По бизнесу в Китай

Валерий Малыхин
     Впервые попал в Китай в июле 1991 года с моей детской делегацией, костяк которой составляли члены моего Эсперанто-клуба из краевого Дворца пионеров и школьников. Мы посетили за 2 недели Пекин и Сиань, древнюю столицу Китая. Нас принимали на очень высоком уровне.

     Потом уже не думал, что когда-нибудь мне удастся побывать в этой экзотической для меня стране.

     Весной 1996 года одна эсперантистка по имени Людмила К. познакомила меня с Виктором Свиридовым, высоким, худощавым мужчиной лет 43. Он был  в бордовом пиджаке нового русского на презентации одной сетевой компании, название которой не будет фигурировать в этом повествовании по этическим причинам. Виктор оказался очень интересным человеком, высшее образование получил в одном из технических вузов города. Одно время даже работал в цирке мотогонщиком, выполнял головокружительные трюки на своём мотоцикле. Потом занялся бизнесом: свой небольшой автосервис, мастерские, выполняющие различный ремонт. Очень дружил с техникой. Когда мы познакомились, у него была роскошная, красная машина Nissan и японский микроавтобус. Я ему рассказал про Эсперанто.

     Виктор изобрёл прибор, измеряющий силу удара руки, но он был несовершенен и не вошёл в серийное производство. Мой друг попросил меня найти в сети Интернет подобные приборы, выпускаемые за рубежом.

     Весь 1997 год я искал это, порой находил в Великобритании, но новые силомеры   стоили очень дорого. В начале 1998 года Виктору рассказал о моём китайском друге Ван Тианьи, коммерсанте, использующим Эсперанто в международной торговле. По просьбе Виктора изложил своему китайскому единомышленнику суть нашего предложения. Результат не заставил себя долго ждать. Тианьи сообщил, что нашёл для нас силомеры, измеряющие силу удара руки, японского происхождения б\у. Забирать их нужно было в районе города Гуаньчжоу. Итак, мы стали готовиться к поездке в Китай. Свиридов предложил мне стать его переводчиком  и все дорожные расходы взять на себя. Предложение было заманчивым для меня. Тогда работал в краевом Дворце пионеров педагогом дополнительного образования, детям преподавал язык Эсперанто. Почти всё лето у меня было свободным.

     Итак, я связался по электронной почте с китайским эсперантистом Зуву, живущим в городе Тяньцзинь. Он согласился встретить нас там, показать город и отправить поездом в Гуанчжоу. Я с Виктором нашёл авиатур до этого города через Новосибирск в составе туристической группы. Ранее туристом никогда не путешествовал, использовал лишь частные каналы.

     Во второй половине июня 1998 года мы вылетели из нашего родного города. В пути познакомились с членами нашей тургруппы: в основном, женщины, занимающиеся коммерцией. В Тяньцзине нас встретил Зуву, эсперантист предпенсионного возраста, когда-то преподавал в школе русский язык. Наш китайский друг заказал нам неплохую гостиницу. Виктор был впервые за рубежом, ему всё было интересно. Вечером в гостинице мы втроём пели «Катюшу». На следующий день Зуву показывал нам свой родной город, купил нам билеты в купейный вагон до Гуаньчжоу. Вечером мы рассчитались с Зуву, который предупредил Тианьи, чтобы тот встретил нас в Гуаньчжоу через 38 часов. Провожая нас, Зуву проводникам сказал, что мы – его гости, будет рад, если мы доберёмся до цели без всяких приключений. Наше путешествие через пол Китая началось.

     Нам было комфортно ехать вдвоём в четырёхместном купе. На следующий день я познакомился с китаянкой из соседнего купе: женщина лет 30, учительница английского и французского языков. Общались на английском, подарил ей набор открыток нашего города. Потом Ли Цзян, так звали китаянку, исчезла, хотя мы знали, что едет в Гуаньчжоу. Рано утром, когда мы доехали до места назначения, узнали, что проводник переселил её в плацкартный вагон, заподозрив  в слишком тесном общении с нами.

      Итак, в Гуаньчжоу нас встретил Тианьи, повёз нас в соседний город, мы разместились в неплохой гостинице. В небольшом ресторанчике наш китайский друг угощал нас блюдами национальной кухни: кушанья из бобов тофу, овощные салаты с местными специями на круглом вращающемся столе. Впервые мы попробовали жареных змей, запивали вкусным пивом Хайлар. Нам понравилось. На следующий день Тианьи повёз нас на фирму, где находились те японские силомеры. Виктор оплатил 30% по условиям договора. Предстояло в августе 1998 года в пограничном городе Манчжурия доплатить оставшуюся сумму представителю Тианьи и забрать силомеры, провезя их через таможню. В Гуаньчжоу мы ели местные морепродукты, а также каких-то улиток. Виктор снимал это на камеру, чтобы потом показать на Родине чем мы питались в Китае.  Также мы познакомились там с местными бизнесменами, пили с ними пиво и ели жареных змей. Вкусное кушанье, чем-то напоминало смесь рыбы и курицы. Было много специй на любой вкус. В Тяньцзинь мы полетели на самолёте. Встретились с членами нашей тургруппы и провели целый день в ожидании нашего рейса. Потом мы благополучно вернулись в свой родной город. Наша поездка прошла успешно.

     В августе в нашей стране грянул дефолт, а в Китае было большое наводнение, во многих местах даже смыло железную дорогу. Мы поняли, что за силомерами в Манчжурию придётся ехать уже летом следующего года.
 
     Итак, в начале июля 1999 года на поезде я с Виктором поехал до  Забайкальска, наш пограничный город. Границу пересекли на автобусе. Китайский пограничный город небольшой, всего несколько центральных улиц. Многие китайцы говорят по-русски. Нас уже ждал там заместитель Тианьи эсперантист Вэй Чи. Поселились в неплохой гостинице. Моей работы переводчика хватило на неделю. Виктор доплатил оставшуюся часть суммы за силомеры, Вэй Чи заменил там несколько лампочек, которые перегорели накануне. Потом наш китайский друг уехал к себе домой. Нам предстояло переправить наши силомеры через границу, пройти таможню, но это оказалось не так просто. Мы познакомились с несколькими китайскими бизнесменами, говорящими по-русски, которые обещали нам помочь, как это сделать дешевле, но требовалось время.  Мы наслаждались жизнью в этом городе, заводя знакомства с местными бизнесменами, пили пиво, ели блюда китайской кухни. Однажды мы поменяли нашу гостиницу на более дешёвую на соседней улице, нам порекомендовали её русские коммерсантки. Номер был дешёвый, но выяснилось, его окна выходили прямо в концертный зал, где всю ночь звучала громкая музыка, мешая нам спать. На следующий день мы переселились в другую гостиницу. В ней открылся новый ресторан и нас пригласили туда пообедать. Выяснилось, что обед не стоил нам и юаня, была акция: покормили за счёт заведения.

     Нередко сидели в ресторане «У бабы Жени». Сама баба Женя, женщина лет 70, дочь белогвардейского офицера, который после Гражданской войны в России обосновался в Китае. В этом ресторане мы познакомились с китайским бизнесменом  Ли Фэном, владельцем магазина видеотехники, который располагался неподалёку. Подружились, этот человек просил нас называть его русским именем Юра. Он очень хотел, чтобы мы вместе пообедали в корейском ресторане, расположенном на другой стороне улицы. Владелец этого ресторана был большим другом Юры. Мы поняли, там подают блюда из собак, и всячески избегали этого ресторана. Но в самый последний день нашего пребывания в Манчжурии, нам не удалось избежать этого. Наш друг Юра повёл нас туда и сказал, нас будут угощать за счёт заведения. Пришлось кушать блюда из жирной собачатины и запивать холодной водкой. Зато было, что вспомнить.

     Итак, в Манчжурии мы провели три недели. При пересечении границы наши силомеры остановили на таможне,  потребовав заплатить  большой тариф. Деньги уже кончались, оставались только на билеты на поезд до Красноярска. Силомеры мы оставили на таможенном складе на временное хранение. Виктор принял решение вернуться сюда через пару недель с деньгами и заплатить таможенный тариф, что он и сделал. Моей помощи не понадобилось.

     Эти силомеры были в диковинку в нашем городе. Виктор давал возможность мне подрабатывать на одном из них. Это было летом в течение нескольких лет. Работа сдельная, зависела от количества клиентов.

     Сейчас Виктор Свиридов живёт с двумя сыновьями и дочкой в другом городе. Данила и Миша изучили Эсперанто через Интернет, я организовал для них международную переписку.  Им очень нравится получать письма со всего мира с открытками, монетами, марками…

    Время от времени я общаюсь в скайпе с Виктором Свиридовым. Мы вспоминаем те наши две поездки в Китай по бизнесу. А его сыновья талантливо исполняют прекрасные мелодии, играя на гитарах.