Проблемность израильского образования2

Моисей Харитонов
Проекты, с которыми должны справляться эффективные менеджеры, относятся к двум диаметрально различным видам ситуаций деятельности – к ограниченным или неограниченным ситуациям; к последним относятся проекты, содержащие неопределенности, связанные с человеческим фактором.

Лицо или группа, стремящиеся к результативному и эффективному включению в общественную жизнь,  должны владеть функциональными компетенциями:
-;Понимать сущности такой деятельности и стратегического управления ею в условиях конкурентных/инициативных отношений, в условиях рынка,
-;Уметь формировать показатели деятельности, ее функциональных звеньев,
-;Владеть знаниями, умениями и навыками в области управления проектами, умениями разрабатывать проекты, организовывать их выполнение,
-;Владеть знаниями, умениями и навыками для эффективного управления человеческими ресурсами в поле деятельности,
-;Владеть принципами и методами диагностики проблемных ситуаций,
-;Уметь организовывать свое время, формировать рациональное поведение, проводить самоанализ и самоменеджмент; знать принципы самоорганизации в работе по накоплению опыта; уметь критически анализировать собственный опыт работы.

Поскольку «западная» Школа не могла или не была ориентирована на предписание жесткой методики трансляции образовательных программ в части «тонких» мотивационных и этических элементов, российско-белорусская посредническая кураторская группа попыталась разработать собственную систему когнитивных, личностных и этических компетентностей менеджеров, обеспечивающих целенаправленные проявления нужных функциональных компетентностей:

К1. Осознание себя целеполагающим и целеответственным субъектом - качество и интенсивность переживания своей субъектности.

К2. Ориентированность на системно-целостное восприятие деятельности - системно-целостное восприятие объекта «Я и моя деятельность». 

К3. Ориентированность на восприятие деятельности в сущностях деталей и отношений - фокусированность на сущности в рассматриваемой системе «Я и моя деятельность».

К4. Ориентированность на рефлексию субъектов деятельности - способность к рефлексии участников отношений в системе.

К5. Присвоенность системного сочетания инструментальных идей и концепций курса.

Два десятилетия сотрудничества и наблюдений работы «западных» университетов с постсоветскими аудиториями показали, что в «западной» политике и в руководящих слоях постсоветских стран, после нескольких лет неопределенностей с направленностью развития этих стран, стабилизировалась тенденция к удержанию компетентностной состоятельности «простых» акторов на второсортном уровне.

Поступающим на учебную программу с британскими методическими корнями предлагалось представить Мотивационное эссе, в котором показать свою перспективность как менеджера, компетентного решать задачи модернизационного прорыва. В процессе учебы слушатели пишут семь письменных работ, в которых им предлагается применить теории к своим рабочим ситуациям; в завершении пишется и выносится на защиту перед комиссией Выпускная работа – проект решения какой-то проблемы на направившем предприятии. 

В рабочих записях куратора инициативно регистрировались ТОКи (Текущая оценка компетентности), где общие впечатления формировались по всем проявлениям процесса, попадающим в поле зрения, но сопровождались аргументацией, для возможности документированного обсуждения, из анализа контрольных письменных работ обучаемых. Оценка происходящего проводилась с позиции ПРОДЕКЛАРИРОВАННЫХ целей и задач программы, а не прагматичных целей западных «дарителей», российских образовательных чиновников и администраторов российских поставщиков образовательных услуг.

Пример из Мотивационного эссе.

