Зенитчица певунья

Александр Вера Измайловы
    Валя, Валечка, Валюша…  Так ласково называли фронтовые подруги Валентину Орлову. Она всю жизнь помнила их лица и безуспешно много лет искала на Украине  одну  из них - Асю Осипову.
   Валентина Ивановна заполнила  многие события  далёкой войны, словно это было вчера. Три с половиной года фронтовых дорог – от учебного батальона в Ростовской области, куда она попала сразу после комсомольского призыва – до Праги, где встретила Победу…
  Свои фронтовые  истории Валентина Ивановна Орлова рассказала мне, когда я работала помощником военного комиссара и  много общалась с ветеранами.  Многих из них уже нет  рядом с нами, но пусть их истории остаются  в   памяти…
    Маленькая и хрупкая семнадцатилетняя Валентина переживала, что не может дотянуться до педалей «Студебеккера», обучаясь на водителя в учебном батальоне. Но служить ей пришлось орудийным номером  в 334 зенитно-артиллерийском полку. Из тридцати девушек она была самая юная, но быстро научилась «на слух» определять по звуку все фашистские самолёты, дежуря по ночам на посту воздушного наблюдения.  Безошибочно определяла, когда летит  бомбардировщик «Юнкерс», а, значит, его обязательно сопровождает вражеский истребитель «Миссершмидт»  или «Фокевульф». А днём особенно коварны были самолёты-разведчики – «рамы», производившие  аэрофотосъёмку  стратегических объектов и корректировавших огонь вражеской артиллерии.
   Появилась «рама» - жди бомбардировку. А увидеть вражеского разведчика было очень трудно: он появлялся незаметно и бесшумно, словно силуэт чайки в небе. Заметив его, зенитчики вели непрерывный заградительный огонь, не давая выполнить задачу. Благодаря зоркости и внимательности  девушек – зенитчиц, это часто удавалось. Свидетельство тому – боевые награды Валентины Ивановны: медали «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне  1941-1945гг», «Орден  Великой Отечественной войны 2 степени».
   Всю войну – дни и ночи - тревожно глядела Валентина Орлова во фронтовое небо, но  особенно врезалось  в память форсирование Днепра. Под постоянным обстрелом нельзя было подступиться к воде, а она была необходима раненым. С наступлением  темноты Валентина и ещё несколько девушек, прикрепив ремнями канистры, поползли к воде.  В это время начался обстрел дальнобойных орудий… Измученным девушкам удалось всё- таки набрать воды и вернуться, но Валентина  вдруг обнаружила, что вся залита водой. Оказалось, осколок попал в канистру, пробил её, но не коснулся тела. Спасение казалось чудом. Там же, у Днепра, воинскя часть оказалась в окружении, и мама Валентины, не успев оплакать гибель мужа от рук карателей, получила извещение, что дочь пропала без вести.
   Но на войне случались и светлые дни. Валентина Орлова с гордостью вспоминала, как в Румынии, в Плоешти, сам маршал Георгий Жуков  вручил ей письменную благодарность за то,  сумела за сорок семь секунд перевести пушку их «походного положения» в «боевое». Вспоминала и приезд на фронт военного оркестра и хора. 
   Изумительный чистый голос Валентины, которая была в полку запевалой, музыканты сразу заметили  и уговаривали служить у них, а оркестре. Но расстаться с однополчанами, которые стали родными, не смогла…
   Расставание пришло с победой  и с памятной ночи в Праге, когда Валентина и её подруги – зенитчицы отдыхали ночью в железнодорожном вагоне.  Их разбудила внезапная стрельба, заливистая гармошка и громкий крик: «Победа! Война закончилась!»
   Потом был долгий путь домой – через Чехословакию, Болгарию, Румынию. Из Москвы с мужем – фронтовиком выехала на Дальний Восток, на его родину.  В семье появилось трое детей, потом шесть внуков и два правнука.
  На встречах ветеранов Великой Отечественной войны в праздничные даты звучали задушевные песни военных лет и Валентина Ивановна, как всегда, была запевалой…