Поодиночке, забыв тепло...

Людмила Колбасова
Из цикла "Он и Она"

"...Стоит в квартире тишина,
Остановилась жизнь на месте.
И ты один и я одна,
Хотя мы постоянно вместе"*

Двое ссорились и кричали, обвиняя и оскорбляя, а затем, отвернулись друг от друга и разошлись по комнатам. Он читал и смотрел новости, скандальные политически шоу, долго щёлкал пультом по телевизионным каналам, пока сон не сморил его.
Она тоже пыталась отвлечься любимыми передачами, книгами, но обида душила, выжигала душу, лишала радости жизни. Брала в руки спицы и, стараясь забыться, вязала никому не нужные вещи.
Грустно и тоскливо было в этом доме…
А за окном благоухала весна и для них уже давно каждый день был выходным. Казалось, живи и наслаждайся: для вас поют-заливаются птицы в парках, для вас цветёт сирень да расцветают каштаны, и в кафетерии напротив, варят вкусный кофе. Но они ссорились и кричали…

Давно повзрослели дети и не нуждались они в помощи, да и в доме мало дел. Пылятся на полках шахматы и шашки, домино и лото. Глубоко на антресоли спрятаны старые пластинки, альбомы. Но они ссорились, они постоянно ругались, и в комнатах было неуютно, холодно и тревожно. А за окном улыбалось солнце и лёгкий нежный ветерок приятной прохладой ласкал тело, да дивно пели ночами соловьи.

Они уже вступили на финишную прямую, как умели, справились со всеми, предложенными жизнью, эстафетами и преградами, и вошли в возраст безмятежности, когда весь день принадлежит только тебе. И эта весна ведь могла оказаться последней на их жизненном пути, но они жили в постоянном раздражении. Ссорились или равнодушно молчали… прозябая дни в пустынном одиночестве.

Мы вместе с ней вошли в кабину лифта. Не старуха, но уже давно-давно не молодая. Миловидная приятная с потухшим взглядом печальных глаз, которые как будто плакали без слёз. Накрашенные губы плотно сжаты, подведённые брови хмуро сведены к переносице и две глубокие скорбные морщины между ними. Корни уложенных окрашенных волос абсолютно седые. «Какая молодец, – подумала я, – ведь это труд, уметь так хорошо выглядеть в её годы».
Одежда молодёжная, спортивная, модная сумка и дорогой смартфон в руках. Вышла и быстрым шагом пошла впереди меня. Я не стала её обгонять. Она постоянно пыталась кому-то позвонить, но, видимо, не получалось и чем больше было неудач, тем медленнее шла и тем ниже опускались её плечи. Устало села на скамейку…

Через час я возвращалась. Она вышла из-за поворота и опять оказалась впереди меня. Ей позвонили.
– Извини, я случайно нажала вызов тебе. Нет, нет, всё хорошо. А как вы? – и долго-долго слушала.

Только убрала телефон – вновь звонок:
– Нет, нет, я тебе не звонила! Случайно, наверное, получилось. Как вы поживаете? … О, у нас всё слава Богу, замечательно…
"Где же хорошо, – подумала я, – если весь её облик кричит об обратном!"

В лифте опять вызов.
– Извини, доченька, нечаянно вышло. Как вы? … У нас всё хорошо… Папа отдыхает, а я вот прогулялась… В сквере сидела – день нынче чудесный…
А глаза грустные и сиротливые, как у брошенной собаки.
Она уходила от одиночества дома и звонила, пытаясь поговорить, отвлечься, но всем было не до неё. А после по привычке извинялась, боясь показаться назойливой.

К вечеру вышел муж с мусорным пакетом. Покурил. Походил вокруг своей машины, немного поболтал с соседом.

Вечером кричал жене: «Достала уже! Ну что тебе не хватает? Хочешь – иди гуляй, ну я не понимаю этого бесцельного шатания по улицам!»
– Но я одна боюсь! Но я же так мало прошу у тебя. Ни наряды, ни украшения!
– Я сказал, – голос металлический, злого злей, – что будут тебе на день рождения серёжки!
– Да причём тут серёжки?! Не нужны они мне уже на седьмом десятке, – усмехнулась, а в голосе отчаяние со слезами, – я прогуляться прошу со мной. Темно уже, боязно мне, а без прогулки я не усну...
– Днём надо гулять, а серёжки, сказал, подарю! – от его раздражённого рыка даже я за стеной вздрагиваю… обещание подарка, как угроза. – Чтоб потом не обижалась и не попрекала.
«О, Господи! – подумала я в сердцах. – Видно эти серёжки стали когда-то камнем преткновения у них!»

Щёлкнул замок в двери, она всё-таки рискнула выйти на прогулку перед сном. Бродила вокруг дома со смартфоном в руке. Даже в свете уличных фонарей я видела её грустное лицо, поникшие плечи и шевеление губ. Она иногда, не замечая, разговаривает сама с собою…

Я не берусь судить, кто прав из них, а кто виноват – скорее всего оба, но меня пугают мужчины, чьи жёны беззвучно, без слёз плачут в лифте и покинутые сиротливо прогуливаются, озираясь от страха, по тёмным вечерним улицам.
И даже если они неплохо одеты и в руках у них дорогой смартфон, но поражены безысходной вселенской тоской потухшие безрадостные глаза, то они обесценивают всё остальное. Ведь в унылом онемевшем беспросветном одиночестве вдвоём становятся ненужными и гибнут все человеческие чувства и желания. Люди словно умирают при жизни.

25.05.2019

Из стихотворения Райнер Мария Рильке пер. Бориса Рубежова
"...Не в силах прикоснуться, как хотели,
К любимому в родной своей постели,
Поодиночке спят, забыв тепло,
Чтоб в реках одиночество ушло."


* Автор Тамара Беловалова

Открытка "Одиночество вдвоём" найдена в инете. Автор не указан.