Ко дню химика

Арарат Пашаян
 
КО ДНЮ ХИМИКА
АРАРАТ  ПАШАЯН


ЗАБАВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ СТАРЕЮЩЕГО ПРОФЕССОРА

Эссе и рассказы, опубликованные
в разные годы

Сборник собран ко дню химика


40 ОБОРОТОВ, О ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА И О КВАРЦЕ

Образованность или образование суть вещи разные. Человек может быть без образования, но быть очень образованным, или, как говорят, обладать природной мудростью.
В человеке в первую очередь я ценю вежливость, благодарность, умение мыслить и наличие природной мудрости. А самое главное в процессе мышления, я считаю, это «умение» сомневаться.
Наличие образования в наше время вообще потеряло всякую ценность и, к сожалению, никак не гарантирует и не предполагает наличие интеллекта.
Ко всяким же тестам для определения коэффициента интеллекта я отношусьочень скептически.
 Кто хоть один раз взглянул на содержание этих тестов, тот поймёт, настолько они бредовые.
У меня имеются свои «методы» тестирования, что позволяет сразу определить умение тестируемого сомневаться и/или анализировать факты и докапываться до их сути.
Моя профессиональная деятельность всегда преподносит мне забавные (хотя их можно трактовать как грустные и печальные) сюрпризы.
Выступая перед аудиторией практически я без исключения ненавязчиво, в середине речи, или в конце (когда публика привыкает к моему нестандартному юмору), вдруг задаю слушателям на первый взгляд, глупый, вопрос, с очевидным ответом:
- Вы хорошо изучили содержание этикетки на бутылке водки?
Публика активизируется и раздается знакомая бравада:
- Ну, уж это мы хорошо знаем. А в чем вопрос? - заинтригованно спрашивает голос из аудитории.
- Что означает 40 об.?
- Нашли, что спросить, конечно, обороты!- дружно кричат знатоки.
 -А почему там и проценты указаны? Как сочетать обороты с процентами?
-Так это градусы,- практически стандартно так отвечают опрашиваемые.
-А что показывает этот градус?
- Содержание спирта в водке, -утвердительно отвечают «знатоки» водки.
 - А причем тут обороты?- продолжаю тупить.
- Ну а как еще? Градус, значит обороты…
Так может долго продолжаться, пока я не открываю «страшную» тайну.
- Уважаемые «знатоки», «об.» сокращение от слова «объем». То есть в 100 миллилитрах водки содержится 40 миллилитров чистого спирта…
    Однажды, в глубинке Тамбовской области на праздник Троицы, где я был уважаемым» гостем, в состоянии хорошего подпития я начал разговор об оборотах. Тогда я еще не знал, что около 98% населения России уверены, что «об.» –это обороты, и саркастическим тоном сказал:
- Как же можно ходить по земле, спокойно спать, есть; пить эту водку, чокаться, говорить тосты, философствовать при этом, но ни разу не задумываться, или хотя бы сомневаться, что содержание спирта в водке не может быть определено каким-то числом оборотов. Это жеграничит с шизофренией…
 …Мне спасло то, что я был мужем двоюродной сестры председателя Сельсовета этого селения и приехал в Россию на смотрины, чтобы родня моей жены посмотрела на «армянского зятя».
 - Получается, что мы всю жизнь пьем этот самогон и его градусы это не его обороты?
По-видимому, жить с чувством «достоинства» (тогда было модно говорить «глубокого удовлетворения»), что каждый раз ты принимаешь вовнутрь 40 оборотов, нежели смириться с тем, что у тебя внутри гуляют 40 объемов спирта. Так много счастья не бывает…
Если бы это было единственным примером, я бы успокоил себя, что это «несчастное» совпадение первых букв слов обороты и объем.
К сожалению, есть еще более кощунственное «заблуждение" у населения, когда речь идет о таком определении, как «относительная влажность воздуха».
- Каждое утро, выходя из дома, мы слушаем прогноз погоды. И каждый раз, без исключения, прогноз завершается сообщением об относительной влажности воздуха,- обращаюсь я к аудитории при очередном тестировании мной среднего уровня знаний.
- Допустим, ведущая, улыбаясь (они при передаче прогноза погоды улыбаются шире) сообщает, что в настоящее время в нашем городе относительная влажность воздуха 98%,- продолжаю я.
- Что имеется в виду?- после некоторой паузы, для сохранения интриги, загадочно спрашиваю я.
- Содержание влаги в воздухе,- удивленно и слегка обиженно, что я задаю такой глупый вопрос, отвечают мои слушатели.
 - Значит, Вы собираетесь выходить на улицу без особого снаряжения, ну хотя бы акваланга и беспечно собираетесь открыть дверь своей машины, сесть в нее и ехать на работу, несмотря на то, что на улице сплошная вода?
- А как иначе?- практически с обидой спрашивают мои слушатели.
- А Вы обратили внимание, что это относительная влажность?
- Ну и что?- продолжают капризничать зрители.
Дай Бог, найдется сомневающийся, который робко и тихо пробурчит:
- Действительно, этого не может быть.
- А что же это значит? – наконец, переходя на раздраженный крик, требуют разъяснения мои зрители.
- Относительная влажность, этот отношение истинного содержания водяного пара (влаги) к максимально возможному содержанию паров воды в воздухе при данной температуре…
- Как Вы думаете, что имеет в виду врач,  когда с целью ускорения лечения воспалительного процесса в носоглотке ребенка назначает ему кварц, говоря: «Вам надо принимать несколько сеансов кварца».
Вся беда в том, что (я не сомневаюсь в этом) наши «врачи» сами уверены, что ультрафиолетовые лучи для обеззараживания или уничтожения микробов и бацилл  вкратце называются «кварц».
На самом деле при работе с ультрафиолетовыми лучами применяют кварцевую оптику. И всё.
Как может мать со своим ребенком гордо выходить из поликлиники и рассказывать знакомым, что ее ребенку назначили кварцевание  или, что еще хуже,  отправили на кварц? Ведь кварц-это чистый оксид кремния, иначе говоря, очищенный речной песок.
И что же получается? Массовый психоз, общенародная  неграмотность или всеобщая безалаберность (больше подходит пофигизм)?
Еще неизвестен ни один прецедент, когда родитель возмущался бы  таким кварцевым назначением, побыв у такого «мудрого» врача.
  …Мне трудно представить перспективу страны, где подавляющая часть её населения спокойно существует со своими ежедневными проблемами, подчиняясь своим инстинктам, и никогда не задается вопросом, а тем более не удивляется: - причем тут обороты? Или, как можно спокойно выходить на улицу и спланировать день, если передают по радио, что (в пределах Вашего понимания),  на улице в воздухе 98% воды? Или как можно ребенку назначить кварцевание?
Думаю, здесь как раз имеет место симбиоз отсутствия образования и образованности.
Понимаю, что мне, возможно, придется потом сожалеть о том, что я опубликовал материал с таким содержанием.
Уверяю Вас, ничего личного. Я просто решил поделиться моими наблюдениями и опасениями за будущее нашей страны.
 Мне страшно представить, что мои внуки будут жить в стране, где узловые позиции управления будут занимать люди, которые будут уверены, что в водке содержится 40 оборотов спирта, а на улице сплошная вода и, тем не менее, могут по ней спокойно гулять …
У меня не остается другого выбора, как стать известным (знаменитым) прозаиком, чтобы мои произведения распространялись примерно так же, как у Донцовой или Устиновой (не думайте, что они мои кумиры.Я вообще не знаю даже, о чем они пишут. Но знаю, что у них много читателей)…

