О взаимопонимании и особенностях мышления

Леа Веденски
Часто слышу от людей жалобы на то, что близкие или коллеги их не понимают. Исследуя тему чаще всего становится понятно, что особенности мышления и восприятия этих людей попросту не совпадают. Они будто бы говорят на разных языках.
И лишний раз я убеждаюсь, как важно развивать свое мышление, и способность выражать мысли и чувства на разных уровнях. Многие выдающиеся мыслители говорили, если владеешь предметом, сможешь найти способ объяснить его даже малому ребенку.
Специально для этого я строю шкалу видов мышления и восприятия, которая помогает анализировать происходящее.
Возьмем к примеру самую распространённую сферу проблем – отношения. Немного утрируя проиллюстрирую, как будут описывать проблему люди с различным образом восприятия и осмысления:

1) Высоко абстрактный, не конкретный:
– У меня проблема в отношениях.
– В чем же она?
– Нет взаимопонимания, я пытаюсь выразить партнеру свои идеи, но он не понимает сути сказанного…

2) Возвышенно-романтический (прибегает к символам, аналогиям и метафорам)
- У меня кризис в отношениях!
- В чем же он?
- Ах, я себя чувствую как птица, которой отрезали крылья. Как дикое животное, которое умирает в неволе. Мы такие разные, как огонь и вода…

3) Сказочно-мифологический (рассказывает яркие истории, приводит примеры, подробно описывает персонажей и ситуацию):
- Это не отношения, а просто анекдот какой-то!
- В чем же проблема?
- Он настоящий тиран! Чикатило! Маленький, тихий, очки все поправляет, ножки тоненькие, а сам настоящий маньяк! Вчера прихожу, а он в моей записной книжке копается! Представляете!? Он за мной следит. Зыркает, глазюками злобными…

4) Заумный (склонен давать системный анализ, выводы и оценки)
- У нас проблема в отношениях, и я в принципе знаю, почему.
- Почему же?
- Выходя замуж я искала в лице партнера родителя, искала тепла, которого от них не получила. И мой муж в полной мере дал мне это. И тут все было предсказуемо, я «выросла». Теперь мне нужна свобода, а для него это неприемлемо…

5) Сфокусированный на процессе (склонность все избыточно детализировать, не выражая сути)
- У нас куча проблем в отношениях!
- В чем же они заключаются?
- О! Я ему сказала, что нам надо пойти в гости к моей маме, и нужно купить ей подарок. Он ответил, что не хочет идти, а сам в это время меня совсем не слушал. Я начала громче говорить, а он отвернулся…

6) Приземлённо-бытовой
- У нас проблемы в отношениях
- В чем же они выражаются?
- Я все время убираю в доме, а он не может и ведра с мусором вынести. Стульчак в туалете никогда не поднимает, а его носки валяются по всему дому…

7) Телесно-эмоциональный (много жестикуляции и эмоций: гнева, печали, восторга…)
Плачет…
- Расскажите, в чем Ваша проблема?
- Я…Он
Громко рыдает заламывая руки…

Для взаимопонимания требуется: умение вовремя выразить партнеру суть проблемы, привести примеры и аналогии, рассказать конкретный пример, предложить мудрое решение проблемы, и при этом не утопать в бытовухе и зашкаливающих эмоций. И все это в нужных пропорциях.
Это целое искусство. И все же при желании его можно освоить.


#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОбОтношениях #ИзобильноеМышление