Проблемы на границах убеждений

Азамат Джанымбей
(начало - "Беды нашего времени - стыд и вина" http://www.proza.ru/2019/05/26/790)

Общие морально-этические  ценности и нормы поведения - фундаментальная основа единства людей на этническом, религиозном, государственном и даже цивилизационном уровнях. Однако, высший уровень объединения предполагает наличие единой системы идей - основы, выраженной в сформулированной ИДЕОЛОГИИ. Без неё единство будет либо формальным, либо аморфным, либо основанным на скрытых основаниях,  де-факто создающих реальную или мнимую форму единства.

Заметим, что ни одна идеология не может носить устойчивый характер, если она не стала частью внутренних убеждений и основой нравственных ценностей большинства членов сообщества. Иначе даже при силовой поддержке неизбежны проблемы - например, «неожиданный» крах государств, военно-политических союзов и режимов.

Возвращаясь к вопросу «восточного» поведения в странах Европы, рассмотрим кратко для примера взлёт и падение Третьего Рейха в Германии. Известно, что его лидер - Адольф Гитлер, мягко говоря, не жаловал традиционные христианские конфессии. Идеология в нацистской Германии строилась через реанимацию древнегерманского язычества и наукообразную теорию «арийского превосходства». 

Создав благодаря этому границы, отделяющие «своих» от «чужих», нацистские идеологи объединили германскую нацию, придав ей ареол высшей ценности через «кровь и почву». Неизбежным следствием стало то, что они лишили этим многие другие народы права быть и считаться полноценными людьми со всеми вытекающими из этого трагическими последствиями – от теории «недочеловеков», до практики целенаправленного и преднамеренного физического истребления миллионов людей.

Сколь успешна и одновременно губительна была такая политика подтверждает то, что лишь единицы немецких солдат и офицеров благодаря своим нравственным убеждениям оказались способными к сопротивлению преступным приказам. А то, с каким «энтузиазмом» занимались зверствами представители завоеванных наций как по отношению к другим народам, так и по отношению к своим же согражданам заслуживает отдельного разговора в будущем.   

Невиданный подъем национального духа и почти фанатичное обожание фюрера стало возможным исключительно благодаря тому, что для миллионов немцев предложенные идеи и ценности стали частью их личного мировоззрения. Более того, здесь можно было наблюдать феномен совпадения официальной морали нацистского государства и личных нравственных ценностей «арийской» части его граждан.
 
Следует особо отметить, что угроза возрождение нацизма и фашизма в мире никуда не исчезла.   

Есть ли реальная возможность избежать разрушительных катаклизмов в отношениях людей благодаря их убеждениям? Да, есть. Логично, что решение проблемы, тем более в век объективной глобализации, лежит в сфере «всеобщего» - науки и религии.

В связи с этим важно обратить внимание на своего рода парадокс - в наше время наука и религия оказываются в неразрывной взаимосвязи. Весьма показательно и симптоматично для нашего времени появление, с одной стороны, наднациональной «научной религии» в форме Сайентологии, а с другой, сторонников иудейской Каббалы, как общечеловеческой науки. Сюда же примыкают современные концепции мироустройства, построенные на переосмыслении учений Даосизма и Суфийской доктрины.

Она – взаимосвязь - содержит в себе всё более очевидную необходимость освобождения религии от мракобесия и фанатизма. А для науки - включения в себя приоритета нравственных ценностей, основа которых, в конечном итоге, берет своё начало в пророчествах и религиозных учениях.

Есть все основания полагать, что чистая СОВЕСТЬ людей, независимо от их этно-национальной и религиозной принадлежности/непринадлежности, становится важнейшим фактором обеспечения  их будущего.  В ином случае человечество обречено на самоуничтожение. Признаки этого видны уже сегодня для любого здравомыслящего человека…