Ничего личного.
За державу обидно…
07.09.2013
г. Брянск
P.S. Моя соседка по Еревану, которая ныне проживает в США, прочитав этот материал (назовем эту аналитическую прозу), отозвалась таким образом:
- Да, представляю, в какой бы ужас Вас повергли некоторые факты всяческого отсутствия какого бы то ни было присутствия элементарных знаний в головах среднестатистических американцев, в частности - студентов вузов.
Недавно один из студентов, которому я помогала зарегистрироваться на первый семестр (обычный выпускник обычной американской средней школы, владелец аттестата зрелости, ныне первокурсник), задал мне вопрос, который меня таки -да поверг в пятисекундный ступор (больше времени не было - нужно было быстро среагировать, и адекватно. Приведу Вам наш коротенький диалог:
- Вы можете записаться на курс по метеорологии, если хотите.
-Метеорология? Это что такое? Наука о метеорах?
Тут я сдержалась, чтоб не поперхнуться, хотя это стоило мне немалых усилий. Мне пришлось максимально упростить и объяснить попримитивнее.
- Нет, метеорология - это наука о погоде.
Если б я сказала, что метеорология - это наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физических процессах, и что она только частично занимается моделированием прогноза погоды, климата, исследованием атмосферы с помощью радаров, спутников и т.п., у нас бы получилось - чем дальше в лес, тем больше дров. Посему - я углубляться не стала и просто сказала про погоду.
Мой ответ был радостно принят, и студент на курс пошел. Как он и что он там поймет, провалит или сдаст сессию, вопрос уже другой? И это только один маленький пример.
 Я не буду приводить другие примеры всеобщего среднестатистического американского невежества как простых обывателей, так и той части публики, которая, по идее, считается образованной (профессуры вузов, юристов, врачей и пр.), т.к. это будет очень неприглядно.
 Поверьте, то, с чем сталкиваетесь Вы - это не смертельно. В самой мощной стране мира уровень дремучести ее граждан гораздо угрожающий и безнадежный.  И не только в вопросах метеорологии, но и в гораздо более простых вещах…
Прочитав это письмо, я сразу не смог определиться, как мне быть? Радоваться, потому что не только в России так плохи дела с образованностью, или огорчаться от сознания, что это проблема глобальнее и охватывает всю Планету Земля.
В любом случае, хоть моя соседка по Еревану и хотела меня утешить (большое тебе спасибо, дорогая Асенька!), но мне стало совсем плохо.
Теперь не только за державу обидно…


А МНЕ ЛЕТАТЬ ОХОТА

Если я раньше удивлялся, фиксируя ситуации, которые доказывали, что я и мои студенты совершенно по разному воспринимаем окружающий мир и даже юмор, то сейчас я в этом уверен.
Только вот мне непонятно, почему это так?
Я не один раз обсуждал эту проблему. Посмотрите мои произведения из цикла "Забавные истории из жизни стареющего профессора". Там минимум три рассказа непосредственно подтверждают этот факт. "Не шутите со студентами. Они верят Вам" (http://www.proza.ru/2012/08/02/1706), "Будьте сдержаны, а то... (http://www.proza.ru/2012/07/29/1026) и "Про мою потенцию" (http://www.proza.ru/2012/08/04/1484).
Последняя неделя проходила практически при ежедневном общении с сотрудниками Брянского Краеведческого музея, в связи с организацией выставки "Армения близкая и далекая".
Как - то я после занятий, уставшим и без особого позитива, зашел к ним, чтобы обсудить накопившиеся проблемы.
- А что Вы у нас сегодня такой хмурый? Вы всегда такой позитивный и праздничный.
-  Студенты огорчают.
- Плохо учатся?
- С этим я давно смерился и уже не огорчаюсь. Они и мой юмор не понимают. Рассказал на мой взгляд очень смешной анекдот, никто из них не среагировал.
- А что за анекдот был?
- Дедушка почувствовал себе плохо. Сердце прихватило. Вызвали скорую, та приехала, но дед уже умер от инфаркта. Врач скорой оказавшись в неловком положении, хотел как то выразить свое сочувствие, спросил:
- А перед смертью дед вспотел?
-Да, очень сильно,- с некоторым азартом ответил внук.
-Да? Это очень хорошо, что он вспотел. Это очень полезно!
Я сделал паузу и ждал, пока сотрудницы музея прореагируют, то есть хотя бы улыбнутся.
Я понимаю, что юмор черный. Но...
- И все?- спросили девочки, когда поняли, что я нервничаю.
- Значит проблема во мне? То есть это действительно не смешно, потому и дети не смеются?
Вот такая грустная история.
Вспомнил песню "Водяного" из мультфильма "Летучий корабль"

Я Водяной, я Водяной,
Никто не водится со мной,
Внутри меня водица,
Ну что с таким водиться,
Противно...

Эх, жизнь моя - жестянка,
Да ну её в болото,
Живу я, как поганка,
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота.

Неужели я такой водяной?
А  мне летать охота!
http://www.proza.ru/2012/08/04/1484

КАЖЕТСЯ Я НЕУДАЧНО ПОШУТИЛ. ОДНАКО...

