Трансплантация - моральные и правовые ограничения

Раиса Бобрешова
Трансплантология сконцентрировала в себе новейшие достижения хирургии, анестезиологии, реаниматологии, иммунологии, фармакологии и других медико-биологических наук.

Пересадка органов как метод лечения тяжелых больных имеет большое социальное значение, т.к. позволяет не только продлить жизнь, но и обеспечить ее более высокий качественный уровень.

Однако применение различных технологий трансплантации органов и тканей имеет определенные ограничения.

Во-первых, пересадка органа от живого донора сопряжена с причинением вреда его здоровью. В случаях, когда донором является живой человек, практически невозможно соблюдение этического принципа «не навреди». Врач оказывается перед противоречием между моральными принципами «не навреди» и «твори благо».
 
Пересадка органа (например, почки) – это спасение жизни человеку (реципиенту), т.е. является благом для него. С другой стороны, здоровью живого донора данного органа причиняется значительный  вред, т.е. нарушается принцип «не навреди», причиняется зло.

В Российской Федерации действует специальный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Данным законом трансплантация органов человека признается средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан.

В статье 1 сказано: «... Изъятие органов … у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью, по заключению консилиума врачей-специалистов, не будет причинен значительный вред».

По российскому законодательству в качестве живого донора может выступать только родственник реципиента и обязательным условием, как для донора, так и для реципиента является добровольное информированное согласие на проведение трансплантации.

Таким образом, в случаях живого донорства  должно действовать правило: получаемая польза должна превышать причиняемый вред.

Кроме того, пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания.

Я считаю, что потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья, у него должна быть возможность принимать добровольные, ответственные решения на основе полной и достоверной информации, предоставленной ему в доступной форме.
Морально недопустимо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого.

В настоящее время самый распространенный вид донорства – это изъятие органов  у мертвого человека.
 
Очень много вопросов возникает вокруг изъятия органов, а также об установлении самого факта смерти, позволяющего произвести изъятие органов. Основной морально-этический вопрос: можно ли говорить о сохранении права человека на свое тело после смерти человека?

Девиз современной трансплантологии: «Уходя из этой жизни, не забирай с собой органы. Они нужны нам здесь». Однако, при жизни люди редко оставляют распоряжения об использовании своих органов для трансплантации после своей смерти.

В законодательстве ряда стран закреплена так называемая презумпция согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела.

Общение с родственниками умирающего или только что умершего человека  чрезвычайно сложная и ответственная психологическая задача. Кроме того, трансплантологи не имеют права констатировать смерть, т.к. заинтересованы в донорском материале.

В ряде стран мира документ о согласии на забор органов для последующей их трансплантации человек оформляет при жизни. Например, в США существует юридическая форма прижизненного согласия быть донором в случае смерти («донор-карта»). Во всех штатах действует закон «О едином акте анатомического дара», который определяет правила дарения всего или части человеческого тела после смерти для специальных целей.
 
В нашей стране факт смерти человека устанавливается по ряду признаков. Считается, что смерть мозга эквивалентна смерти человека. Закон РФ  «О трансплантации органов и (или) тканей человека» фиксирует право врачей на забор органов для трансплантации у лиц с диагнозом «смерть мозга».

Не является ли изъятие органов и тканей мёртвого донора нарушением свободы человека?

Я считаю, что нашей стране необходимо внедрить практику оформления прижизненного согласия на изъятие органов человека после его смерти.

Я считаю, что необходимо направить значительные силы и средства на создание и применение искусственных органов, так как из-за дефицита пригодных донорских органов трансплантологи не могут полностью решить проблему замещения утраченных жизненно важных органов человека.

В 2012 году моей дочери была проведена трансплантация почки в НИИ Трансплантологии им. Шумакова. Донором для моей дочери стал мой сын. Но жизнь после трансплантации связана с новыми трудностями. О том, как хрупка жизнь после операции в статье: "Есть ли жизнь после трансплантации внутренних органов?"

http://www.proza.ru/2019/05/06/1480

В статье использованы материалы из интернет-ресурса.