Игры нашего детства

Елена Булатова
 
Беззаботное наше детство было наполнено множеством интересных дел и событий. И групповые игры во дворе занимали там, безусловно, центральное место. Все помнят: если пошел гулять, то обязательно будешь включен в игру, ибо смешно представить ребенка, чинно прогуливающегося по аллеям парка или сидящего часами с бабушками на лавке.

Во что мы играли? В дошкольном возрасте это, конечно, песочница: всякие там совочки-куличики. У девочек – обязательно набор посуды: кастрюли, тарелки, маленькие чашки с блюдцами. Готовили «суп» из травы на воде, «яичницу» из цветков мать-и-мачехи и одуванчика, «макароны» из трубчатых стебельков одуванчика – у кого на что хватало фантазии. В особом ходу были головки клевера, ольховые сережки и шишки, листочки подорожника, стручки акации и даже вполне съедобный дикий щавель. Я уж не говорю о ягодах с домашних кустарников и горохе, которые втихаря от родителей притаскивались на такую импровизированную кухню и использовались в приготовлении «блюд» для кукол и других любимых игрушек. Надо сказать, что приготовленное «блюдо» обязательно пробовалось «хозяйками» по-настоящему – хоть чуть-чуть. И я до сих пор помню горький вкус стебелька одуванчика…

Мальчишки дошкольного и раннего школьного возраста во времена моего детства играли в «войнушку» с игрушечными ружьями, пистолетами или просто палками; катали, ползая на коленях, машинки – особенно ценились самосвалы; стреляли из рогаток, чем очень досаждали девчонкам.

Мы росли, менялись и наши игры. В младшей школе все девочки увлекались «классиками», хотя в нашем дворе эта игра называлось просто – «скакать».
- Пойдешь скакать? – спрашивала, просунув голову в незакрывавшуюся днем дверь нашей квартиры моя подружка Галинка.
- Конечно, пойду.

И всем, в том числе и взрослым, становилось понятно, что сейчас мы возьмем металлическую банку из-под гуталина, набитую мокрым песком, и побежим на тополиную аллею. Почему туда? Просто у нас практически не было других мест, чтобы начертить клетки «классиков»: дорожки не заасфальтированы, их часто подсыпали шлаком, борясь таким образом с грязью и лужами, а на автомобильных проездах скакать не будешь.

Так вот, приходим на аллею. Тонкой палочкой чертим десять клеток – достаточно широких, чтобы можно было в них прыгнуть, по пять в два ряда. Если хотите, клетки можно пронумеровать. Ну, а дальше – дело техники. По очереди бросаем гуталиновую банку в первую левую клетку – «в первый класс» и боковой стороной ступни проталкиваем эту баночку «во второй класс», при этом надо поставить ногу так, чтобы не наступить на черту, и легко подпрыгнув, ударить по баночке, чтобы она попала точно в следующую клетку, а не перелетела дальше.
С каждого «класса» баночку нужно прогнать до конца «классиков» по кругу, то есть до десятой клетки. А до той клетки, куда бросается баночка, нужно было допрыгать на одной ноге. Выигрывает тот, кто быстрее пройдет все десять «классов». Но горе тебе, если ты «пропал»: не попал банкой в нужный «класс», или попал на черту, или наступил на черту ногой. Всё! Ты уступаешь место следующему игроку, а сам при подходе твоей очереди начинаешь снова с того «класса», в котором «пропал». Игра была очень азартная! Времени не замечали, полностью поглощенные переживаниями: попаду-не попаду, пропаду-не пропаду? Замерзали до посинения носов, поскольку играть начинали по холодам – чуть только сойдет снег – и до поздней осени. Родители приходили звать на обед и, порой, силой уводили домой. А назавтра все повторялось сначала – игра долго не надоедала. Но ушла куда-то сама, когда мы повзрослели.

Допускаю, что у кого-то правила игры в «классики» были другие. Например, видела, как девчонки прыгают по клеточкам без банки – на одной или на двух ногах. А вы задумывались, откуда вообще брались эти правила наших детских игр? Может, родители читали специальные педагогические пособия? Да нет, же! Чаще всего, эти правила передавались как предания – из уст в уста, от старших детей к младшим. Новые игры узнавали также в школе, в пионерских лагерях, их показывали дети, приезжавшие к нам и нашим соседям в гости.