На заседании у проректора по образовательной деятельности обсуждали проблемы освоения первокурсниками естественных наук и математики.
Из-за слабого освоения этих наук университет из года в год постоянно теряет примерно половину количества принятых на первый курс студентов, что в конечном счете приводит к сокращению финансирования вуза.
Проректор была сильно возмущена тем, что преподаватели никак не хотят учитывать то, что к нам априори из школ поступают слабые студенты, и что необходимо находить новые подходы и приемы, чтобы студенто было интересно учиться.
- Почему студенты на занятия по химии к Пашаяну ходят как на праздник, и, как результат, по химии у нас никаких проблем не имеется?
- Вы хотите сказать, что мы плохие преподаватели,- недовольно парировали заведующие кафедрами физики и математики?
-Не знаю какие Вы, но я сужу по результатам. И если подходить из этих соображений, то надо признаться, что да, Вы плохие преподаватели!
Атмосфера была накалена. Я, без вины, оказался виноватым.
 Даже мне эта ситуация не понравилась.
Хотя  я был польщен, что меня похвалили, и вспомнил изречение Козьмы -Пруткова:
"Признание и хвала творцу столь же необходима, сколько канифоль для смычка виртуоза".
Чтобы рассеять тучи и разрядить негативную обстановку, я решил пошутить, рассказав анекдот:
- Аркадий Арканов, как то в узком кругу, рассказал, как он однажды получал первую премию в юмористическом конкурсе, перепечатав письмо читателя журнала "Юность". В этом письме было написано:
"Уважаемая Редакция, моя жена уже 7 лет находится в интимных отношениях с бригадиром скорого поезда "Челябинск-Адлер". Скажите пожалуйста, имею ли я право на бесплатный проезд по железнодорожному транспорту один раз в год"?
Я хотел было продолжать шутить, развивая тему таким образом, чтобы спросить, могу ли я претендовать на повышение моей зарплаты, ежели я такой "хороший" преподаватель, к которому студенты ходят на занятия, как на праздник.
Однако, заведующий одно из кафедрой, доцент Иванов, был настолько взволнован и "оскорблен", что какой то там профессор Пашаян оказался лучше, чем он, что видимо не слушал, что я там говорю, и нервно, и раздраженно  спросил:
- А при чем тут Ваша жена?
Даааа! Вот тебе и "адекватность"!
Неужели при этом мне надо было стараться ему объяснить, что к чему?
- А знаете, уважаемый доцент, - с нарочитым сарказмом съязвил я,- кажется я теперь понимаю, почему Вас студенты не любят. Поверьте моему опыту, они каким-то неведомым мне образом, очень тонко чувствуют наличие юмора у преподавателя.
Наступила пауза. Я воспользовался этим и добавил:
- Коллега! Уверяю Вас, без чувств юмора Вам нечего сделать со студентами. Такие у нас времена. И абсолютно неважно, что Вы имеете красный диплом физфака МГУ.
С тех пор мы с ним стараемся не встречаться и не общаться.
Обидно то, что он когда-либо в компании об этом инциденте обиженным тоном может рассказать, что я в присутствии всех "признался", что " моя жена уже 7 лет находится в интимных отношениях..."
Боже мой! Кажется, я опять вляпался в дурную историю. И это потому, что неудачно пошутил.
Хотя, как сказать? А судьи кто?
P.S. Сегодня день - Праздник Николая Чудотворца.
Может наш любимый Святой поможет людям, лишенным чувства юмора, как-то найти себя в жизни и не создавать проблемы для окружающих?
19.12.2017 год.

ПРО МОЮ ПОТЕНЦИЮ

Наше время, в период демографической ямы, в российские вузы практически поступают все, кому хочется.  Я не думаю, что из состава преподавателей не только я  испытываю раздраженность и дискомфорт, когда со студентом все труднее и труднее найти контакт. С каждым годом все труднее  заинтересовать студентов так, чтобы до конца лекции держать их внимание  и вести за собой. Поэтому в нашей деятельности нам, преподавателям, приходится прибегать к новым ухищрениям и новшествам, да бы заинтересовать эту инертную массу по названию «студенты».
***
Посчитав, что для лесохозяйственных специальностей тема «биологический и микробиологический катализ» имеет особое значение для полного восприятия биологии и физиологии  не только растений, я решил проиллюстрировать этот материал доступными, запоминающимися  и интересными подробностями. Например, как заставить микробов «производить» именно то, что надо. Это достигается последовательной сменой пищи  циклов «кормление» - «голодание» - «кормление».
На первом цикле «кормления» микробу кормят тем веществом (субстрат), которое необходимо в конце производить. Когда микробы привыкают к этому корму, наступает период «голодания», когда в голодные «ночи» микроб с тоской вспоминает о той хорошей жизни, когда его кормили первым субстратом.
При переходе во второй цикл кормления предпочитают дешевый корм, при котором, микроб, принимая этот «новый» корм, предпочитает переработать и в виде экскрементов выдать в раствор себе родной и дорогой продукт в виде первого субстрата. Иначе говоря, микроб себе  на «черный день откладывает» любимую себе пищу.
Таким образом, микроб начинает из дешевого корма вырабатывать необходимый для производства продукт.
Хоть и мне показалось, что это все я рассказал очень убедительно, но концентрации внимания, которое я чувствую спинным мозгом, стоя лицом к доски, не было.
В таких случаях,  когда ничего не помогает, необходимо применить прием, с элементами легкой эротики или разговоры о сексе.
 - Когда я был молодой, - начинал я свои увлекающие студента в глубь науки речи, -  а это было в конце прошлого века, нам заказали технологию синтеза янтарной или  бутандикарбоновой кислоты. Кстати, соли этой кислоты входят в состав препарата янтарь - геронто, который способствует повышению потенции у мужчин.
Наконец появилась  концентрация внимания, и я уловил момент, и, возможно, увлекся куражом.
- В моей производственной практике я часто контролировал ход процесса органолептически, то есть брал в рот пробу и определял конец реакции. Так что этой кислоты я в свое время  принимал вовнутрь вдоволь, поэтому, надеюсь у меня с потенцией все в порядке…
***
Обычное празднование коллективом нечего неожиданного не предвещало. Обычные разговоры, конечно о нашем вузе, сплетни, жалобы о низком образовательном уровне у нынешних студентов и т.п.
- Им ничего, кроме разговоров о сексе не интересует, сказал наш молодой доцент.
- Кстати, дорогой шеф,- обратилась ко мне наша активная Ольга,- почему Вы на лекциях рассказываете своим студенткам о том, что у Вас высокая потенция?
- Вот с этого момента, пожалуйста, поподробнее, - живо среагировала публика, и все внимание сконцентрировалась на Ольге.
- Была на свадьбе. Там  наша студентка с матерью тоже. Поговорили о  нашей кафедре тоже. А я, как бы хвастаясь, говорю: - «Правда, наш профессор интересные лекции читает?»
- Да, недавно было так клево, он целую лекцию нам рассказал, что у него очень высокая потенция, - отвечает студентка в присутствии всех гостей, которые, кажется, не разочаровались, какой интересный там профессор…
***
Кто играет в шахматы, меня поймут. Там имеется  ситуация,  которую называют «цугцванг».
Это ситуация, когда любой ход ухудшает положение. А ходить надо…
04 августа 2012


КАК Я ОКАЗАЛСЯ В ПОРНО САЙТЕ И ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОСЛЕ ЭТОГО...

