Александр Рубцов в Москве

Николай Сологубовский
АЛЕКСАНДР РУБЦОВ в Москве!


В России (в Москве 24 мая, в Питере – 7 июня) открывается  Первая выставка картин Александра Рубцова.
Именно Первой! Россия ждала 70 лет встречи с русским художником.
Выставку картин  Александра Рубцова (1884-1949)  можно увидеть в Москве с 24 по 31 мая в Baltzer Club по адресу: Арбат, дом 9, строение 2.
Вход по предварительной записи.
Телефон      +7 916 293 9975.

В Интернете вы можете посмотреть копии картин Александра Рубцова:




ТУНИС. РУССКИЙ ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР РУБЦОВ
 
Публикую статью Олега Ивановича Фомина  о русском художнике Александре Рубцове и  фрагменты   картин  Рубцова с женскими образами. Картины, как и пейзажи, которые я уже опубликовал на своем  блоге в FACEBOOK,  созданы художником в 20-40 годы прошлого века.
http://www.sologubovskiy.ru/articles/1616/
 
 
«Александру Рубцову не нужно было ничего, кроме ящика с красками, складного стула и записных книжек. Художник избегал торговцев картинами и отказывался творить за деньги».
 
"Какое счастье для Туниса, - писал  друг и биограф Александра Рубцова француз Пьер Дюма, - что уроженец далёкой России запечатлел неповторимую красочность этой страны, её нравы, архитектуру, предметы быта и национальную одежду".
 
Президент Франции выразил восхищение "Арабской женщиной"  Александра Рубцова.
 
«Почему я не покидаю Тунис?» – задаю я себе вопрос,  и сам отвечаю: «Я мог бы оставить Тунис,  но я всегда бы испытывал ностальгию по краскам и цветам».  Александр Рубцов
 
 
ТУНИС. РУССКИЙ ХУДОЖНИК 
 
Бесценный вклад в культуру и развитие живописи Туниса внёс наш соотечественник - художник Александр Александрович Рубцов.
Редкий художник обладает столь удивительной широтой, ярким многообразием и богатством техники. Рубцову были подвластны все жанры живописи. Непревзойдённый мастер тунисского пейзажа, он также восхищает и очаровывает своими работами, запечатлевшими уличные сценки, базары ремесленников, узорчатые арабские двери, мечети, марабу (гробницы мусульманских отшельников), античные руины, лица, орнаменты бедуинских татуировок и тунисских  "ню" (обнаженная натура).
 Рубцов неповторим в своём творчестве. Он никогда не поддавался влиянию моды и преходящих тенденций в искусстве, не связывал себя с какими-либо живописными школами. Он повиновался лишь зову души и собственной фантазии.
Рубцов был одержим магией света и стремился к совершенству в отображении игры его оттенков. Он отмечал, что в отличие от резкого и определённого света в России, в Тунисе свет всегда окутан синтетической гаммой, полной неожиданностей и гармонии одновременно. Вот что записал художник о своих ощущениях в дневнике: "Работая над своими закатами солнца, я пришёл к убеждению, что, пожалуй, больше всего меня привязывает к Тунису здешний свет с его бесчисленными оттенками, невообразимыми где-либо ещё".
 
А.А. Рубцов родился 24 января 1884 года в Санкт-Петербурге. Внук почётного гражданина этого города Александра Ивановича Рубцова, будущий живописец воспитывался крёстной матерью - художницей Екатериной Карловной Вахтёр и её мужем - художником Я.Ф. Ционглинским.
В 1904 году с отличием окончил 8-ю Петербургскую гимназию и поступил на живописное отделение Императорской Академии художеств, где учился у Д.Н. Кардовского и Я.Ф. Ционглинского. В 1907 году побывал в Венеции, Вене и Париже, где посетил мастерскую О. Родена.
 В 1910 и 1911 годах путешествовал по Италии и Сицилии.
В 1912 году провёл лето во дворце князя Павла Голицина, где подготовил полотно, которое на конкурсе Академии художеств было удостоено Grand Prix. В ноябре 1912 года получил звание художника по живописи и стипендию для четырёхлетней зарубежной практики в нескольких странах по своему выбору.
В 1913 году посетил Германию, Швейцарию, Францию, Испанию, Англию и Марокко (Танжер). В конце декабря того же года вернулся в Петербург для устройства посмертной выставки Я.Ф. Ционглинского и выпуска книги " Заветы Ционглинского ".
1 апреля 1914 года художник прибыл в Тунис, где после начала первой мировой войны оказался отрезанным от России.
11 ноября 1915 года поселился в квартире-мастерской на улице Аль-Джазира, на границе арабской и европейской частей туниской столицы. Здесь он прожил 35 лет, до конца своих дней.
 
