С-Петербург - древний Рим 23. Николай Чудотворец

Римма Соловьёва
 22 мая православный мир празднует день Николая Чудотворца, самого любимого на Руси святого. Никола Вешний - говорят на Руси, есть и Никола Зимний 19декабря.
 
Николай Чудотворец; Николай Угодник; Николай Мирликийский; Святитель Николай   — святой Николай; архиепископ Мир Ликийских(Византия). В христианстве почитается как чудотворец, на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей. В Вятской епархии Русской православной церкви начиная с XV века с 3 по 8 июня (с 21 по 26 мая старого стиля) совершается Великорецкий крестный ход в честь Великорецкой иконы Николая Чудотворца, явленной в XIV веке близ села Великорецкого.

В честь той же Великорецкой иконы святителя Николая с 9 по 13 августа проходит Старообрядческий Великорецкий Крестный ход из города Кирова (Вятки) в село Великорецкое.

Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.

Другой буддийский народ России — буряты отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.
«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола“, или же по-монгольски „Саган-Убукгун“».

Николай Чудотворец служил епископом в городе Мира провинции Ликия. "Ликос" по гречески значит волк, потому и называют иногда Николая покорителем волков. Но нам известно, что русский язык открывает любые тайны. Прочитайте слово ликос наоборот, получается сокил, украинцы так говорят, а русские говорят: сокол. Мир(а)-Рим, город Сокола, а Сокол это Рюрик. Получается, что если и существовал реальный человек, то вся его славная история связана с городом, в котором правил Рюрик. И снова всё сошлось на древнем Спб.
История города Мира в Турции такая же, как история всех артефактов, которые нас интересуют. От города ничего не осталось, кроме церкви, служение в которой приписывают Николаю Угоднику.

Удивительный факт, что христианский святой почитаем в буддизме и других не хритианских религиозных течениях, но он становится абсолютно понятным, если знать, кого спрятала церковь за этим святым.

 С этой датой - 22 мая связано огромное количество народных примет и обычаев, связанных с живой природой. С Николина дня начинали пасти лошадей, Никола считался их покровителем. В этот день устраивали последнее весеннее застолье, с выпивкой и богатой закуской, для выбранных миром пастухов. С этого дня солнце вступает в свою активную фазу, или, как говорят, ярится. Такое солнце получило имя Яр-Хмеля. Будет оно Землю радовать до 22 июня, а потом повернётся на зиму. Астрономически выверенные, особые, для людей живущих в тесной связи с природой, дни.

"Стукнет Гром Гремучий по небу горючим молотом, хлестнет золотой вожжой — и пойдет по земле веселый Яр гулять… Ходит Яр-Хмель по ночам, и те ночи «хмелевыми» зовутся. Молодежь в те ночи песни играет, хороводы водит, в горелки бегает от вечерней зари до утренней…

Ходит тогда Ярило ночною порой в белом объяринном балахоне, на головушке у него венок из алого мака, в руке спелые колосья всякой яри. Где ступит Яр-Хмель, — там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле, — лазоревые цветочки на нем запестреют, глянет на темный лес, — птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет, — белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на землю, — соловьи прилетят, помрет Ярило в Иванов день, — соловьи смолкнут.

Ходит Ярилушка по темным лесам, бродит Хмелинушка по селам-деревням. Сам собою Яр-Хмель похваляется: «Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее, — без меня, веселого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает…»

На кого Ярила воззрится, у того сердце на любовь запросится… По людям ходит Ярило без спеха, ходит он, веселый, по сеням, по клетям, по высоким теремам, по светлицам, где красные девицы спят. Тронет во сне молодца золотистым колосом, — кровь у молодца разгорается. Тронет Яр-Хмель алым цветком сонную девицу, заноет у нее сердечко ретивое, не спится молодой, не лежится, про милого, желанного грезится… А Ярило стоит над ней да улыбается, сам красну девицу утешает: «Не горюй, красавица, не печалься, не мути своего ретива сердечка — выходи вечерней зарей на мое, на Ярилино, поле: хороводы водить, плетень заплетать, с дружком миловаться, под ельничком, березничком сладко целоваться».