Нам, представителям «переходного» поколения, рожденных после войны, то есть тем, которым  в период бурного внедрения современных достижений и успехов электронной промышленности было уже 45 -60 лет  пришлось тяжелее всего пережить процесс адаптации.
Некоторые так и не восприняли новшества, и как следствие, они были вытеснены с рабочих мест как естественный результат.
Трудно вообразить, где и кем надо сейчас работать, чтобы не было необходимости компьютерной грамотности.
У каждого своя история «становления» из чайника до потребителя. Но одно общее у всех - частые нервные срывы, доходящие до слез и обид.
Я до сих пор страдаю от потерь «бесценных» мыслей, которые или бесследно пропадали из-за  какого-то нелепого движения пальца, или же после сохранения. Потом нервные и напряженные поиски. И  не понятно где он сохранен?
Тяжелее всего в  период нашего «становления» приходится нашим детям, ибо они  владеют техникой лучше, чем мы, представители уходящего поколения, и поэтому всегда  готовы идти на помощь и  выполнять наши невероятные капризы.
В период увлечения Кубиком – Рубиком я поражался той скорости, с которой совсем молокососы выстраивали ряды и под конец и весь Рубик, при условии, что мне неоднократно показывали, как это делать.
Признаюсь, что во мне бушевали страсти спортивной злости и просто ущемленной  гордости. Все равно, я так и не одолел этот Кубик, который создал знаменитый Рубик…

***
Как обычно вечером «гулял» по Интернету. На этот раз задача была четкая. Искать материалы по очистке сточных вод от шестивалентного хрома. Новая аспирантка занималась этим самостоятельно, но я, как всегда, не доверял молодым и решил самому просмотреть, что нового?
Не берусь точно сказать, как такое случилось, но вдруг мой компьютер перестал слушаться, клавиатура и все другие функции замерли,  а на экране страшная порно сцена.
Ситуация была катастрофическая. В доме один компьютер, пользуются и дочь, и жена. А тут такая ситуация.
Позвонил сыну за помощью. Он строго настрого предупредил ничего не предпринимать, пока он завтра освободится и вечером зайдет, все исправит.
Легко сказать, подожди.
Как представил, что будет, после того как жена или дочь обнаружат это…
 Ты хоть сто раз объясни, что это не потому, что я шарил  по таким сайтам и искал подобное.
Как в том анекдоте:  иди  им объясни, что ты шестивалентный хром искал.
И вдруг с радостью обнаружил, что  мелким шрифтом под порно - картинкой написано: «Если Вы хотите, чтобы эта картина исчезла, отправьте СМС с текстом (не помню текста)  по номеру…. Звонок бесплатный».
Тоже мне, подожди, освобожусь. Нечего ждать. Сам справлюсь. И я взялся сочинить СМС.
После получаю ответный СМС, где вежливо отблагодарили за СМС и в качестве бонуса отправили адрес самого популярного порносайта.
Посмотрел на счет в телефоне. Путем простых арифметических действий я обнаружил, что этот адрес мне обошелся 800 рублей.
Это еще полбеды. Порно картинка из монитора, естественно,  не исчезла…
***
Говорят мужчины не плачут. Лучше бы я заплакал, и мне не было бы так больно.
Я был так унижен, оскорблен. Надо мной так жестоко поиздевались. За что?
Я всегда тяжело переношу потери или другие неоправданные расходы. Это прямое следствие моего тяжелого детства, которое проходило в крайней нищете…

***
Я отличаюсь своеобразной искренностью. Своеобразное касается того, что я не приемлю политическую искренность, когда фильтруется то, чего нельзя по каким то соображениям  рассказать друзьям и знакомым.
Вскоре практически все мои знакомые, друзья, коллеги узнали из моих уст подробности этой истории, и все искренно мне сочувствовали.
Но все как - то оказались без участия к моей трагедии.
После каждого рассказа, я всем предлагал за очень дешево передать им адрес именитого порносайта. Ну, скажем, мне этот адрес достался за 800 рублей, а я предлагал взять его у меня за 150 рублей.
Окажись у меня таких 6 добрых знакомых,  я бы оказался  еще и в выигрыше…

***
В беседе с начальством на очередную рабочую тему, как у Штирлица, когда все расходились, меня начальник попросил остаться.
- Я знаком с Вашим юмором и непредсказуемыми поступками. Неужели больше ничего в Вашем арсенале не осталось, и Вы решили торговать адресами порносайтов? Вы так шутите или что?
Неужели он поймет меня, если я расскажу ему про мое тяжелое детство? -подумал я и ответил:

- Я просто решил проверить, насколько надежно работает у нас в учреждении система доноса. Должен признаться, что замечаний нет. Система функционирует прекрасно.
Разве у меня был лучший ответ? - подумал я,  тихо закрыв дверь  кабинета начальника…

04 августа 2012 года

КАК НА ЛЕКЦИИ Я ДВАДЦАТЬ РАЗ ГОВОРИЛ СЛОВО СЕКС

Чем больше проникает научно-технический прогресс в нашу действительность, тем разнообразнее становятся преподаваемые дисциплины и их содержание.
В ходе моей учебы в университете я не изучал ни одной дисциплины экологического содержания.
Слово «экология»  и суждения вокруг него, вплоть до формирования и становления отдельной дисциплины, происходили в последнем десятилетии прошлого века.
В настоящее время можно перечислить более десяти преподаваемых дисциплин экологического толка и вокруг него. Общая-, омнигенная-, урбо-, био-, радиационная-, промышленная-, прикладная-, химическая-, агро-, и другие виды экологии. К перечисленным дисциплинам следует добавить также и близкие по содержанию, типа «Основы здорового образа жизнедеятельности», «Физико-химические процессы в техносфере», «Теоретические основы защиты окружающей среды», «Переработка и утилизация отходов», «Очистка сточных вод» и др. При этом, дисциплина «Основы здорового образа жизнедеятельности» является обязательной для всех видов специальностей. Именно в программу этой дисциплины в Государственном образовательном стандарте включен раздел «Культура здорового секса».
Таким образом, спустя столетия ханжеского умалчивания наличия такой проблемы или признания необходимости рассмотрения этих проблем при воспитании или обучения молодежи, наступили времена, когда это дело передано специалистам, которые методично и тактично беседуют и учат молодежь отдельным аспектам обсуждаемой проблемы.
Поэтому, можно быть уверенным, что современный студент с первого курса является знатоком в вопросах культуры здорового секса…