Природа, архитектура и типажи Северной Африки стали главной темой творчества А.А.Рубцова. Свою любовь к Магрибу и к арабской жизни "столь самобытной и неожиданной" он сполна выразил в многочисленных работах. Только за четыре года художник создал более 600 картин и этюдов, несколько альбомов рисунков.
До конца 1917 года Рубцов состоял в переписке с Российской Академией художеств и регулярно посылал в Петроград фотографии своих картин.
Ошеломлённый событиями 1917 года в России, крушением всего прежнего Русского мира, художник замкнулся в себе, полностью погрузился в творчество. Он вёл затворнический образ жизни и практически не общался с соотечественниками, прибывшими в декабре 1920 года в порт г. Бизерты на военных кораблях Русской эскадры.  Он не говорил по-русски и свой дневник вел на французском языке.
Среди редких посетителей его скромной обители была знаменитая Айседора Дункан, удостоенная упоминания в дневнике художника.
 
Тунисских знаменитостей, портреты которых рисовал А.А. Рубцов, поражала его честность, образованность и полное равнодушие к материальным благам. Всегда очень просто, но элегантно одетому, ему не нужно было ничего, кроме ящика с красками, складного стула и записных книжек. Художник избегал торговцев картинами и отказывался творить за деньги.
Болезненно скромный и щепетильный, он, прославивший Тунис своей живописью, был исключительно требователен к себе и незадолго до смерти  (в 1949 году) записал в своем дневнике: "Поселившись на Аль-Джазире, я стал ощущать ущербность своего восприятия живописи, а к 1944 году пришёл к выводу, что не умею писать".
В 1920 году Рубцов участвовал в первом послевоенном Тунисском салоне, где выставил 132 работы. С этой поры он стал одним из столпов этого центра тунисского изобразительного искусства. В том же году художник предложил 250 работ на персональную выставку в галерее Goupil в Лондоне, а в 1921 и 1922 годах выставлялся в галерее Manuel freres в Париже.
В 1920 году Рубцов стал кавалером бейского Ордена отличия, а в 1924 году одновременно с награждением орденом Французской академии художеств получил французское гражданство.
В последующие годы Рубцов неоднократно участвовал в парижских художественных Салонах: Осеннем, Независимых художников, Художников-юмористов, Национального общества изящных искусств. В это же время выставлялся в Салоне Французской Африки в Тунисе (1928г.), в Салоне Северной Африки в Касабланке (1929г.), показывал коллекцию "ню" в холле тунисской ежедневной газеты.
В 1937 году он участвовал в Международной выставке в Париже, а также в выставке бывших выпускников Императорской Академии художеств в Белграде.
В 1938 - 1940 годах Рубцов опубликовал серию статей о старом Тунисе в журнале "Tunisie", в которых с грустью говорил о постепенном исчезновении местной самобытности под напором европейского модернизма.
В 1941 году Рубцов написал монументальные полотна для здания Торговой палаты Туниса и здания Посольства Франции в столице этой стране.
В 1944 году, после освобождения союзниками  страны от немецких и итальянских фашистов,    выпустил альбом зарисовок улиц  города  Туниса, и подготовил рисунки тунисских почтовых марок.
В 1947 году художник в последний раз побывал во Франции и провёл персональную выставку в галерее La Boetie в Париже. Газета "Фигаро" сообщила, что Президент Франции выразил восхищение "Арабской женщиной"  Рубцова.
Работы А.А.Рубцова представлены в столичном музее Туниса, музеях Carnavalet и Petit Palais в Париже. Всего он написал около 3000 картин, акварелей, портретов, мозаик и этюдов.
И только четыре его ранние работы, созданные в 1909 - 1912 годах, хранятся на Родине - в Эрмитаже и музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Сегодня художественное наследие А.А. Рубцова - объект исследований   иностранных искусствоведов. Творчество этого художника русского зарубежья знают, почитают и любят в Тунисе и во Франции. Его картины всё выше котируются в самых престижных галереях и салонах.
Во Франции с 1980 года существует Художественная ассоциация имени Александра Рубцова, которая занимается популяризацией наследия мастера.
В 1984 году в павильоне Trianon des Jardins de Bagatelle в Париже состоялась ретроспективная выставка в связи со 100-летием со дня рождения художника.
В 1994 году издательство "Алиф" в Тунисе при поддержке французской культурной миссии выпустило прекрасный альбом-монографию о творчестве Рубцова с трепетным текстом тунисской журналистки Алии Хамзы.
В сентябре 1997 г. - январе 1998г. выставка работ А.А. Рубцова под названием "Тунис и Восток" прошла в музее Paul-Dupuy в г. Тулузе (Франция).
Художник скончался 26 ноября 1949 года от туберкулёза во французском госпитале в городе Тунис. Как рассказывали его друзья,  в последние  дни и часы своей жизни, находясь в бреду, он говорил только по-русски, описывал русские березы....
А.А. Рубцов был похоронен соотечественниками на русском участке тунисского христианского кладбища Боржель. В знак уважения его гроб был покрыт Андреевским флагом с одного из кораблей  Русской эскадры, которая к этому времени тоже прекратила свое существование.
Так завершился путь русского художника, отдавшего всю свою жизнь и талант любимому им Тунису.
"Наследие бескорыстного жреца искусства будет всегда находить отклик в сердцах людей" - считает тунисский искусствовед Али Луати.
На Родине, взрастившей его уникальный талант, А.А. Рубцов пока ещё неизвестен. Однако настаёт "время собирать камни".

