Ухарь-меценат

Владимир Руссь
                РЯБУШИНСКИЙ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
                (1876-1951)
                Промышленник, меценат, издатель


000
Был он малым статным, с белокурыми, завивающимися на лбу (если не завитыми) волосами, а лицо у него было типично русским и довольно простецким. Что же касается его манер, то казалось, точно он нарочно представляется до карикатуры типичным купчиком-голубчиком из пьес Островского.  И говор у него был такой же характерный московско-купеческий, с легким заиканием, ударением на «о» и с целым специфическим словарем.
(Н.А. Бенуа)
000
Пусть и провинциал, пусть и «примитив», пусть многое в нем напоминало персонажей Островского, все же я не мог не проникнуться симпатией и своего рода почтением к этому купчику-меценату, из всех сил пытающемуся выползти из того состояния, которое ему было определено классом, средой, воспитанием, и проникнуть в некоторую «духовную зону», представлявшуюся ему несравненно более возвышенной и светлой.
(Н.А. Бенуа)
000
Ухарь-меценат.
(Н.А. Бенуа)
000
Богатство мешало ему быть только художником.
(Один из современников)
000
Он был далеко не глуп, но ум его был до крайности недисциплинирован и искажен вечным желанием мыслить «оригинально».
(В.Ф. Ходасевич)
000
Он был не плохой человек, скорее даже добрый и не без некоторой приятности.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Поражать, изумлять, быть предметом правдивых и неправдивых росс
казней было истинной его манией.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Человек, который свалился в литературу неизвестно откуда и неизвестно зачем.
(В.Ф. Ходасевич)
000
Завитой, с пышными кудрями и выхоленной бородой, упитанный, с заплывшими масляными глазами, розовыми щеками, он мог бы сойти за обычного «купчика-голубчика», кутилу, обедавшего ежедневно в «Эрмитаже», причем его стол был всегда убран орхидеями, ; если бы в нем не была заложена все же какая-то сумбурная, но несомненная талантливость. Эта талантливость расплескивалась по-московски в проявлениях всяких экстравагантных затей с ориентацией на красоту. Последнюю он чувствовал интуитивно, подчас довольно метко, хотя и будучи лишен подлинной культуры, а потому и подлинной утонченности, которой он похвалялся.
(С.А. Щербатов)
000
Московский  Петроний.
(С.А. Щербатов)
000
Шалый меценат, сыплющий деньгами и не останавливающийся ни перед любым капризом, ни перед любой затеей.
(С.А. Щербатов)