***
В ходе преподавания дисциплины «Химия окружающей среды» я выделяю одну лекцию на тему «Химические аспекты агрокоэкологии», где мы со студентами рассматриваем новые достижения химической технологии для снижения экологической нагрузки на почву, сельхозкультуры и на  окружающую среду.
Моя многолетняя практика показывает, что среди большого разнообразия преподнесенного материала наибольшей «популярностью» пользуется лекции на тему «Применение феромонов» в сельском хозяйстве».
Лекция начинаю с того, что обсуждаем вопрос, что такое феромоны и зачем их  применяют?
Я обращаюсь к аудитории с вопросом:
- Дорогие студенты, как Вы думаете, насколько правдоподобно, что при применении феромона содержащегося в парфюмерии представители женского пола становятся более привлекательны и концентрируют на себе внимание мужчин?
На этот вопрос практически вся женская половина аудитории шумно реагирует «даааа», а мужская половина лениво делится на две части: на верующих и неверующих в «чудо» феромоны.
- Феромоны в переводе с греческого означает   «нести возбуждение». Это  продукты внешней секреции, выделяемые некоторыми видами животных, которые обеспечивают химическую коммуникацию между особями одного вида.  Феромоны синтезируются и растениями.
- Таким образом, уважаемые девочки, в процессах эволюционного развития живых существ, человек поднялся на высшую ступень развития и приобрел дар речи,  и как результат,  голосовую форму передачи информации. А у животных передача информации осуществляется другими формами, в том числе и  феромонами, когда выделяемые  летучие вещества передают разные «сигналы» или информацию. Например, страх и тревогу, радость нахождения пищи, призыв к помощи. Наконец, секс - феромоны, которые передают желание самки «общаться» с самцом.
Сделав паузу, я всегда на этом месте замечаю, как вся аудитория намагничена и напряжена, в ожидании новой информации.
Без преувеличения могу заверить, что я был бы счастлив, если все мои лекции были восприняты всеми студентами на таком же эмоциональном уровне. А причина успеха этой лекции, по-моему, очевидна.
-Еще раз обращаясь к представителям женского пола, спрашиваю: - неужели Вы по - прежнему верите, что приобретенные вами дорогие духи с феромонами действительно способствуют вашей привлекательности у противоположного пола, если я уже отметил, что феромонный механизм передачи информации осуществляется среди растений и животных?
Наступает напряженное молчание, при котором девочки недовольно подсчитывают свои убытки, а мальчики торжествуют победоносно, непонятно только почему?
После такой «артиллерийской» подготовки, когда аудитория настроена еще дальше проникнуть в глубины научных тонкостей и достижений,  я в спокойном темпе рассказываю о применении секс феоромонов в сельском хозяйстве.
Вторая половина 20 века характеризовалась разрушительным вмешательством ядохимикатов в сельское хозяйство. Масштабное применение ядохимиката - инсектицида ДДТ, за синтез которого Пауль Мюллер был удостоен Нобелевской премии, оказалось губительной для почв и растений Планеты Земля. Оказалось, что ДДТ в окружающей среде во времени не только не распадается или разлагается, а наоборот, преобразуется в мутагенный эпоксид, способствующий образованию раковых заболеваний.
Для снижения экологической нагрузки почвы, растений и плодов необходимы особые подходы, одним из которых является использование секс феромонов.
В 1959 году под руководством Адольфа Бутенанда группа немецких химиков из железы 500000 самок тутового шелкопряда выделила 4 мг полового (секс) феромона, привлекавшего самцов того же биологического вида. Полученное вещество было названо бомбикол — из-за латинского названия шелкопряда, Bombyx mori. Единица привлечения Бамбикола LE50=10-10мкг. Это означает, что такое количество вещества в 1 мл петролейного эфира привлекает 50% самцов, которые, реагируя на «зов» самки - «секса» хочу, стремятся в эпицентр запаха. А там ученые устраивают ловушку в виде липучей смазки, где и находят свою кончину огромное количество самцов, в результате размножение шелкопряда  прекращается, и этот вид исчезает.
Вот такой «цивилизованный» подход  нашли ученые. Такой подход не отравляет окружающую среду, поэтому исследования по синтезу новых видов феромонов усиленно продолжаются, а достойные химики за особые достижения удостаиваются высоких наград и премий.
Вот примерно о чем я рассказываю на лекции, посвященной этой теме,  демонстрируя на доске химические формулы и уравнения реакций синтеза…

***

Одна «благодарная» студентка из семьи высокопоставленного чиновника, начальника какого-то департамента областного уровня, восторженно  рассказывает родителям, какая интересная лекция была прочтена профессором про секс феромоны.
Родители моей студентки, добропорядочные блюстители высоких нравственных показателей и принципов нашей действительности, болезненно реагируют на реплику дочери, познав  из этих двух слов только смыл первого.  Узнав фамилию профессора и догадываясь, что, кажется это «лицо кавказской национальности», от которого ничего хорошего нельзя ждать, требуют у дочери тетрадь и после  внимательного изучения текста выясняют, что только в одной лекции профессор двадцать раз использовал слово «секс»…

***
В разговоре со мной ректор всячески старался во вступительной части своей речи упомянуть, как он высоко ценит мою роль и деятельность как педагога и как ученого. Одновременно он упомянул, что до него часто доходят слухи о моем нестандартном поведении со студентами, которое (поведение) можно трактовать неоднозначно.
- Я никогда не стал бы обсуждать с Вами эту проблему, но поступил сигнал такого уровня, что я не могу не реагировать и дать обоснованный ответ.
Узнав подробности и содержание «сигнала» я ответил:
- Тема лекции слишком насыщенная, поэтому секс - феромонам, к сожалению, я уделил лишь малую часть. Поэтому я употребил слово секс всего лишь в двадцать раз.
Перед выходом из кабинета ректора я повернулся и сказал:
- Кстати, о сексе. От моего имени посоветуйте этому начальнику во время секса использовать противозачаточные средства и предохраняться, чтобы не размножать таких же дегенератов, как он…
04 августа 2012г.