Кандидат исторических наук  Олег Фомин

Примечание.
 
Один из министров культуры России, посетив Тунис и увидев картины художника, показанные ему французскими друзьями, пообещал организовать его выставку в Москве.
Я не называю его фамилии, потому что это не его вина, что мы так мало знаем о наших соотечественниках за рубежом, это наша общая вина…
Фрагменты его знаменитых картин «ню»  я опубликую в другой раз…
Н.Сологубовский,    Карфаген.
 
 
Публикую  также отрывок из книги Н. Гадалиной «Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе» (2004 г.)
 
«В этой книге я попыталась рассказать о прекрасном художнике, чье искусство не вписывается в традиционные определения, избравшем для себя путь живописной и графической фиксации уходящего в прошлое мира традиционной мусульманской культуры Туниса. Мира, казалось бы, невероятно далекого от него изначально. И, может быть, именно сейчас, когда умышленно нагнетается противостояние Запада и мусульманского мира, когда появилась тенденция забывать и разделять, стоит вспомнить о Рубцове, об этой оригинальной личности, всегда стремившейся познавать и соединять. О его непростом характере, равнодушии к мирской славе и неустанном творческом поиске».
 
 
РУБЦОВ КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
 
«Революционные события на родине  (которые начались в 1917 году) тяжело подействовали на Рубцова. Он больше не говорит на русском, подписывать по-русски свои произведения он перестал еще в «пенсионер¬ские» годы, употребляя в подписях, в зависимости от харак¬тера вещи, французский или арабский языки. Русская коло-ния в Тунисе, состоящая из моряков Черноморской эскадры и их семей, прибывших в Тунис после эвакуации врангелев-ского флота из Крыма, его несколько игнорировала, как пред¬ставителя иной социальной среды4. Анастасия Александровна Ширинская полагает, что, напротив, сам Рубцов не желал встречаться с русскими моряками. Как бы там ни было, ху¬дожник с ними не общался. После принятия французского гражданства Рубцов стал называть себя «французом, родив¬шимся в Петербурге».
 
