Трудно сделать так же и невозможно сделать лучше

Марианна Ольшевская
"Трудно сделать так же и невозможно сделать лучше" - сказал Микеланджело о куполе собора Санта-Мария-дель-Фьоре. И был прав.

  ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Купол, воздвигнутый гением Брунелесски.

  Италия. Тоскана. Флоренция.

 Я стою у собора Санта-Мария-дель-Фьоре и не могу оторвать от него глаз. Он прекрасен. Нарядный, светлый, праздничный, огромный, залитый яркими солнечными лучами - он кажется сказочным видением. Круглые окна-розы, ниши со статуями святых, стрельчатые фронтоны, аркатурные пояса, сдвоенные готические окна...  
 Для его облицовки, согласно законам архитектуры готики и Проторенессанса, использовался камень различных цветов: белый мрамор из Каррары, розовый мрамор из Мареммы и зеленый серпентин из Прато. В целом преобладает белый цвет - а другие цвета удачно дополняют, оттеняют, добавляют фасадам выразительности.
 
 Но главное - это потрясающий купол собора. Он яркий, красно-оранжевый, с белыми ребрами, с могучей плавностью общей устремленности ввысь, с удивительной строгой гармоничностью архитектурных форм. Этот купол уже издали определяет облик Флоренции.

 Силуэт купола изменил панораму города, придал ей новые, ренессансные очертания, создал мощную композиционную доминанту.

 Восьмигранный шатер вошел в историю архитектуры как первый ренессансный купол, ставший символом не только ренессансной Флоренции, но и всех тосканских земель: «... покрыл своей тенью все народы Тосканы».

Еще в 70 годах, на лекции по истории архитектуры, в далекое время, когда я была студенткой архитектурного института, меня поразило своей грандиозностью и гениальным замыслом это сооружение: красавец-купол над великолепным собором, возведенный под руководством Бруннелески.
А сейчас сбылась моя мечта: Я стою и смотрю на это чудо. Я это вижу наяву.

 Не только строительная деятельность Брунеллески, не только его знаменитый купол, но и сама личность Брунеллески поражала современников. В нем видели человека особенного, способного совершать «неслыханное и невиданное» (Альберти) в самых разных областях человеческой деятельности. 
 Он, будучи универсальным человеком Возрождения, был одаренным во многом: мог писать стихи, оформлять спектакли, сочинить и разыграть пьесу и даже исполнить в ней главную роль; он мастерски оправлял драгоценные камни, делал часовые механизмы и музыкальные инструменты, занимался оптикой и кораблестроением, был живописцем и скульптором, военным и гражданским инженером, но прежде всего он был архитектором-урбанистом, не только строившим в городе, но и стремившимся перестроить город, перепланировать его и придать ему новый облик.
 
 В истории он предстает новым типом творческой личности.

 Жаль, что его градостроительные идеи остались больше в проектах. Брунеллески не смог осуществить многие замечательные и смелые замыслы.

 В историю он вошел как гений, решивший другую сложнейшую задачу: возвести замечательный купол над недостроенным собором Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

 Брунеллески предложил сделать лёгкий восьмигранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из "долей-лепестков" и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма строительного материала и работы на большой высоте. Он смог убедить Флорентийскую Синьорию на рискованный эксперимент и математическими расчётами, и масштабной моделью, созданной в конце 1418 года в масштабе 1:12. Эта модель была выставлена  на площади для обсуждения всех жителей города.

 Строительство купола началось в 1420 и в основном было завершено к 1436 году, но окончательно он был завершен в 1446 году.

 Удивительна его конструкция: купол имеет двойную оболочку, имеет вытянутые очертания, он не сферический и он, в строгом смысле слова, даже не является куполом, а представляет собой шатер.
  Внешний диаметр - 54,8 м и внутренний – 42 м, 8 основных ребер и 16 вспомогательных. Все ребра связаны 6 горизонтальными кольцами и сходятся под углом в 60 градусов к вершине-фонарю высотой 21 м. 
В предложенной Брунеллески модели купол должен быть не сферическим, иначе верхняя часть такого купола обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер купола должны принять на себя основную нагрузку. Между ними Брунеллески расположил 16 вспомогательных ребер, сходщихся наверху. Главные ребра должны поддерживать не одну, а две оболочки купола. На уровне перегиба ребра связаны «цепями» из массивных деревянных брусьев, соединенных железными скрепами. Позднее был добавлен световой беломраморный фонарь, который и сделал этот собор самым высоким в городе. Это до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, и такая большая, что внутри могло поместиться все население города.

 Для того чтобы центр тяжести «лепестков» свода оказался внутри купола, ряды терракотового кирпича были расположены не горизонтально, а с постепенным  наклоном (от свода к вершине).
 
 Лучшие современные инженеры изучают гениальное произведение до сих пор.

 Купол весит без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн. По подсчетам Санпаолези, при его постройке ежедневно приходилось подносить около шести тонн материалов, для чего Филиппо изобрел специальные подъемные механизмы.

