя запахи очень многих рек!»- сказал я вслух, а про себя подумал:  «Ах, мы все такие разные!»
                Позитивом этого лыжного похода мы теперь целую неделю будем убивать негатив наших серых будней!

P.S. На фото: Клоуны?.. Нет, мои друзья...