Спальное Подмосковье

Владимир Калабухов
                НАША ЖИЗНЬ

     Этот рассказ – размышления об одном из положений Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдение которого становится частично причиной массовой жилой застройки ближнего Подмосковья, обеспечивающего столицу выгодной рабочей силой. Почему выгоден для Москвы не только мигрант-иностранец, но и трудовой человек, имеющий регистрацию своего постоянного места жительства в другом регионе России? По узаконенной причине. Пункт 7 статьи 226 Налогового кодекса РФ гласит:

     «...Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признаётся источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учёта налогового агента в налоговом органе».

     За этими юридическими изысками открывается простой житейский смысл – предпочтение в приёме на работу надо отдавать человеку из другого региона, тогда все налоги останутся в столице, и их не надо будет тратить на поддержание сторонних инфраструктур. Дополнительные средства городского бюджета позволяют:

     – поднять зарплаты бюджетникам, повысить пенсии и социальные выплаты москвичам;

     – увеличить затраты на содержание столичной инфраструктуры – здравоохранения, просвещения, транспортного обеспечения, дорожной сети и т. д. Вплоть до замены в Москве бетонных бордюров гранитными...

     А на инфраструктуру мест иного проживания своих работников, в том числе «спальных» районов ближнего Подмосковья, из столичного бюджета ничего тратить не надо, пусть об этом заботятся областные власти. Таков закон – Налоговый кодекс РФ.

     Как известно, строительство и заселение жилья в городских поселениях обычно привязывается к развитию местной промышленности. В ближнем Подмосковье практически все строящиеся новые жилые комплексы (ЖК) – в основном будущие «спальные» районы столицы, на обустройство и содержание которых, как отмечено выше, правительству Москвы не надо нести никаких расходов. Налоги, что остаются в столице от работающих в ней жителей Подмосковья, и налоги, остающиеся в Московской области от работающих в ней жителей столицы, отличаются многократно в пользу Москвы.

     Проблемой баланса – перераспределения указанных налогов между этими двумя регионами – субъектами РФ, по сообщениям в СМИ, начинали заниматься губернаторы Б. В. Громов и С. К. Шойгу. Сергей Кужугетович, наверное, смог бы добиться решения этой проблемы, но не успел, так как был назначен министром обороны России. С тех пор удвоилось число работающих в Москве жителей Московской области – ориентировочно с 700 000 до 1 400 000. При этом работающих в Подмосковье москвичей значительно меньше – порядка 250 000. Соотношение средних зарплат и, соответственно, остающихся по месту работы налогов также не в пользу Подмосковья. Поддерживать социальную инфраструктуру подмосковных ЖК становится сложнее без решения проблемы баланса налогов. Её надо решать хотя бы на межрегиональном уровне, а затем, при положительных результатах, – и на федеральном с соответствующим внесением поправок в Налоговый кодекс РФ. Оптимальное соотношение в этом случае – 50 на 50 %. Конечно, мэру Москвы это, наверное, не понравится. Но есть президент России, может, пора обратиться к нему?

     В декабре 2018 г. подобное обращение я направил губернатору Московской области А. Ю. Воробьёву. Перед новым годом пришёл ответ из областного Министерства экономики и финансов, в котором сообщено о том, что моё письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию этого государственного органа, направлено в соответствующий орган – в Министерство финансов Российской Федерации. Лично Андрей Юрьевич продолжением начатой предшественниками работой по балансу налогов, возможно, и занимался, но сообщений в СМИ об этом не было.

     В течение трёх месяцев Министерство финансов РФ изучало вопрос, и в апреле 2019 г. прислало своё несогласие на перечисление налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, не поддержав наше предложение. Приведены аргументы «против»:

     «...В случае уплаты 50 процентов налога на доходы физических лиц налоговыми агентами по месту жительства физических лиц, такое перечисление должно осуществляться отдельными платёжными документами на соответствующий счёт территориального органа Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, что может привести к увеличению объёма невыясненных поступлений.

     Кроме того, налоговым агентам будет необходимо отслеживать и контролировать смену места жительства физических лиц для перечисления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Соответственно указанный порядок негативно отразится на работе налоговых агентов.

     В случае перечисления налоговым агентом налога на доходы физических лиц по неправильным реквизитам, например, в ситуации, когда работник сменил место регистрации (жительства), не уведомив при этом налогового агента, налог будет уплачен не по назначению, следовательно, возникнет недоимка, что повлечёт начисление пени налоговому агенту.

     В результате понизится трудовая мобильность населения, поскольку работодатели – налоговые агенты не будут заинтересованы в привлечении на работу лиц, проживающих в других регионах».

     Последнее-то как раз и подтверждает наши размышления о выгодности мигрантов и иногородних для деловых людей. А вынужденная трудовая мобильность населения самому ему зачем? «Работай, где живёшь, живи, где работаешь!» – логика трудового человека.

     Сегодня мы много говорим о цифровой экономике, даже правительственная структура под неё создана. Доводы Минфина о сложности учёта и перераспределения налогов в условиях «цифровизации» просто смешны! Базы данных по людям, местам их проживания и трудоустройства должны актуализироваться в масштабе реального времени, быть доступными и работодателям, и налоговикам. Только теневая экономика может сопротивляться этому.

     Следующей инстанцией для рассмотрения балансовой проблемы стала Государственная Дума Федерального собрания РФ. В апреле 2019 г. в Госдуму отправлено обращение с приложением переписки с Московской областью и Минфином России.

     Комитет Госдумы по бюджету и налогам сработал оперативно, ответив в начале марта. Госдума так же, как и Минфин, не поддержала наше предложение:

     «...Полагаем, что в случае поступления налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика (в случае, если лицо работает в другом регионе) резко снижаются экономические стимулы местных органов власти к созданию рабочих мест, так как налог на доходы физических лиц является основным источником от создания новых предприятий. Кроме того, жители населённых пунктов, работающие в других муниципальных образованиях, пользуются социальной инфраструктурой территории, где они работают, прежде всего, транспортными и социально-бытовыми услугами».

     А, может, наоборот? Как раз появятся дополнительные бюджетные средства для создания новых рабочих мест по месту жительства народа, которому будет потом где трудиться, никуда не выезжая. Не много же ему перепадает там, по месту работы – всего-то транспортные (приехать – уехать) и социально-бытовые услуги (столовая и, извините, туалет с умывальником)...

     Я многолетний подписчик газеты «Аргументы и факты». Туда и отправил всю балансовую переписку. Если тема заинтересует Центр стратегического планирования или другой отдел газеты, то, надеюсь, появится соответствующая публикация.

     Текст этого рассказа направлен в виде обращения президенту Российской Федерации. Департамент письменных обращений граждан и организаций соответствующего Управления президента уведомил меня в мае 2019 г. о том, что обращение направлено в Минфин РФ для получения ответа по существу. Хотя существо ответа уже цитировано в рассказе-обращении. Возможно, будут новые подробности. Да здравствует цифровая экономика!

     И другое. Нельзя же всю Россию концентрировать в центральной европейской её части! В Москву и Подмосковье перебралась почти четверть населения страны. Здесь уже некуда девать отходы. Автотранспортные коллапсы. В поисках достойно оплачиваемой работы люди мечутся по стране, им не до демографии, «не до жиру, быть бы живу». Пустеют провинциальные города, пустеют сёла, пустеют плодородные земли, превращаясь в самосевные леса. Зато Москва стала столицей долларовых миллиардеров России, их количество здесь превысило сотню! Но это уже другая история.

     Фото из Интернета – новый ЖК в ближнем Подмосковье.

     2019