 Подъемные устройства Бруннелески кажутся невероятными. Один подъемник мог поднимать и опускать грузы весом до 1 тонны, особое устройство позволяло направлять канаты с грузом в разные части платформы. Деревянные лекала, использовавшиеся для контроля наклона граней купола в местах, где выводились ребра, каким-то образом передвигавшимися вверх по мере роста кладки. Противолежащие ребра соединялись свободно висящим шнуром, по которому скользил вниз длинный шнур с грузом. Груз должен был совпадать с отмеченным на полу центром.
И это было сделано 600 лет назад!!! Потрясающее, гениальное решение!

 Купол облицован кирпично-красными изразцами, контрастирующими со стенами, облицованными светлым мрамором, с ипользованием других оттенков: зеленым, розовым, красным.  Белые ребра нервюр на фоне яркой красно-оранжевой черепицы зрительно облегчают каменную массу огромного купола: он не давит на здание, а как бы парит в воздухе, словно бутон волшебного цветка с ещё не распустившимися лепестками. 
 Его тяжелые объемы, втиснутые в тесное пространство площади, зрительно сливаются в единый массив с примыкающей к нему колокольней и расположенным рядом октагоном Баптистерия. С близкой дистанции – единственно возможной при существующей планировке – все три памятника, объединенные к тому же цветной инкрустацией мраморной облицовки, воспринимаются как сложный архитектурный ансамбль.

 Внимание строителей собора было сосредочено прежде всего на внешнем виде купола, который изменил панораму города. Внутренний свод - намного меньше и скромнее в размерах.

 30 августа 1436 года состоялась церемония «последнего камня» в соборе.
Но надо еще построить завершающий фонарь на куполе.

 Объявляется конкурс по проектированию фонаря, на котором опять побеждает проект Брунеллески. Его фонарь призван закрепить ось вращения и перспективный центр всей системы.

 13 января 1443 года прибыл во Флоренцию первый мраморный блок для фонаря.

 8 марта 1446 года — за месяц до кончины Филиппо Брунеллески было отпраздновано начало работ. Фонарь был закончен двадцать лет спустя по чертежам Брунеллески уже после смерти гениального мастера. Брунеллески прожил 68 лет. 
Медный шар, завершающий всю архитектурную композицию выполнен в 1469 году, а установлен еще двумя годами позже.

 Микеланджело сказал о куполе: «очень трудно сделать так же и невозможно сделать лучше».

 Купол считается манифестом эпохи Возрождения. Она начинается примерно с 14-го века в Западной Европе и оказывает огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной жизни общества.
 
 Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы.
 
 Практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение, на счастье, на свое самоопределение. 

 Данте Алигьери, Петрарка, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и многие другие.

 Хочу завершить мой небольшой рассказ словами Пико дела Мирандолы. 

 “Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным; не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до стадного животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря своей внутренней воле…” - говорит Бог Адаму в трактате Пико дела Мирандолы “О достоинстве человека”.

 Важнейшей задачей познания Пико считал изучение действительных природных закономерностей. Он выдвинул мысль о математической структуре природы и природных законов, разъясняя, что речь идёт не о «математике торговцев», но и не о «суеверной математике» астрологов и некромантов.  Натуральная магия, по мысли Пико, есть наука, «посредством которой познаются силы и действия природы, их соотношения и приложения друг к другу». В качестве практической части «науки о природе» она учит «совершать удивительные вещи с помощью природных сил».

 Сколько веков прошло с тех пор - а творения и идеи этих людей не устают нас восхищать.

 Представители эпохи Возрождения — это не только художники и скульпторы, поэты и архитекторы. Это - прославленные философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной. Они устремили свои взоры в Небо. Но за это некоторых сожгли на кострах.
Все знают о Джордано Бруно, которого сожгли на костре после 8 лет тюремного заключения. Кроме него за  теорию о гелиоцентрической системы мира был сожжен заживо итальянский астроном Чекко д'Асколи. Но, как оказалос в итоге, Земля - не плоская, и Солнце не вертится вокруг нее.

 Эпоха Возрождения. Или Ренессанс. Совоего рода - золотой век человечества.
Идеи классического гуманизма и утверждение практического критерия истины (опыт+польза), легли в основу методологии современных естественных наук.
В понимании природы, так же как и в трактовке человека, многие философы  Возрождения имели свою специфику — в их понимании Бог как бы сливается с Природой, а последняя тем самым обожествляется.

 Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования и смелости в поиске смысла земного бытия.

 Я смотрю на купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
 Шесть веков назад именно с этого огромного купола берет свое начало архитектура новой эпохи. И несмотря на то, что позже мастерам XV-XVI веков удалось превзойти образец, собор Санта-Мария дель Фьоре на все века сохранил свое значение как памятник дерзкой человеческой мысли. Как памятник гения Брунеллески.
    
 Я стою и радуюсь, что смогла увидеть гордый ярко-оранжевый купол на фоне синего мирного неба - и восхищаюсь гениальным творением ЧЕЛОВЕКА.

 ******
     Италия. Флоренция. 2017 год