Гора Святого Духа как историко-культурный памятник

Марина Яковлева
Доклад на Ганзейской конференции (Псков, 21–23 мая 2019 г.)

Гора Святого Духа (Духова гора), находящаяся на территории Опочецкого района у д. Кирово, за последнюю четверть века (с 1990 гг. по настоящие дни) приобрела у туристов и паломников очень большую популярность. Произошло это исключительно благодаря многочисленным публикациям в СМИ (как местных, так и столичных) и Интернете. О Духовой горе снимаются даже телесюжеты.

Вокруг Духовой горы за десятилетия популярности сложился целый корпус современных мифов, ряд которых изложен в книге автора данной статьи «Опочка в зеркалах легенд» (Псков: ПОИПКРО, 2016). С другими вариантами этих легенд и с теми мифами, что в упомянутую книгу не вошли, можно опять-таки познакомиться в Интернете.

Следует сразу оговориться, что достоверных сведений о Духовой горе крайне мало.

Этот объект упоминает опочецкий краевед Л.И. Софийский в своей книге «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414–1914 гг.)»:

«[Б]лиз деревни Кирово, в 8-ми верстах к северу от Опочки, находится так называемая Духова гора, куда опочане исстари совершают на 2-й день Троицына дня паломничество и где нарочито в этот день приезжающий священник Троицкой церкви отправляет молебствие. Нет никаких письменных данных относительно того, когда Духова гора, на вершине которой среди леса с давних пор находится часовня, сделалась местом религиозного паломничества, и при этом не только опочан, но и жителей других уездов».

Как памятник археологии – городище, Духова гора обозначена в приложениях к постановлению Псковского областного Собрания депутатов № 542 от 30.01.1998 «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения».

В кадастре достопримечательностей Опочецкого района о Духовой горе сказано несколько больше: это дославянское культовое городище, датируемое 2-й половиной 1-го тысячелетия н.э.

Остается открытым вопрос, кто конкретно из археологов и когда именно обследовал Духову гору.

Еще до Октябрьской революции в Опочецком уезде работали известный петербургский археолог В.Н. Глазов, а также ставшая в советское время видным специалистом В.В. Гольмстен.
 
Как следует из рукописного перечня археологических объектов Опочецкого уезда, составленного Гольмстен для «Археологической карты Псковской губернии» в 1914 г., район д. Кирово был знаком обоим этим археологам.

В разделе упомянутого перечня, касающегося курганов, под № 26 говорится, что «[Б]лиз д. Кировой, в 1/2 версте на С от нее» находится шесть круглых курганов, 34–60 аршин окружности, полтора – два с половиной аршина высоты (аршин – 0,71 м). Раскопаны В.Н. Глазовым.

Вообще в список археологических объектов Опочецкого уезда В.В. Гольмстен включила курганы, жальники, неолитические стоянки, «поздние культурные слои», камни с выбитыми знаками. Городищ – и укрепленных, и культовых – в перечне этого археолога нет. Естественно, нет никаких сведений и о Духовой горе.
 
В путеводителе «Опочка», увидевшем свет в 1973 г., об этом месте сказано так: «Городище Литовка (у дер. Кирово <…>). X–XV вв. Остатки рва. Поблизости – малые могильные курганы».
 
В 1920-е гг. в Опочке работал педагог и краевед А.И. Белинский, который, не исключено, одним из первых высказал предположение о том, что история Духовой горы уходит в языческие времена. В рукописи его работы «Религиозное состояние Опочецкого района», хранящейся в фонде Опочецкого краеведческого музея, говорится следующее:

«Можно догадываться, что наш предок-христианин был не безразличен к местам, освященным языческой стариной. Например, в 8 км к северу от Опочки есть довольно высокая гора, похожая на усеченный конус, известная под названием Духовой. Сейчас там есть часовня, кладбище, и ежегодно в Духов день совершается служение, привлекающее много народа. Очень заманчиво думать, что когда-то на этой горе стоял идол».

Свое предположение о том, что на Духовой горе язычниками отправлялись ритуалы культа предков, Белинский основывает на названии одной из близлежащих деревень – Щурупово. Краевед выделяет в этом топониме корень -щур- (пращур, далёкий предок). Думается, Белинский ошибался.
 
Согласно правилам русского языка, топоним Щурупово произошел от слова «щуруп» (от слова «щур» произошло бы Щурово). Следует отметить также, что на старинной карте Шуберта – Тучкова (XIX в.) это название выглядит просто как Шурупово. Замена мягкого согласного [щ] твердым согласным [ш] – и наоборот – удивления не вызывает, поскольку для местного диалекта как раз характерно произношение [щ] примерно как удвоенного [ш].
 
Таким образом, не исключено, что некий давний житель этих мест, давший деревне имя, носил прозвище Шуруп. А это слово, согласно этимологическим словарям, произошло от немецкого технического термина die Schraube, что в переводе значит «винт».