Что еще запомнилось? Конечно, любимые всеми «прятки». В эту игру с нами, мелкими, играли даже уважающие себя подростки лет 14-15. У нас было где прятаться: деревянные дома, гаражи, сараи, конюшня, кусты, лопухи и т.д. Собирались обычно на площадке перед конюшней.
- Считаю до сорока! – кричал «водя». И все разбегались в разные стороны. «Галить» нужно было ладошкой об электрический столб, на котором – единственном – висел фонарь.

Замечательно, что почти все игры нашего детства были подвижными. Сколько же мы бегали! Пожалуй, спокойным шагом за день ходили меньше, а всё бегом.

Или игры с мячом – обычным, резиновым. До сих помню неповторимый запах нового, только что из магазина, резинового мячика. С ним можно было играть и в одиночку, отбивая от стены. Даже были особые правила, как поймать мячик и как подпрыгнуть. Но групповые игры в мяч были захватывающе интересными: «вышибало», «хали-хало», да и простой волейбол в кружке.

Летом качались на качелях. Катались на велосипедах, которые были у одного-двух ребят. Катались все по очереди, без обид. У одного мальчика из нашего двора был диковинный в те времена самокат. Ему же родители купили бадминтон, благодаря чему мы все научились неплохо управляться с ракеткой.
Ну, а когда удавалось посидеть на лавочке, играли в «сломанный телефон», в «краски». Смутно припоминается еще игра в «садовника»:
Водя: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме розы».
Роза: «Ой!»
Водя: «Что с тобой?»
Роза: «Влюблена».
Водя: «В кого?»
Роза: «В тюльпана».
Чуть не забыла рассказать о строительстве шалашей и лазании по деревьям. Шалаши в ивняке строили мальчишки, а по деревьям лазали все. Одно время увлекались игрой в ножички. Носили с собой складешки и кидали в землю и в деревья. У меня неплохо получалось.

С приходом зимы на улице приходилось бывать реже, но игры также были интересными. Снег на дорожках между нашими домами разгребал бульдозер. Получались высокие горы. В этих горах руками копались ходы и пещеры.
У всех ребят были лыжи. Катались с ближней горки, став постарше, ездили за реку. Мальчишки рано вставали на коньки и играли в хоккей в самодельной хоккейной площадке, устроенной около водопроводной колонки. В другое время этот «стадион» использовался нами для встреч и разговоров.

Дома игры продолжались. Все мы что-нибудь «копили» - так на нашем языке называлось коллекционирование. Поскольку денег у нас не было, проще всего было копить фантики от конфет и обмениваться ими. Смешно сказать, но мы подбирали их даже на улице, за что, конечно, родители сильно ругали. Собирали поздравительные открытки, красивые камни на берегу реки. Из сухих цветов делали гербарий. Ловили бабочек, засушивали и красиво укладывали на вату в коробку из-под конфет. Те, кому родители давали на карманные расходы, копили почтовые марки. Где-то класса с 6-го я собирала коллекцию резиновых зверюшек. Но самой экзотической моей коллекцией был набор крышечек из мягкой фольги от молочных и кефирных бутылок. Они были разноцветными: красными, зелеными, желтыми, в полосочку и т.д.
Играли в настольные игры, которые не так-то просто было купить. Обычно это какое-нибудь лото: с животными, растениями, буквами. И очень любили игру в «города». В нее было интересно играть, если собиралось несколько человек не самого младшего возраста. Каждому выдавался листок бумаги и карандаш. Чертили колонки: города, реки, животные, растения, птицы, рыбы, страны, очки. Почему-то именно в такой последовательности. По очереди называли букву алфавита, на которую надо было придумать все перечисленное. Если ничего не придумывалось, в этой колонке делался прочерк. Если у кого-то названия совпадали, то их вычеркивали. Побеждал тот, кто набирал больше очков, а значит имел более широкий кругозор, чтобы написать, например, на букву «в» не Вологду, которую знали все, а Вашингтон.

И этот перечень игр далеко не исчерпывающий. Я радуюсь, когда вижу детей, играющих в "наши" игры. Значит, живо предание!