СУПРУЖЕСКИЙ ДОЛГ И ПИЩЕВАЯ СОДА

В цикле "Забавные истории из жизни стареющего профессора" мною размещены более 20 произведений, где вокруг главного героя, то есть вокруг меня, происходят события, в результате которых я оказываюсь  в смешных и неуклюжих ситуациях, после которых я каюсь и признаюсь, что во всем виноват я, так как своими нестандартными действиями  создаю конфликт, который не всегда можно трактовать однозначно.
Без исключения в финале всех рассказах я обязуюсь, быть внимательным и/или сдержанным во избежание возникновения забавных и неловких ситуаций.
Я опять огорчен, так как по моей вине я опять оказался в неловкой ситуации, анализируя которую я ощущаю чувство совершенной вины, выражающейся в том, что я не смог контролировать  свои эмоции и опять ляпнул нечто неприличное, без которого запросто можно было обойтись.
Со студентами рассматривали тему гидролиза и  теоретически обосновывали, почему водные растворы  гидросульфита натрия и гидрокарбоната натрия имеют кислую и щелочную  реакцию соответственно, несмотря на то, что они обе являются кислыми солями двухосновных слабых кислот с сильным основанием - гидроксидом натрия?.
Сопоставляя количественные параметры процессов гидролиза и электролитической диссоциации мы показали, что в растворе гидрокарбоната натрия, который в быту называют пищевой содой, преобладает процесс гидролиза, тогда как в растворе гидросульфита - диссоциация гидросульфит аниона.
Математическими преобразованиями показали, что раствор гидрокарбоната натрия имеет слабощелочную реакцию (рН= 8,3).
Практически всегда я все  обсуждаемые темы для их закрепления перевожу на практическую плоскость, разъясняя как и когда могжет быть эти знания пригодятся  в дальнейшей деятельности инженера-технолога?
Стал рассказывать об изжоге, о причинах ее появления и способах устранения ее симптомов.
- В настоящее время  аптеки  предлагают различные дорогие таблетки сомнительного состава и действия.
Зачем тратить деньги и приобретать препараты с непредсказуемыми побочными действиями, когда можно, не выходя из дома, брать на кончике чайной ложки пищевую соду и запивать ее водой.
- При этом в желудке происходит реакция нейтрализации избыточных количеств соляной кислоты (причина изжоги) содой. Продуктами реакции являются хлорид натрия, вода  и углекислый газ, который через пищевод выходит из желудка в виде отрыжки.
- И сразу уйдут прочь все неприятные ощущения,- продолжал я,- к Вам вернутся позитивные чувства, появятся яркие окраски и запах, туман в глазах рассеется и появится фокус зрения. Жизнь по прежнему приобретет свои прелести и станет так хорошо, что даже можно думать об исполнении супружеского долга.
Я прервал свою речь, так как подсознательно уловил, что  опять что-то сморозил неуместное.
Наступила тишина.
Я предпочел больше не развивать эту тему, чтобы не стало еще хуже.
Один студент попробовал пошутить на тему и спросил:
- А если отрыжки не будет, то нельзя приступать к исполнению долга?
- Не советую. Согласно закону Паскаля, "давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях". Если газ не пошел вверх, то может выходить снизу и будет сюрприз. Лучше подождать, пока газ выйдет...
Тут уместно говорить: - Было плохо, стало хуже...
Однако у студентов появилось некоторое оживление и шум в аудитории.
Некоторые весело смеялись, некоторые молча переваривали сложную информацию. Не каждый день такие подробности узнаешь.
- Наконец -то я поняла, зачем мы изучаем эту химию,- тихо, себе под нос буркнула одна студентка  и стала собирать вещи, так как уже прозвенел звонок.
Группа громко и весело попрощалась со мной.
Оставшись в тишине, я стал раздраженно в уме анализировать мою трактовку механизма устранения изжоги пищевой содой и  желание исполнять супружеский долг.
Я представил ситуацию, когда отец этой студентки, которую посетило озарение, почему мы изучаем химию, спрашивает ее,- как учеба, доченька?
Вдруг это восторженная особа начнет рассказать отцу, как весело проходит учеба в университете, и не скрывая восторг, расскажет свою трактовку, что мы изучаем на  занятиях химии...
Реакцию отца трудно предсказать, особенно, если он узнает, что моя фамилия имеет окончание "ян", как и у Мары Багдасарян, Армена Джигарханяна и  "главаря армянской мафии  "Артура Согомоняна".
Не думаю, что этот отец потратится на киллера!
Ну и слава Богу!
Но накатать жалобу на имя ректора или в министерство, думаю он имеет полное право!!!
15.11.17.
 Раковина Менделеева
В моей педагогической практике особое место занимает лекционные занятия у студентов заочников всех направлений подготовки.
К сожалению, действует практика пропихнуть занятия с заочниками начинающим ассистентам и аспирантам, в лучшем случае старшим преподавателям. А как же? Неужели доктор наук, профессор, заведующий кафедрой должен этим заниматься? Ему нечего делать?
Это ошибочное мнение так укоренилось, что я даже не пробую объяснять коллегам, что этот "фронт боевых действий" требует владения высшего педагогического мастерства, чтобы за  неделю общения со студентами оставить у них хоть какие-то остаточные знания и убежденность в том, что даже такая сложная наука, как химия, может быть интересная!
Уже все  привыкли, что каждый год лекционные занятия у заочников я беру на себя. Мало того, они интересуются, как это мне удается "влюбить" студента-заочника в химию?
Мои слушатели, чаще всего люди, которые 10-15 лет назад, после школы,  поступали в гуманитарный вуз, а со временем пришли к выводу, что надо получить второе высшее техническое образование.
Идеология заочного обучения заключается в том, чтобы на занятиях преподаватель  давал основные положения дисциплины и указал пути ее полного освоения  с помощью имеющихся учебников и дополнительной учебно-методической литературы.
Основную нагрузку по подготовке к экзамену студенты должны выполнить в режиме самостоятельной подготовки.
После длительных размышлений я понял, что традиционное, то есть  классическое (последовательное) изложение дисциплины "химия" перед этой аудиторией не может иметь успеха. То есть, они кое-как сдадут экзамены по дисциплине "химия", пользуясь тем, что у меня очень либеральное отношение ко "знаниям" моих студентов-заочников.
Однако, я не терял веру в то, что когда-либо я разработаю свою "программу" и механизм  преподнесения  тематики.