"Необходимость обучения в школе менеджмента возникла у меня с момента получения должности генерального директора ООО «ХХ». До этого была работа в ООО «Н-ская Компания Молочных Продуктов» в должности исполнительного директора общества. Одним из направлений, за которое я нёс ответственность, была техническая эксплуатация  нежилого помещения. Именно на этом месте начали складываться знания и навыки, пригодившиеся мне впоследствии на должности генерального директора ООО «ХХ». Когда в Н-ске началось интенсивное строительство объектов нежилого фонда типа «Бизнес-центры» возник спрос на специалистов по управлению данными объектами. Так как этот вид ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСТАТОЧНО НОВЫЙ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СПЕЦИФИКИ, на рынке труда нет специалистов имеющих специальное образование для выполнения этой работы. …цели моего обучения - формирование из себя полного, грамотного востребованного на рынке «продукта» для удовлетворения возросшего спроса. Решение этих задач вижу В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ к каждой проблеме и получении дополнительных знаний, направленных на повышение своей профессиональной компетенции, расширении кругозора. У меня есть желание и возможности ВЫВЕСТИ МОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НА рынок управления коммерческой недвижимостью в г. Н-ск".

Стартовая ТОК оценка сформирована на основе анализа Мотивационного эссе:

(К1) Осознание себя целеполагающим и целеответственным субъектом - качество и интенсивность переживания своей субъектности
 
Когнитивная составляющая

- содержательная и адекватная оценка своей ориентироспособности в системе «Я и моя деятельность»: «Имея определенный профессиональный и жизненный опыт за плечами, я успешно прошел конкурсный отбор на позицию … с грандиозным по тем временам объемом строительства»

- адекватная оценка содержания и уровня своей компетентности. Соотносимой с вызовами в системе «Я и моя деятельность»: «изначально полученное образование не позволяет мне в полной мере соответствовать статусу генерального директора управляющей компании. Сказывается отсутствие «экономической составляющей» базовых знаний … Поэтому мне крайне важно с точки зрения профессиональных качеств получить те знания, которые снимут у меня затруднения при решении ежедневных и СТРАТЕГИЧЕСКИХ задач, поставленных передо мною». Стратегия – системный объект, охватывающий три компонента: стратег, его ресурсы, вызовы среды. «Экономика» своей частью «политическая экономика» выходит в политическую сферу среды; другие разделы захватывают культуру, технологию, движение собственностей, влияния физической среды. Использование термина «экономическая составляющая знаний» может свидетельствовать о двух деталях:

- пока имеет место понимание системы «Я и моя деятельность» на уровне ощущений и недоосознания ощущаемого;
- разделяет общее представление, что в Школах бизнеса учат «экономике» и потому надо с этими учреждениями говорить об «экономике». При этом, судя по проявлениям системного видения, можно предполагать, что под этой декларацией в Эссе кандидат имеет в виду развитие именно системных, целостных представлений.

Эмоциональная составляющая

- есть признаки энергетической наполненности рациональной, когнитивной ориентированности субъекта данной системы «Я и моя деятельность»:
«У меня есть желание и возможности вывести мое предприятие на рынок ..., я уверен в востребованности …»

- замотивированность на основе переживания своего личностного достоинства: … из числа «самоучек». (Самоучка — человек, самостоятельно получивший образование высокого уровня вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего).

- четкое осознание смыслов потребности в знаниях и навыках:  «начали складываться знания и навыки, пригодившиеся мне впоследствии на должности», «необходимость обучения возникла у меня с момента …».

(К2) Ориентированность на системно-целостное восприятие деятельности - системно-целостное восприятие объекта «Я и моя деятельность»:
 
- четкое видение системных отношений, ощущение объемной системы смыслов - «… началось интенсивное строительство объектов нежилого фонда типа «Бизнес-центры» и, соответственно, возник спрос на специалистов по управлению данными объектами. …этот вид деятельности достаточно новый для российской специфики, на рынке труда нет специалистов имеющих специальное образование для выполнения этой работы. Ни один институт не имеет программы подготовки специалиста по управлению коммерческой недвижимостью. А управление жилым фондом силами имеющихся структур типа «ЖКХ» в силу специфики неприменимо к таким «сложным» во всех смыслах объектам. Собственникам и девелоперам пришлось  выбирать кандидатуры из числа самоучек».

- декларируется намерение - «Систематизация знаний и опыта с применением новых инструментов». Решение актуальных задач видит «в системном подходе к каждой проблеме и получении дополнительных знаний, направленных на повышение своей профессиональной компетенции, расширении кругозора».