Что же касается информации в кадастре относительно того, что культовое городище на Духовой горе – дославянского происхождения, то, возможно, эти сведения базируются опять-таки только на местной топонимике. Территория, где находится Духова гора, называлась урочищем Литовка (урочище – часть местности, отличная от окружающего ландшафта. – Прим. М.Я.). Это название уже упомянуто выше. То есть кем-то, видимо, было выдвинуто предположение, что в этих местах некогда жили литовцы.

Сомнительно, чтобы на Духовой горе когда-либо производились серьезные археологические исследования. Там ведь, как уже говорилось, стоит не только часовня. Вокруг неё – старинное кладбище, о котором упоминают и Софийский, и Белинский, и которое действует и в настоящее время. Проводить раскопки на горе просто негде.

В начале 2016 г. один из местных жителей сообщил автору данной статьи, что недавно на кладбище Духовой горы копалась новая могила. Под слоем лесного мусора находился примерно 10-сантиметровый слой углей и золы (сколько раз случались пожары на Духовой горе, неизвестно), ниже началась красная глина такой твердости, что её можно было разбить только ломом.

То есть Духова гора – ледникового происхождения, она сложена в основном красной глиной и валунами. Относительная ее высота, от подошвы до фундамента часовни, – примерно 22 м (измерена в марте 2019 г. автором статьи при помощи лазерного нивелира). Площадь участка, занятого часовней и кладбищем, – менее 0,05 га.

На склонах Духовой горы, особенно на её южной и западной стороне, на нескольких уровнях заметны земляные террасы. По словам уроженки расположенной неподалеку д. Клюкино М.Е. Степановой, в прошлом на глинистой дорожке, ведущей на вершину горы, были также нарезаны ступени.
 
Сейчас сказать невозможно, что такое эти земляные террасы. Был ли это когда-то пологий пандус для удобного подъема к часовне и кладбищу, как, например, на городище Коложе в Опочецком районе, или же на этих террасах в прошлом тоже были могилы?.. В настоящее время жительница д. Кирово К.М. Захарова отрицает существование захоронений на террасах Духовой горы. Однако в уже цитировавшейся выше книге Софийского указывается, что деревенское кладбище располагается по склонам горы. То есть из этих слов можно сделать вывод, что еще в первые десятилетия XX в. хоронили не только вокруг часовни.

Подобным образом некогда было организовано кладбище в д. Тарасова Гора (или просто Тарасово). Как рассказывали в конце мая 2000 г. жители д. Тарасово А.В. Дмитриев и А.Н. Никитин автору этой статьи, на вершине там стояла часовня, рядом располагался склеп графа Я.К. Сиверса (1818–1865), опочецкого уездного предводителя дворянства в 1859–1864 гг., и несколько других могил. А ниже этой небольшой площадки шли четыре кольцевые террасы, на которых тоже были захоронения.

По поводу числа часовен на Духовой горе можно сказать, что сомнения не вызывает существование – в разное время – трёх.
 
Как пишет Софийский, около 1910 г. священник опочецкой Троицкой церкви И.А. Белинский (отец педагога и краеведа А.И. Белинского. – Прим. М.Я.) вновь построил на Духовой горе часовню – то есть прежде таковая, неизвестно когда воздвигнутая, там имелась. По непроверенным данным, эта часовня сгорела в начале XX в. (утверждение Т.К. Ивановой, жительницы д. Орлово-1. Она же сообщила, что её отец якобы участвовал в строительстве часовни, возводившейся хлопотами священника Белинского).
 
Часовня примерно 1910 г. постройки сгорела 5 августа 2008 г., не достояв до своего столетия порядка двух лет. Предполагают, что часовня загорелась или от непотушенной свечи, или от молнии. По словам уже упомянутой выше К.М. Захаровой, вечером 5 августа 2008 г. над Кировом разразилась короткая, но сильная гроза. Минут через 15–20 после мощнейшего удара грома на Духовой горе между сосен показалось пламя.

Новая часовня на Духовой горе была освящена в Духов день 8 июня 2009 г. Её постройкой руководил И.П. Нетреба, священник опочецкой Покровской церкви, приход которой и опекает теперь Духову гору. В Духов день от Покровской церкви на Духову гору отправляется крестный ход.

Лес для часовни выделил председатель СПК «Опочецкий» И.М. Иванов из сельхозугодий этого кооператива.

Строили новую часовню (не дощатую на стойках, какой была прежняя, а уже основательную, бревенчатую), базируясь на форме каменного фундамента (его пришлось укрепить, он пострадал от огня) и сохранившихся фотографиях. Поэтому, если сравнивать снимки часовен 1910 г. и 2009 г., заметно, что они несколько отличаются друг от друга.

Следует добавить, что прихожане опочецкой Покровской церкви и волонтеры-краеведы в конце 2015 – первой половине 2016 г. провели на Духовой горе несколько масштабных мероприятий по её благоустройству, убрав валежник и накопившийся мусор, вырезав кустарник и т.д.
 
В результате проведенных работ этот историко-культурный памятник, сильно страдающий от своей популярности у туристов и паломников, упорно следующих завезенным из-за пределов России странным традициям, приобрел достойный вид.

НА СНИМКЕ: часовня на Духовой горе 2009 г. постройки. Фото 2019 г.