Что такое игра? 2 часть. История. Развитие

Алик Зайцев
http://www.proza.ru/2019/05/25/1355 - 1 часть, вводная.
http://www.proza.ru/2019/06/21/781  - 3 часть, история появления и развития игр.
http://www.proza.ru/2019/09/11/1343 - 4 часть, современные игры, Монополия и другие
http://www.proza.ru/2020/01/31/1286 - 5 часть, для разработчиков

Что такое игра? Из чего она состоит? Что людей привлекает в играх? Почему они в них играют? Как создаются игры? 2 часть. История появления и развития игр.

2 часть. История появления и развития игр.
Продолжим наши рассуждения.
Немного утомив читателя философией, попугав его странно закрученными рассуждениями, казалось бы, пора и честь знать и приступить к изложению легко, просто и доступно, - ан нет, не получается.
Ибо игра - это настолько сложно, что даже единой трактовки определения этого понятия мы не имеем, и я не думаю, что в ближайшем будущем она может появиться.
Именно поэтому можно попробовать начать сначала. Очень поверхностно затронем историю игр. Как мне представляется, игра на начальном этапе своего существования была неразрывно связана с сакральной составляющей человеческого бытия. Это до сих пор находит отражение в гаданиях, испытаниях судьбы, попытке найти в игре благоволение Бога к игроку. Что же мы знаем о первых играх? Из тех, что дошли до нас (в оригинале ли благодаря археологии, благодаря описаниям и т.д. - не важно)  или нашли своё отражение в литературе:
 
Кубики (генераторы случайности), - да, просто кубики, - многие считают, что именно они были первыми настольными играми (и им под 6, 7 тысяч лет или даже более). Впрочем, нужно уточнить, что помимо кубиков люди бросали: пирамидки (4 грани, бросали их, как нынче думают, так: у каждой пирамидки были две маркированные вершины и две "чистые", - бросали несколько пирамидок одновременно, и в зависимости от количества выпавших маркированных или не маркированных вершин подсчитывался результат, и не всегда это касалось арифметики. К  примеру, в игре из Ура бросали 3 пирамидки, и если выпадало 3 пустых вершины, игрок получал 4 очка...), палочки (плоские, похожие на палочки, которыми в СССР ели мороженое, одна сторона была окрашена, вторая нет, - бросали несколько палочек одновременно, а затем подсчитывали количество палочек, упавших окрашенной стороной, - в своём роде палочка являлась всем известной ныне монеткой). Нужно заметить, что и сегодня практически не придумали ничего нового для внесения случайности в игру (о картах мы поговорим отдельно).
Продолжим, перед нами игра
Сенет (с механикой (механикой ли? но об этом попозже) – «кинь-двинь», этой игре более 5000 лет, есть вполне обоснованное мнение, что это скорее была не игра друг с другом, а игра с Богом – путешествие в потусторонний мир).
Далее
Лила (дата её появления неизвестна, современный способ игры описан в 1980 году Харишем Джохари, предполагают, что игре до 5000 лет). Игра основана на философских  принципах понятия Лила и служила наблюдением за закономерностями случайных событий в жизни, для изучения принципов Дхармы, и была своего рода игрой-запросом, типа пасьянса, однако вовсе им не являлась по сути.
Немного изменим направленность, в следующей игре нет ни кубиков, ни других генераторов случайности.

Манкала (игра в ямки-зёрна или ямки-камешки, - возможно, ей до 7000 лет, возможно, она ровесница Сенета, а возможно, ей не больше 1000, - мнения на сей счёт разнятся, связывая эту игру со сверхъестественным; следует обратить внимание на то, что возможно, именно победителю доставалось право выбирать срок, когда следует начинать посев). Интересно, что ямки, выдолбленные в скалах в три ряда, археологи почти всегда единогласно идентифицируют с Манкалой. Так ли это?
Далее расскажем еще об одной игре с принципом кинь-двинь, но уже в несколько иной ипостаси.

Королевская игра из города Ур (как и в Сенете, в этой игре есть элемент случайности, связанный с бросанием кубиков, пирамидок или палочек. Этой игре также под 5000 лет, само поле игры очень напоминает земли, разделённые (или соединённые) мостом, а сам смысл игры вполне возможно напоминал поход в чужие земли с захватом добычи и возвращением в родные пенаты). Чуть ниже я упомяну о некоторых пристрастиях в определении будущего у жителей (или властителей) Двуречья, возможно, и эта игра в определённые моменты была призвана определить благоволение бога к правителям, готовившим поход на чужую сторону. Есть и другие версии, к примеру та, которую озвучил Фенкель после расшифровки клинописной таблички предположительно с правилами этой игры. Согласно его версии фишки и сама игра несли кроме прочего ритуальные функции.
Ровесницей игры из Ура и, в какой-то мере её модификацией можно считать
 