Наступила очередная зимняя лекционная сессия. После долгого отбора самых подходящих тем, я принял решение основательно разобраться со студентами заочного отделения с периодическим законом Менделеева, ибо, как химик и представитель точных наук, я не перестаю утверждать, что в природе нет более основательного и всеобъемлющего закона, чем Периодический закон.
Это обусловлено тем, что отсюда вытекают все природные закономерности о свойствах веществ, из чего состоит весь окружающий мир.
Если преподнести этот закон как подобает, то все остальные закономерности в природе вытекают сами собой как продукт очередного этапа развития материи.
Хотя химия одна из самых точных наук, однако она тоже не может обойтись без магии.
Оказывается, если в составе ядра атомов сосредоточено четное число протонов и нейтронов, то ядра таких атомов являются магическими, потому они обладают  высокой распространенностью в  природе. А если число протонов и нейтронов равны между собой, то считают, что ядра таких  атомов обладают двойной магичностью и максимальной распространенностью в природе. Например, ядра атомов самых распространенных элементов в природе имеют такие составы (в скобках указаны число протонов и нейтронов в ядре атома данного элемента): углерода (6+6), азота (7+7) кислорода (8+8), неона (10+10), магния (12+12),  кремния (14+14), серы (16+16), кальция (20+20), железа (26+30) и так далее.
Самое невероятное, что связано с открытием закона Менделеева, является то, что приписав к элементам порядковые  номера в 1869 году, Менделеев никакого понятия не имел о существовании протонов и нейтронов и вообще о ядре атома.
Спустя  40 лет, когда Резерфорд выдвинул ядерную модель строения атома, а потом каждый атом приобрел заряд своего ядра (число протонов в ядре), выяснилось, что приписанные Менделеевым порядковые номера элементов с точностью совпадали с зарядами ядер этих элементов.
Некоторые любители фантастики пустили слух, что Менделеев эту таблицу в таком виде увидел во сне.
Интересно, почему же такой сон не приходил в голову, например, соседу Менделеева  или алкоголику, проживающему в это же время в Санкт Петербурге? Или же сторожу химического факультета университета, где Менделеев проводил свои наблюдения?
Рассказывая эти темы студентам я уловил, что концентрация внимания приближалась к 100%-нему показателю, что никакому преподавателю в наши времена не удается достигнуть.
Концентрация зашкаливала, когда я начинал рассказы о Менделееве, как о человеке, как об очень странной, порой даже забавной а иногда и непредсказуемой  личности.
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 году  в Тобольске и  был семнадцатым ребенком в семье.
Во время учебы в гимназии Дмитрий Менделеев вовсе не тянулся к знаниям.
Интересные факты из жизни ученого включают в себя и сведения о его школьных отметках. Известно, что наиболее сложно ему давались Закон Божий и латынь, не вызывали у него особого интереса и другие науки.
У Менделеева были проблемы с учебой и в ту пору, когда он был студентом Главного педагогического института. Известно даже то, что гениальный ученый однажды оказался в числе второгодников, так как получил неудовлетворительные оценки по многим предметам. Тогда ему удалось хорошо сдать лишь математику. Однако постепенно у него появилась тяга к знаниям, он втянулся в учебу, отметки становились все лучше и лучше, благодаря чему при выпуске ему была вручена золотая медаль.
После опубликования Менделеевым своего Периодического закона  один из его коллег-"доброжелателей" из Германии злобно высказался:-"Лучше бы этот небритый русский мужик расставил элементы в алфавитном порядке. Пользы было бы больше".
Менделеев, как и любой гений, был непризнан в своем кругу. Его кандидатуру несколько раз отклонили в Российской Академии наук. И Менделеев так и не стал членом академии (академиком) Российской Академии), хотя, по масштабу его открытий,  он является самым Крупным в числе всех знаменитостей.
Лауреатом Нобелевской премии Д. И. Менделеев тоже не стал, хотя он трижды входил в число номинантов. На тайном голосовании, которое проводилось членами Императорской академии наук, его кандидатура постоянно проваливалась, номинировали ученого исключительно иностранцы. И это не странно, так как со времен Петра I и Екатерины Великой в президиуме Российской академии наук заседали одни иностранные ученые, в основном немцы.
Россия познакомилась с водкой еще в 1843 году, когда ее предполагаемому «изобретателю» - Менделееву тогда еще не исполнилось и десяти лет.
Почему же в мире доминирует уверенность в том, что состав водки изобретен Менделеевым?
Защита докторской диссертация Д.И.Менделеева на тему «Рассуждение о соединении воды и спирта», состоялась 31 января 1865 г. в Санкт-Петербургском университете на заседании Совета физико-математического факультета. В ней отсутствует какое-либо упоминание спиртных напитков. В этой работе рассматриваются свойства, которыми обладают смеси воды и спирта.
В 1890 году, представители власти обратились к ученому за помощью. Правительство интересовало тщательно скрываемый рецепт создания бездымного пороха, который стоил слишком дорого для того, чтобы его приобретать. Менделеев взялся выполнить полученное задание, для чего ему понадобились отчеты железных дорог иностранных государств (Франция, Германия, Британия). Талантливому химику не составило особого труда разгадать рецепт пороха, после чего он изготовил его для России. Потрясающе то, что тщательно скрываемую иностранцами информацию Дмитрий легко получил из отчетов, которые находились в свободном доступе.
Менделеев настолько плодотворен, что нет возможности рассказать о всех его "подвигах", поэтому ограничимся лишь кратким перечислением его заслуг.
Для большинства людей Дмитрий Менделеев - химик, однако из всех работ за его авторством, химии посвящено лишь около 10%. Все остальные охватывают более широкий спектр наук -  геология, метрология, физика, экономика.
• Именно он придумал нефтепроводы и систему хранения этого полезного ископаемого в цистернах.
• В течение жизни он изобрёл множество приборов, не имевших до того момента аналогов.
• Именно Менделеев учредил первую Российскую палату мер и весов.
• Страстью Дмитрия было изготовление чемоданов. В Москве и Санкт-Петербурге он сумел завоевать репутацию самого выдающегося чемоданных дел мастера.
• На протяжении всей жизни учёный много курил, отчего его пальцы были жёлтого цвета.
• У него был племянник, с которым его часто путали, потому что они были полными тёзками — их обоих звали Дмитрий Иванович Менделеев.
