Матрешка из Берлина. Пройдешь по Штрассманштрассе

Олег Красс
       Пройдешь по Штрассманштрассе, свернешь на Плацманплац
       
      Действительно, есть такие странные названия улиц и площадей в Берлине, я даже живу в двух шагах от первой. Но сейчас речь не об этом и даже не о Берлине. Давайте все по порядку.
  Я, Олег Красс, выпускник ГУ-ВШЭ факультета журналистики и масс-медиа, бывший штатный редактор и фотограф берлинской редакции издания для русскоязычных эмигрантов из Германии. Живу и работаю в Берлине вот уже без малого 10 лет. Точнее, выживаю и зарабатываю. А чтобы попасть в штат, помимо полновесного резюме и опыта, накопленного на бывшей Родине, я проработал на рабочем месте у моего будущего шефа почти три месяца бесплатно, ну то есть даром. И это не была его прихоть или мое желание, такие тут правила и порядки, стажировочка с прицелом на будущий оклад. Причем, никого тут не интересует, есть ли у тебя другие средства для жизни, чтобы ну хотя бы каждый день добираться общественным транспортом в редакцию, выполнять задания по всему городу в разных местах, ну и обратно — домой. Кстати, если в Германии снимать репортажной камерой или даже на обычную мыльницу или айфон, и в кадр случайно попадают прохожие, которым это не нравится, обязан при них же удалить отснятые кадры - могут ведь и полицию вызвать. А с ней уж тут шутки плохи. Также как и снимать объекты, дома, недвижимость всякую - частная собственность тут неприкосновенна, даже в таком деле! Если все же жильцы заметят, могут позвонить куда надо, и тебя запросто арестуют, сиди потом, пиши объяснительные. Сам, правда, еще ни разу не попадался.
      Как раз перед последним заданием была у меня репортажная съемка на улицах Берлина. Нужно было повыхватывать из толпы интересные лица в интересном прикиде, как мы, фотографы, иногда это называем. Что сразу заметил, когда сюда только приехал, одеваются немцы поголовно безвкусно. Женщины редко надевают обувь на каблуках. Могут, например, выйти в город с дыркой в колготках, и это в порядке вещей. Что девушки до 20 лет, что пожилые женщины под 70, красят себе пряди волос на челке красного, розового или сине-зеленого цвета, много татуировок, на руках, шее и ногах. Многие ходят с пирсингом в носу или на губах, у многих проколоты языки. Бывает, симпатичная девушка идет, но искажена до безобразия, например, пол головы длинных волос, пол головы - коротких, на носу может быть шарик или серьга. У нас бывает и такое, что старую обувь носят такую, что страшно смотреть. Обычно такое выбрасывают. Мужчины могут под костюм кроссовки надеть запросто, или носки поверх брюк. Пенсионеры обоих полов все поголовно ходят с молодежными рюкзачками. Сумок вообще практически не носят.
           Футболки в супермаркетах стоят от 3 до 15 евро. Есть магазины, где одежду продают по одному евро, она произведена в Китае или Турции, не важно. Но за такие деньги можно здесь взять пару кроссовок, футболку, носки и тому подобное, но качество будет почти одноразовое. На 10 евро вообще можно полностью одеться при желании. В общем, репортаж у меня что надо получился, бродить долго не пришлось, кадры ну те еще получились!
     В Германии с 2003 года отменили плату за обучение для иностранцев. Многие люди приезжают сюда по обмену. Уже давно легализовали дипломы стран СНГ. Ранее россияне с двумя образованиями должны были работать в Германии чернорабочими. Сейчас ситуация изменилась, они могут трудоустроиться наравне с немцами. Я хоть и имею высшее образование в издательской отрасли, но не факт что возьмут, кастинг!  Чтобы работать по своей профессии, нужно выучить немецкий и пройти квалификационные курсы. Бесплатные тоже можно найти, за счет государства, если статус переселенца позволяет. На это выделяются средства от Бундесарбайтзамта, поскольку правительство заинтересовано в предоставлении рабочих мест иностранцам-специалистам, которые проходят по категории «айнц», то есть - это врачи, инженеры, учителя, строители, программисты и тому подобное. К сожалению, журналистов в этом списке нет. Без знания немецкого в Германии нечего делать. Чтобы получить работу, россиянину или украинцу нужно говорить на различные темы, поддерживать разговор, читать и писать письма. Последнее чрезвычайно важно, потому что в Германии повсюду очень развита бюрократия. С любым учреждением или работодателем придется изначально переписываться на немецком, даже если сотрудник - бывший наш.