Нарды, Трик-трак, Шиш-беш, Бэкгэммон, - естественно, в не совсем современной интерпретации. Интересно, что даже названия игровых досок у нард несли в себе изначально сакральную функцию. В персидской астрологии поле нард символизировало небо. Движение фишек по кругу – движение звёзд. А сумма очков на противоположных гранях кубика, равная семи, обозначала 7 известных к тому времени планет солнечной системы. Нардам  придавалось скорее мистическое значение, с помощью доски для игры в  нарды  древние астрологи предсказывали судьбу персидских правителей. Вот такие «пирожки» с такой, казалось бы, известной игрой.
Далее вспомним игру
Псы и Шакалы – игре более 3000 лет, она из разряда гонок, достоверных правил игры не существует. Примечательно, что завершающий иероглиф обозначал в игре вечность.
Мехен - эта игра является не просто испытанием судьбы, но напрямую связана с богом, именем которого и названа (мало того, неизвестно даже, что первично, игра ли получила имя от имени бога или бог Мехен получил своё имя от игры, - такие вот странности).
Перенесёмся в Китай.
Игра Любо довольно прочно была забыта (впрочем, недавно, - если считать 1973 год недавним, была обнаружена практически полностью сохранившаяся версия этой игры со всеми компонентами, хотя это также, как и с игрой из Ура, не приближает нас к точному знанию способа игры в неё, но подтверждает теорию связи первых игр с потусторонним). Эта игра также имеет солидный возраст.
Не менее древними являются игры

Го и Гомоку, - обе они также родом из Китая (возраст до 4000 лет, представляют типы игр в которых фишки не двигаются по полю, а выставляются или убираются). Если говорить простым языком,  эти игры можно отнести к разряду игр на захват и контроль территории. Гомоку  - предшественница Рондзю (своего рода крестики-нолики по пять в ряд). Стоит заметить, что эти игры, если дистанцироваться от их сути, относятся к тому типу (как и Манкала), где практически нет случайности. Они скорее были призваны выявить того, к чьему мнению следует прислушиваться. Игры подобного рода были известны и инкам, и римлянам.
Теперь немного о всем известной игре
Домино (тут даже комментариев не нужно, ибо наверное нет людей, которые не знали бы её хотя бы поверхностно. Скажем только, что возраст этой игры более 2000 лет, не такая уж она и древняя. Впрочем, можно добавить, что по сути домино – это разобранный кубик. Однако, в отличие от простого бросания кубика, у игроков в домино есть очень интересная составляющая игр, а некоторые даже отдают этой составляющей чуть ли не ведущую роль в играх вообще – возможность выбора. 
Ещё одна древняя игра
Пачиси (игре более 4000 лет) и
Чаупар (разновидность Пачиси),  (и вот тут много интересного и странного). Начнём с того, что эта игра упоминается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», а исход игры влияет на судьбы государства и правителей. Но самое удивительное, что очень похожая игра имеется у индейцев (и тут нет опечатки, не у индийцев, а именно индейцев) под именем Патоли. В неё играли в Теотиуакане, у толтеков, у индейцев майя, у ацтеков. Индейцы играют в неё и сейчас (возможно, что пока вы читаете эту увлекательную статью, кто-то из индейцев Америки раскладывает партию Патоли). Впрочем, чтобы сравнить эти игры, и решить, есть у них ещё что-либо общее, кроме внешнего вида, стоит попробовать сыграть в обе, я не играл пока ни в одну.
Теперь немного о стратегических играх .
Чатуранга (её в каком то виде считают предшественницей шахмат). Время её появления точно не
известно, но почти наверняка ей более 2500 лет.
 
Шатранж (эта игра является практически копией шахмат, - точнее, шахматы являются её копией). Игру эту придумали арабы где-то 1500 лет назад, видоизменив Чатурангу.
Далее стоит упомянуть Латрункули (игра в разбойников), - по мнению некоторых - прародительницу шашек, - ей почти две с половиной тысячи лет.
 
Сиджа, Сига – сколько лет игре - неясно, время появления игры в зависимости от разных источников колеблется  от 3000 до 400 лет. Игра интересна тем, что не имеет первоначальной расстановки, по сути игра чем-то напоминает Латрункули. Некоторые считают её промежуточным звеном между Манкалой и Мельницей (наверное, тут имеется в виду отсутствие начальной расстановки на поле).
Семейство шашечных игр продолжает
Алькерк он же Киркат, - время появления согласно упоминаний в литературе (у Абуль Фараджа) около полутора тысяч лет назад, считается, что от неё произошла игра... см. продолжение

продолжение будет

http://www.proza.ru/2019/05/25/1355 - 1 часть, вводная.
http://www.proza.ru/2019/06/21/781  - 3 часть, история появления и развития игр.
http://www.proza.ru/2019/09/11/1343 - 4 часть, современные игры, Монополия и другие
http://www.proza.ru/2020/01/31/1286 - 5 часть, для разработчиков