Проблемность израильского образования1

Моисей Харитонов
К учету сибирского опыта для понимания проблем израильского образования

Некоторые ориентиры для Израиля можно почерпнуть из опыта курирования учебного процесса по франчайзингу от Школы бизнеса Британского университета.

Курирование (мониторинг и проведение методических, демонстрационных учебных занятий) заключалось в отслеживании качества работы в учебных группах городов Сибири – в группах, обучаемых в опоре на английские методические материалы. На протяжении 20 лет с начала 90-х, в период, когда «Запад» сначала готовился к сотрудничеству с создателями военной и индустриальной силы бывшего Советского Союза, а потом перешел к снижению качественного уровня передаваемого бизнес-образовательного опыта в пространство бывшего Союза.
 
В инициативном проекте, перенимая «западную» образовательную практику, мы попытались реконструировать в своих представлениях методологические основания бизнес-образовательных программ победителей в «холодной войне» [1,2].
 
Соотнесение «западного» опыта с реалиями постсоветских обществ позволило сформировать бизнес-образовательную методику, которая использовалась и используется, в частности, в образовательных учреждениях Сибири [3,4].
 
А в настоящее время, здесь, в Израиле, в частности, проведен анализ материалов трех конференций русскоязычных ученых, специалистов, писателей [5,6,7].

Анализ показал, что, как правило, советская образованность существенно ограничивает побужденность и способность авторов технических и социальных предложений принимать в расчеты поле интересантов, от которых зависит внедрение предложения. Все ограничивается поверхностным, декларативным представлением.

В 2014 г. в Институте интеграции и профессиональной адаптации, Нетания, проведена основательная работа по определению творческих продуктов, которые привезли с собой русскоязычные репатрианты. В основном, это – изобретения, проверенные патентованием или предполагаемые к патентованию, а также четко сформулированные продукто перспективные творческие идеи. За этими предъявлениями – потенциал продуктивной деятельности в интересах новой страны.

В настоящее время обсуждается переход, с учетом обретенного понимания израильских реалий, к формированию проектов, как системных разработок «творческий продукт - продвижение его к практическому использованию». Такой переход выводит к повтору проблемной ситуации, в которой находились предприниматели и менеджеры в постсоветских странах в 90-х и нулевых годах – до стабилизации в нынешнем состоянии.

В «западном» образовании делалась ставка на рефлексивное управление личностной компетентностью деятельностных субъектов. За каждым инициатором и руководителем «проекта» рассматривалась система, как минимум, из двух проектов:

1.мобилизация и проявление своих компетентностей и
2.посредством этих проявлений целенаправленное оперирование другими разнородными ресурсами.

Большинство людей интуитивно чувствуют эту систему, но сложившиеся стереотипы не дают возможности ее четко осознать и заявить. Эта реальность находится в противостоянии с другой реальностью – устойчивым формалистическим представлением в образовательной среде об объекте «один проект». Назовем его «проект выходного продукта».

Неподготовленность бывших ученых и специалистов, сформировавшихся в среде жесткого администрирования, к полному и ясному представлению сложных (с существенным влиянием человеческих факторов) проектов – такая неподготовленность ведет к имитаторской деятельности, малополезной или бесполезной для Государства Израиль. В различные инстанции засылаются «проекты», не адекватные, прежде всего, контекстной социально-политической среде.

Не умение и не нацеленность на системное осмысление своих побуждений состояться в парадигмально новой культурно-политической среде приводит к декларированию проектных фрагментов, ошибочно выдаваемых за целостный проект. Это мешает группироваться там, где есть потенциал взаимодополнения, и провоцирует на соперничество. Репатриант, в общении, предъявляет «продуктовый» проект и невольно или намеренно притаивает «личностный», «карьерный» проект. А для новых репатриантов это очень важно – группироваться для действий по профессиональному обустройству в новой среде.

В попытках объединения в команды, обмен декларациями о целях должен сопровождаться и открытой, осознанной взаимной рефлексией, существенно корректирующей представления друг о друге. Дающей возможность учитывать нарочно или ненарочно притаиваемые действительные цели и руководящие принципы активности возможного партнера – так называемую hidden agenda, «скрытую повестку дня».

При таком подходе возникает образовательная задача высокого уровня – раскрытие у обучаемых природных способностей к системно-целостному восприятию объектов «Я - деятельность», актуализации внутреннего локуса контроля, способности справляться с неопределенными ситуациями, поиска «вызовов» (рис. 1).

Литература

1.Харитонов М. М. Взаимная рефлексия при обучении менеджеров. Открытое и дистанционное образование. Томский государственный университет. 2(18). 2005.
2.Харитонов. М. М. Реконструкция методологических оснований бизнес-образовательных программ. Открытое и дистанционное образование. Томский государственный университет. 3(9). 2005.
3.Харитонов М.М., Харитонов И.М., Романов Р.А.. Исследование базовых звеньев западной образовательной парадигмы. Открытое и дистанционное образование. Томский государственный университет. 4(20). 2005.
4.Харитонов М. М. Использование «скрытой повестки дня» при преподавании менеджмента в группах студентов с различными типами мышления и ценностно-волевой ориентацией. VI Международная научно-методическая конференция «Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы». Новосибирск. 2005.
5.Сборник трудов научно-практической конференции «Окружающая среда, экология и общество». Ашдод (Израиль), ноябрь 2017, изд-во ИНАРН.
6.Сборник трудов междисциплинарной научной конференции «Многофакторные подходы к формированию комфортной среды». Нетания (Израиль), 2017, изд-во ИНАРН.
7.Сборник трудов научно-практической конференции «Ученые и писатели против террора». Ашкелон (Израиль), май 2016, изд-во – ИНАРН.