           Шпрахкурсы, то есть изучение языка, происходят ежедневно, кроме выходных. Методика изучения языка обычная. Как, где, когда и на каких курсах ты учишься - не важно, в принципе, но обязательно по определенным руководствам и рабочим тетрадям с задачками к каждой теме. Все время идет общение между учениками по теме урока, различные аудиозадания на распознавания языка по определенной ситуации в диалоге. Свободного времени почти не остается от такого обучения, но помогает немецкоязычная среда и повседневное общение. Когда я только приехал, были случаи «языкового» недоразумения. Например, в магазине, когда спрашивал бутылку пива и показывал при этом указательный палец, почти всегда давали две. Дело в том, что у немцев, как и у французов, указательный палец означает вторую позицию, а не первую, как у нас. Отсчет у них начинается всегда с большого пальца.
            И вот, будучи уже при должности, был я вызван к шефу срочно в кабинет для очень ответственного задания. Его суть коротко: нужно оперативно сделать снимок Эйфелевой башни с неожиданного ракурса (причем, строго по брифу) для рекламного постера. Я, как ни странно, по началу ничуть тому не удивился, а даже обрадовался, ведь живя уже несколько лет в Европе, к стыду своему, так в Париже ни разу еще не побывал, а все только намеревался и откладывал. Если бы не одно НО! Флешка с кадрами съемки должна лежать у шефа на столе уже на следующий день до обеденного перерыва — сроки, однако!
            Таким образом, неожиданная рабочая командировка забросила меня впервые во Францию. Я побросал все самое необходимое в сумку и рано утром сразу из шефиного кабинета помчал в кассы аэропорта за билетами. Бюджет предполагал расходы на перелет и даже еще оставалось на суточные с ночевкой в отеле.
              Итак, я в Париже. Парижское метро - это вам не Москва с кольцом с пересечениями, тут метро - настоящая паутина, сами французы путаются. Вооружившись схемой метро, камерой, штативом и своей старенькой дорожной мыльницей, я вышел из гостиницы. Уже почти семь вечера, полчаса до Башни, полчаса обратно, ну и как минимум полчаса там. Надо же еще осмотреться как следует, отснять, а потом уже можно и не спеша сделать фотки на память себе в мыльницу, а как тут, и без селфи?!
          «А какие прикольные тут автобусы экскурсионные!» - рифма даже получилась. Двухэтажные, с открытым верхом, то есть совсем без крыши. Автобусы - кабриолеты. Все разрисованные, и нет ни одного одинакового! Такие, чуть поскромнее, и у нас ездят по Берлину, но тут они какие-то все диснеевские с неизменными микии маусами и утенками. Было бы хотя бы еще пару часиков в запасе, надо было бы взять 2-х часовую экскурсию по городу. Ну хоть и не детально, но получить целостное представление о городе. Вот тебе и Лувр, и Версаль, и Монмартр, и Сен-Жермен, и Нотр-Дам, и Помпиду, и, может даже Инвалиды, и, наконец, - Башня. Ну, Башня тут - обязаловка. Как же без нее?
      В Париже существует несколько турфирм, использующих автобусные маршруты по городу. И все эти автобусы - разных моделей, и разной раскраски, их практически нельзя спутать между собой. Беря, к примеру, тур по достопримечательностям Парижа, ты можешь сойти в любом месте по ходу движения на плановой остановке даже на несколько часов, а затем, предъявив билет, спокойненько сеть, дождавшись точно такой же автобус, и продолжить свой маршрут от этой остановки уже до следующей или до конечной, сделав необходимые паузы для детального знакомства с местностью, даже если у тебя на это уйдет хоть целый день. Преимущества — на лицо. Автобусы оснащены электронным гидом, который вещает в установленные в каждом кресле наушники на 8-10 языках мира на выбор.
