Искусственная боль

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Любое утверждение не является универсальным, всеобъемлющим. Освещает одну или ограниченное число граней того или иного явления. А их – много больше. Поэтому можно возразить против любого утверждения, если сочтёшь его неверным. Или недостаточным. И высказаться о другой грани. Или даже счесть её полностью характеризующей явление. Либо, согласившись с видением собеседника, дополнить его своим.

Мысль на приведённой здесь картинке, естественно, претендует на принадлежность к разряду умных, мудрых. Уж не знаю, кто её автор. Раз без подписи, значит, не из когорты великих. Может, кто-то из сотрудников сообщества «Хочу Всё Знать» на Фейсбуке. А может, они сняли её, как нередко практикуют, на необъятных просторах Интернета. Где мудрецов и "мудрецов" всевозможных калибров, как говорится, пруд пруди. Ну, да! И автор настоящей заметки – среди них!..

Картинку он увидел на рассвете. Сразу же в сознании возникло несогласие. Но надо было бы ещё поспать. Поэтому не хотелось реагировать. Да и как-то подустал он регулярно то возражать, то дополнять, то поправлять, а то и вовсе отрицать. В своих собственных глазах иногда выглядит занудой. А уж другие, тем более с какими-либо недоделками, нарушениями и недостатками в "зрении", его, наверно, и вовсе видят…

И произносить не буду! Что же я имбецил,  что ли, чтобы самого себя обзывать!..

Шуточки, как вы понимаете!..

Хватит, да? Давайте будем серьёзней.

Искусство: тексты, картины, скульптуры, музыка (без слов и песни), кино, театр, балет, — нередко вызывает и боль.
Нет, не физическую!
Не мазохистскую!
Я бы назвал ее душевно-психоделической. Оговорившись, что вторая составляющая не имеет отношения ни к курению, ни к алкоголю, ни к более сильным наркотикам.

Боль, причиняемая искусством, бывает, я бы сказал, негативной и позитивной.

Первая – это когда тебе решительно не нравится. Скажем, человек со сложившимися вкусами и характером, обладающий чувствами меры и собственного достоинства, десятилетиями наслаждавшийся мелодичными, лирическими, содержательными песнями советских и зарубежных исполнителей, больше трёх минут не может выдержать программы «Муз-ТВ». Он их воспринимает как какофонию, бессмыслицу, шабаш, смешение примитивного искусства с энергичной, однообразной и не имеющей отношение к вокалу физзарядкой, как замену таланту всякого рода внешними, мануфактурно-модельерными, выкрутасно-вычурными, механо-динамическими, световыми и пиротехническими эффектами.

Ради справедливости и полноты картины заметим, что он в силу необъективности, которая случается с каждым, может в мусорную корзину отправить нечто, ему лично чуждое, но представляющее неподдельную ценность для другого человека и группы людей.

 Впрочем, что в жизни двуногих объективно и что наоборот! Чаще всего, если не всегда, оценка зависит от системы координат, точки отсчета и угла зрения...

Аналогичные примеры негативной боли можно привести и по литературе. За рубежом, оказывается, беллетристика давно стала ориентироваться на низменные вкусы, третьесортный юмор, несуразные выдумки и порнографию. Которыми теперь от всевозможных авторов – иностранных и доморощенных! – пичкают русскоязычных читателей по всему СНГ. Тоже болванят!..

Позитивная же боль, вызываемая высоким искусством, – от сопереживания или переживания. От обретения душой крыльев. От желания взлететь и невозможности его осуществления. От позывов к творчеству. То бишь к мукам...


P.S. Заголовок – двусмысленный. Прошу понимать как "боль от искусства".

26 мая 2019 г.