Жалует Ярило «хмелевые» ночи, любит высокую рожь да темные перелески. Что там в вечерней тиши говорится, что там теплой ночью творится, — знают про то Гром Гремучий, сидя на сизой туче, да Ярило, гуляя по сырой земле.

Таковы народные поверья про веселого бога жизни, весны и любви."
П.Мельников-Печерский


Увы, вытравили из памяти народной имя весёлого бога. Он более известен нам, как греческий Вакх или Дионис, Бахус.

Николаем Угодником закрыли день славянского Бога Волоса(Велеса). Но из всех богов пантеона древней Руси, с ним единственным до конца расправиться не получилось, так как Волос - покровитель, помощник и заступник пахарей, скотоводов, рыбаков, моряков и всех тружеников. До сих пор сохранилось его имя в топонимике: в Ленинградской области город Волосово, в Великом Новгороде есть Волосова улица, да и в других местах по всей Росии.

 Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками: В лето 6415 (911): «Царь же Леонъ со Олександромъ миръ сотвориста со Олгом, имшеся по дань и роте заходивше межы собою, целовавше сами крестъ, а Олга водивше на роту и мужи его по Рускому закону, кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ». В лето 6479 (971): «Да имеемъ клятву от бога, в его же веруемъ — в Перуна и въ Волоса, скотья бога».

Почему же Волос покровитель сельщины-деревенщины? Да потому что он знает, что если не уродится хлеб или скотина падёт, или дров на зиму не припасут, то придётся ему зимой морозить людишек, потому что зимой он уже не добрый Волос, а Мороз Красный нос.

Медведь любимое животное Волоса. Если на гербе города изображён медведь, значит, в древности Волос был там наиболее почитаемым из богов. Чем дальше в-лес, тем ближе Велес.

Название парков "Сильвия" во многих царских пригородных музейно-парковых комплексах, означает, что эта территория была святилищем Бога Волоса. Сильвия это Велес наоборот. Отсюда же сельва - экваториальные леса в Южной Америке, территория бога Велеса. Такие леса есть и в Бразилии. А что за слово такое Бразилия? Нет внятного и убедительного объяснения. Есть, но на русском, а значит,что западный мир оно не устраивает. Зато нам в самый раз! B-ra-silia - Бога Ра Сила! Солнце ближе всего к Земле, лето круглый год. Опять русский след!

Я не знаю, стоит ли верить тому, что наши предки молились деревянным истуканам. Например, Волосу строились очень красивые храмы . Один из них очень любим в Петербурге. Это Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм Гвардейского экипажа.

Собор один из ярчайших памятников елизаветинского барокко в церковной архитектуре. Находится на Никольской площади. Собор повлиял на топонимику города: дал своё имя площади, переулку, рынку и Старо- и Ново-Никольскому мостам, а также прежнему названию улицы Глинки.

Церковь двухуровневая! Почему же старинные храмы Николы Чудотворца двухуровневые? Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня.
Нижняя церковь арочными сводами и не высокими потолками напоминает пещеры, зато верхняя очень светлая и солнечная.

Главная тема русских народных сказок - борьба между светом и тьмой или между Белобогом и Чернобогом, в них всегда побеждает свет-Солнце-Белобог. Два уровня в храме - отображение этой победы в архитектуре. Нижний этаж символизирует подземный и подводный мир Чернобога; и всегда безоконный, на втором этаже над ним -церковь с большими окнами, иногда даже стеклянной крышей мир наземный, в которую светит солнце-Белобог.

На Никольском кладбище Александро-Невской лавры тоже есть церковь Николы Чудотворца, очень красивая в русском стиле, также двухуровневая. Но всё на что оказались способны "романовские" архитекторы, это пристроить убогую лестницу на второй этаж, объявив нижний подклетом, а не храмом. Сегодня нижний этаж закрыт для посетителей.

 Тем, кто, в связи с этим, вспомнит ни с чем не сравнимый по красоте Морской Никольский собор в Кронштадте, хочу сказать, что изначально у него было совсем другое имя и другое предназначение. Но о нём далее, когда время придёт.


продолжение:http://www.proza.ru/2019/06/04/1330

-------------------------------------
Римма Соловьёва 25.05.2019г.

На фото: церковь Николая Чудотворца в Александро-Невской лавре в СПб.