(К3) Ориентированность на восприятие деятельности в сущностях деталей и отношений - фокусирование внимания на сущности в рассматриваемой системе «Я и моя деятельность».

- пока нет различения сути причинно-следственных отношений между обучением и ожидаемым практическим выходом и ожидаемым изменением в деятельности:
обучение, формирование эскизного проекта, как ориентирующего выражения достигнутого уровня компетентности  к осуществлению реального проекта --> практический выход (выходная компетентность) как последействие по отношению к обучению: 1.системное видение сущности того,  что и почему должно быть сделано, 2.энергетическая отмобилизованность на выполнение -->  грамотная и целостная сформированность востребованного на рынке «продукта» к удовлетворению возросшего спроса.

(К4) Ориентированность на рефлексию субъектов деятельности - способность к рефлексии участников отношений в системе. 

Осознана задача – «Как подготовить себя и свою команду к современным запросам рынка, как гибко реагировать на нестандартные предложения по сотрудничеству, как при всем этом оставаться экономически эффективным и при этом увеличивать свою доходность».

Задача - «подготовить себя и свою команду» - предполагает рассмотрение системы из двух подсистемных компонент:

-возможности развития системного осмысления деятельности, выработки командообразующей цели для людей с их индивидуальными целями, осуществление лидерской позиции в команде;
(не каждая функциональная группа есть команда; команда – более эффективна и надежна, чем группа; у группы есть начальник, у команды – лидер, который понимает индивидуальные цели коллег и надежно предлагает им объединяющую цель)

-возможности развития системного осмысления рыночной среды со сложным переплетением изменяющихся интересов и влияний. Возможности сложного изменения, в которое входят понимание и использование сложного человеческого фактора как внутри организации, так и в рыночной среде.

(К5) Освоение системного сочетания инструментальных идей и концепций курса.  На данном этапе появление такой компетентности преждевременно.
В последующих ТОКах, при анализе компетентностного состояния по последовательным контрольным работам, пришлось констатировать печальный процесс:

Стартовое состояние: умен и амбициозен --> завороженность готовыми моделями представления деятельности --> ослабление переживания субъектности --> снижение уровня воспринимаемых вызовов деловой ситуации --> подмена природной способности формальными приемами --> понижение адекватности; задемпфирование мотивационного тонуса --> попытка администрации учебного заведения прекратить «неудобный» мониторинг --> понуждение всех участников отношений к имитации «развиваемой» компетентности --> конечное задемпфирование природной компетентности «самородка».

В Израиле существует сеть общественных организаций репатриантов-ученых и специалистов. Здесь, на основе доизраильского опыта, репатриант формирует систему вложенных проектов (рис. 2):

-;«товарный» проект, направленный на решение некоторой проблемы, существенной для Израиля;

-;проект предъявления, через «товарный» проект, своей компетентности для личностного внедрения и обустройства в новой стране.

Опыт попытки предпринимателей и менеджеров в постсоветских странах предупреждает, по крайней мере, о двух вещах для израильского бизнес-образования и бизнес-консультирования [8,9]:

1.надо избегать простой имитации фразеологии и форматов «западного» представления деятельности,

2.помимо формирования «товарного» проекта, необходимо конкретно прорабатывать и «маркетинговый» проект – продвижения «товарного» проекта к надежно выявленным и понятым интересантам и продвижения себя, как обладателя востребованными компетентностями.

Литература

8.Харитонов М., Шеплер Цион. Проблемы и опыт  тьюторского сопровождения  учебно-практической работы общественных объединений граждан. XV Международная научно-практическая конференция «Качество дистанционного образования». Москва, декабрь 2013. Изд-во МИМ ЛИНК.

9.Харитонов М. Тьюторство в среде русскоязычных израильтян старшего возраста. VIII Международная научно-практическая конференция и I научно-практическая коучинговая конференция «Тьюторство и коучинг в открытом образовательном пространстве: взаиморесурсность двух профессий». Москва, окт. 2015. Изд-во «Буки-Веди».