    Ага! Вот и она, Триумфальная Арка, в самом конце «невского-арбата» - настоящий символ Парижа и первая моя победа! Можно прямо на ходу сделать несколько снимков на мыльницу. Сколько раз ее видел раньше, но никак не мог себе представить, что она именно на этом самом месте, в конце (или начале) «Елисейских полей». Под Аркой оказался подземный переход и проход в метро на станцию с одноименным названием, и если проехать 3 остановки, окажусь сразу у смотровой площадки с видом на Эйфель. Но мне туда под землю не интересно. Решил пешком - так пешком. Экономлю на метро, оно и у нас в Германии не дешевое, а тут и подавно. Нахожу по карте нужную улицу, она называется Клебер, которая идет как раз вдоль линии метро, и по ней, ускоряя шаг, уже почти лечу к заведомой цели. Улица, слава богу, оказалась не сильно длинная, и на ней, вот вы представляете себе такое в Москве или тем более в Киеве, целых три(!) станции метро подряд!
      Еще минут семь быстрого шага, и на моем пути - целая толпа зевак с высоко задранными головами. Где-то на самом верху здания противоположной стороны улицы отчетливо виден дымок — горит чья-то мансарда. Вот это да! Пожар в Париже и я свидетель события! Конечно, не Нотр-Дамм, но прямо у меня на глазах! Меня охватывает нервная дрожь и легкая паника из-за нехватки времени. Я с неописуемым восторгом достаю мыльницу из кармана, и, не успев как следует сообразить, вынужденно отступаю назад к стене здания, пропуская вперед три пожарные машины, стремительно примчавшиеся по вызову с воем сирен «на всю катушку».
       Огонь уже не на шутку разгорается, и я едва успеваю выскользнуть перед тем, как всю территорию бедствия перекроют специальными пожарными лентами с маркировкой, преградив тем самым всяческий доступ в зону, и полностью перегородив пешеходный проход. Мне просто везет, еще бы минута и я, похоже, надолго бы тут «застрял», и накрылась бы вся эта съемка.
        Во Франции, как и в Германии, разрешена частная съемка, если она не мешает работникам той или иной отрасли, пожарным, коммунальщикам, санитарам и прочим, но работники могут вежливо попросить не снимать, если ты мешаешь их работе. И не важно, на что ты снимаешь, на мыльницу, профессиональную камеру или обычную мобилку. Даже наоборот, это поощряется в некоторых случаях, ну как народный контроль что ли. А вдруг будут замечены какие-либо их нарушения, и у тебя на руках окажется свидетельство их провинности. Правда, если до суда дело доходит, то рассматривают только оригиналы снимков на карте памяти и еще желательно в формате tiff. Те кадры, которые именно и были записаны первично со всеми исходными данными - датой, временем съемки и прочее, но без любой редактуры. Любая перезапись, даже с карты на флэшку считается тут копией и судом не учитывается как доказательная база, не говоря уже о каких-либо обработках, даже если это обычная цветокоррекция. Если тебе, скажем, «повезло», и в кадр попал непосредственно удар ножом в тело жертвы, а преступника можно легко опознать по фото, его все равно отпустят, если не будет других доказательств его вины - ведь ты снимок сохранил на планшет, а карту памяти уже почистил. Не повезло тут только жертве, мда!
         Солнце начинает медленно уходить за горизонт, я в легкой панике. Иду дальше. Вернее, почти бегу. Уже начинаю серьезно нервничать, а улица Клебер все-таки длинная оказалась, и ну никак не хочет заканчиваться, хотя впереди уже замаячила какая-то площадь с памятником на коне, а Башня еще даже и не думала показываться. Она же огромная, и ее должно быть видно отовсюду! И, только уже выйдя на площадь и интуитивно свернув налево, я понимаю, что выхожу к огромной смотровой площадке, где между зданиями вдалеке и почему-то немного внизу (никогда бы раньше не подумал, что Башня может быть где-то внизу) стоит ОНА, она самая, Эйфелева Башня, моя цель и конечная точка моего маршрута! Ну вот и все, дошел наконец. Да, это именно она, такая, как и должно ей быть, какую я знал всю свою сознательную жизнь и мечтал прикоснуться хоть одним глазком. На ходу расправляю штатив, ставлю. Башня! Подхожу на самый край смотровой площадки и любуюсь видом, переводя дух. Выбираю тот самый ракурс, о котором мне сообщил шеф, ставлю сфетофильтр, замираю. Стою потом еще несколько минут как завороженный, ну просто не могу оторваться - любуюсь и отдыхаю перед обратной дорогой. Солнце уже начинает понемногу садиться, и уже почти на фоне заката я делаю с десяток ценнейших для меня снимков. Успел!