• После первого брака и воспоследовавшего за этим развода учёному было запрещено в течение 6 лет жениться повторно, но один священник за 10 тысяч рублей (огромные деньги!) обвенчал его с новой избранницей. За это священник был лишён духовного сана.
• Прекрасно разбиравшийся в живописи Менделеев не только был ценителем этого искусства, но и публиковал рецензии на картины.
• Отчасти именно благодаря ему было создано первое в России Химическое общество.
• Менделеев был редактором знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
• В свободное время он любил играть в шахматы, читать книги и посещать балет.
• При жизни Менделеев был почётным членом более чем 90 различных академий наук.
• Он активно выступал за право женщин на высшее образование и даже был лектором на первых курсах для прекрасного пола.
• Всего за свою жизнь Менделеев опубликовал 431 научную работу.
Признайтесь, что оставаться равнодушным к таким интересным подробностям из жизни гения мирового масштаба не может оставлять безразличным даже самого пассивного и "плохого" студента.
Вот я и пользовался этим фактом.
Однако, возникает вопрос, а не злоупотреблял я при этом временем, которого и так катастрофически не хватает студенту и преподавателю при заочной форме преподавания.
Да, конечно это перебор!
Однако это предпочтительнее, чем тоскливые и "мудрые" лекции, посвященные раскрытию многих закономерностей и свойств веществ.
Уверяю Вас, что такие "умные" лекции контрпродуктивные. Наши студенты во время занятий  "находятся" в своих телефонах. И никакие угрозы или уговоры не спасут положение.
Разве что такие подробности, какие я описывал выше.
Однажды, увлекшись беседами о жизни Менделеева, я пошел дальше.
Я рассказал студентам, как Менделеев в зрелом возрасте влюбился в близкую подругу своей дочери  и из-за нее бросил университет.
Разногласия в семье Менделеевых были всегда. Феозва Никитична мечтала о тихом семейном счастье в большом деревенском доме. А Дмитрий Иванович был одержим наукой, любил путешествовать и был открыт для всего нового. На пятом десятке он без памяти влюбился в юную дочь казачьего полковника из Урюпинска Анну Попову, которая приехала в Петербург поступать в Академию художеств. Поначалу великий ученый даже не понял, что с ним происходит. Просто вдруг стал замечать, что в присутствии Анны начал испытывать приступы одиночества. Большим плюсом в Анне Ивановне было то, что к  занятиям Дмитрия Ивановича наукой она относилась очень спокойно.
Менделеев не стал скрывать от Феозвы Никитичны, что полюбил другую. Но супруга категорически отказалась давать ему развод. Узнав об этом, а также о чувствах своей дочери к Дмитрию Ивановичу, родители Анны запрещают им видеться. Менделеев обещал не искать встреч с Анной Ивановной, но сдержать слова был не в силах. Ноги сами шли туда, где он мог встретить девушку. Менделеев часами поджидал Анну в Академии художеств. Тогда отец возлюбленной Дмитрия Ивановича отправил дочь на всю зиму в Италию. Менделеев обещал не напоминать ей о себе, потому каждый день писал письма девушке, но не отправлял их, а складывал в ящик.
Видя, что приятель его сходит с ума, друг Менделеева Андрей Николаевич Бекетов (один из основоположников физической химии и химической динамики, заведующий академической химической лабораторией университета),  отправляется к жене Менделеева, к Феозве Никитичне, дабы убедить ее дать развод. И она соглашается! Менделеев в то время должен был ехать в Алжир на научный конгресс. Бекетов с радостной вестью застал его на пристани. Естественно, после таких новостей о конгрессе не могло быть и речи. Дмитрий Иванович прямиком отправился в Рим. Оттуда влюбленные поехали в Египет, побывали в Испании.
Оформить второй брак у Д.И. Менделеева с семнадцатилетней художницей Анной Ивановной Поповой долго не получалось. Она была моложе прославленного химика на 26 лет, а ученый был влюблен в неё с 1878 года. С трудом добившись развода, ученый все же был наказан за развод с первой женой. По указанию церкви, он не мог в течение нескольких лет жениться официально. А в это время у пары уже была первая дочь. Однако, уговорив за 10 000 рублей батюшку Адмиралтейской церкви, он в 1881 году был обвенчан с любимой женщиной. А батюшку, конечно же, лишили сана за самоуправство и мздоимство.
Во втором браке у Дмитрия Ивановича родилось четверо детей. Двойняшки Василий и Мария, дочь Любовь и сын Иван.
Любовь Дмитриевна Менделеева была замужем за известным поэтом А.Блоком.
Чтобы усилить впечатление об образе Менделеева, я в финале рассказал о "раковине Менделеева". Эту историю мне рассказали сотрудники химического факультета Ленинградского государственного университета.
"Менделеев настолько был увлечен научным трудом, что при очередном ремонте его кабинета, он попросил сделать раковину на уровень его ширинки. Так можно было экономить время и сходить в туалет по "малому" прямо в кабинете, не отходя от экспериментального стола.
Мужской туалет в химическом факультете находился в противоположном крыле этажом ниже.
И можете себе представить, что такой увлеченный наукой человек, чтобы быть рядом с любимой, решился бросить университет...
Настало время экзаменов.
В беседе со студентами, я в основном отвечал на их вопросы и соответственно, по содержанию вопросов,  ставил им оценки.
Меня поразил один студент, который на мой вопрос:
- Как Вам понравилось наше общение? Как Вам лекции?
- Очень интересные. Я их слушал практически затаив дыхание, чтобы не пропустить какую либо подробность.
Воодушевленный такой высокой оценкой по поводу наших общений, я задал дополнительный вопрос:
- А что именно больше всех Вас поразило или запомнилось?
- Раковина Менделеева,- с горящими глазами ответил студент.
Я с трудом сдерживал свой внутренний хохот. Однако надо было ответить и продолжать беседу.
Не долго подумав, я процитировал Екклесиаста:
- И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь...
P.S. Осталось впечатление недоговоренности, типа и что дальше? Что получил на экзамене этот студент?
Я благодарен этому студенту тем, что написал этот увлекательный и интересный рассказ.
Но времени не было для размышлений. Надо было принимать решение.
Интуитивно и виртуально я испытал к этому студенту большую симпатию. Особенно за его юмор, если предположить, что он пошутил (хотя я далек от мысли, что он пошутил).
Поэтому я ему поставил отличную оценку...
30 апреля 2019 года. Брянск.