Как ангелы народ просвещали

Ангелина Кныш
Протоиерей Вадим Леонов в ходе лекций о символе веры в Сретенской духовной семинарии рассказал чудесный случай, произошедший со святителем Иннокентием Московским.

Святитель Иннокентий был великим миссионером XIX века, его называли апостолом Америки и Сибири.  Сорок пять лет он отдал делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Закончил он свое служение в сане митрополита Московского и был прославлен в 1977 году в лике святых.

Однажды, будучи еще отцом Иоанном, он в 1828 году отправился на байдарке с миссионерской миссией к алеутам на остров Акун. Подъезжая к острову, Отец Иоанн увидел, что все алеуты стояли на берегу наряженными, как в большой праздник, и очень доброжелательно встретили его.

Оказывается, они заранее узнали от своего «шамана» (Ивана Смиренникова), что к ним приедет священник в такое-то время и будет учить их молиться Богу. В ходе обучения алеутов основам христианства отец Иоанн пообщался с этим «шаманом», который был вовсе не шаманом и очень обижался, что его так называли местные жители.

Иван Смиренников являлся своего рода местным духовным наставником алеутов и поразил отца Иоанна тем, что, будучи совершенно неграмотным, знал Евангелие и молитвы.
 
На вопрос о том, откуда он узнал о приезде отца Иоанна в конкретный день и о своих духовных познаниях, Иван Смиренников ответил, что обо всем этом ему поведали два товарища (по внешнему виду они выглядели как архангел Гавриил – в белых одеждах и препоясанные розовой лентой через плечо), с которыми он видится каждый день.

В первый раз они явились ему вскоре после того, как его окрестил иеромонах Макарий и сказали, что посланы к нему Богом наставлять, научать и хранить его. В продолжение почти тридцати лет ангелы почти ежедневно являлись ему и научали христианскому богословию и таинствам веры, оказывали ему самому и по прошению его другим, помощь в болезнях и крайнем недостатке пищи; иногда рассказывали ему о будущем и уверяли, что они не своею силою все это делают, но силою Бога Всемогущего.

В итоге алеуты стали почитать Ивана Смиренникова (тоже алеута) шаманом, что весьма тяготило его, и он даже просил этих двух ангелов не являться ему, но они отвечали, что им не велено оставлять его.

Святитель Иннокентий был чрезвычайно поражен этим случаем и писал об этом так: «Можно подумать, что он (Иван Смиренников), услышав от меня или научившись от кого-либо другого, рассказывал мне учение христианское и только для прикрасы или из тщеславия выдумал явление ему духов-пестунов. Но ни от кого не мог он слышать библейских историй. Будучи безграмотен и нисколько не зная русского языка, не мог он ни читать, ни слышать от других».

Святитель Иннокентий захотел увидеться с этими ангелами и даже получил от Ивана Смиренникова их согласие на встречу. Вместе с тем, его вдруг обуял страх от своего дерзкого желания, ведь он уже убедился, что их учение действительно христианское, значит, встреча могла быть расценена, как простое любопытство и повлечь за собой наказание.

А дальше протоиерей Вадим Леонов сообщил, что святитель все-таки отправил правящему архиерею письмо с просьбой о благословении на такую встречу (ПИСЬМО, КАК И ОТВЕТ, ЗАРЕГИСТРИРОВАНО И НАХОДИТСЯ В ЦЕРКОВНЫХ АРХИВАХ) и даже получил положительный ответ. Однако почта в те времена шла долгие месяцы, поэтому благословение было получено, когда святитель находился совершенно в других местах. И, хочется добавить, он, вероятно, в итоге вздохнул с облегчением, что необходимость во встрече отпала.

Во всей этой истории нельзя не отметить тот акцент, который делал Святитель Иннокентий, характеризуя алеутов – они проявляли неизменное радушие, послушание, энтузиазм в процессе обращения в христианство. Во время бесед с алеутами, когда, по словам отца Иоанна, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова», он «деятельно узнал утешения христианской веры, эти сладостные и невыразимые прикосновения благодати». Наверное, за эту их чистоту сердец, бесхитростное детское восприятие происходящего, отсутствие лицемерия Господь и послал им такое чудо.

Разве можно сравнить настоящих православных подвижников тех времен с их современниками, когда не то что миссионерством в медвежьих углах заниматься, – они с холма на холм в своих лаврах переезжают на мерседесах, подаренных богатыми спонсорами…