Наталья Маркова-Лагадовская  вспоминает эпизод, свя¬занный с последними днями жизни Рубцова, в одиночестве умиравшего во французском военном госпитале города  Туниса в ноябре 1949-го: «Однажды г-н Фише, художник и председатель Тунисского Салона, позвонил мне: "Наташа, Александр в госпитале. Он, который никогда не говорил по-русски, теперь говорит только по-русски, и никто его не пони¬мает". Мы тотчас же туда отправились. Рубцов действительно говорил на русском, но он был уже искаженный...»
Эти языковые искажения могут быть объяснены не только состо-янием болезненного бреда, но и длительным отказом от род¬ного языка. Более четверти века называя себя французом, художник действительно в итоге им стал.
По многочисленным свидетельствам очевидцев, он никог¬да не говорил о России, своем детстве и юности, большеви¬ках и Белой армии (по крайней мере, с конца 1930-х годов). Художник отделил от себя этот пласт биографии, свою «пер¬вую жизнь на севере России», став на официальном, внешнем и даже языковом уровне французом. Он предпочел эмигри¬ровать от проблем революции, сосредоточившись на том, что единственно его занимало, - искусстве.
Однако, как это ни парадоксально, может, даже вопреки собственному желанию, он оставался русским человеком.
 Ниже будет сказано о типе его ориентализма, который, не¬смотря на французскую оболочку, все-таки был теснее связан с русскими художественными традициями. Но главное даже не в этом - он навсегда сохранит черты, присущие русскому интеллигенту: культ творчества, любовь к искусству, стремле¬ние постичь иные культуры, уважение к истинному знанию и пафос его популяризации».
 
Гадалина Н. Александр Рубцов. Петербуржец в Тунисе. СПб., 2004.
 
Публикую также переписку с Натальей  Гладилиной, прерванную событиями  2011 года в Тунисе.
«Уважаемая Наталья!
Здравствуйте!
Пишет ваш знакомый Николай Сологубовский.
Получил известие от друзей, что вышла интересная книга «РУБЦОВ И МЕДИНА».
Не могли бы вы для меня попродержать один экземпляр?
Возможно, буду в начале марта в Париже.
А какие у вас новые публикации? И где их можно почитать?
С уважением
Николай
 12 января 2011 года, Тунис»
 
Ответ Натальи Гладилиной
 
«Здравствуйте, Николай!
Удивилась, получив Ваше письмо. Мне кажется, мы с Вами не знакомы. Но буду рада познакомиться. Сочувствую Вам, как и всем жителям Туниса, переживающим сейчас нелегкое время. На всякий случай ( хотя понимаю, что Вам сейчас не до этого) отправляю ответы на Ваши вопросы.
Что касается моих публикаций, то у меня их немного, после книги было опубликовано примерно следующее:
Александр Рубцов – русский художник Французского Туниса // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 5. СПб,2004. С.34-45.
Le regard ethnographique d’ Alexandre Roubtzoff // Alexandre Roubtzoff (1884 -1949), peintre du Maghreb. Exposition du 11 mai au 12 septembre 2004. Musee Basque et de l’ Histoire de Bayonne.Catalogue. P.10 -12
Русский художник Иван Захаров у турецкого султана Абдул-Меджида. // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 7. СПб,2006.С. 118 – 127.(В соавторстве с К. Ибрагимзаде)
Секретарь Сергея Прокофьева в Тунисе (о жизни композитора Г.Н. Горчакова) // Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 7. СПб,2006.С.143 (В соавторстве с. М. А. Пановой)
L'Heritage artistique du peintre russe en Tunisie: les oeuvres ethnographiques d’ Alexandre Roubtzoff // Cultures Contemporaines. 2006. № 03.P. 9 (в соавторстве с М. А. Пановой)
Творчество Александра Рубцова и художественная жизнь Туниса // И / &: сборник трудов факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге. СПб.: издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. С.38 – 57
Александр Рубцов - художник Французского Туниса // Художественная культура русского зарубежья. 1917 - 1939. Сборник статей / Отв. ред. Г.И. Вздорнов. - М.: Индрик, 2008. С. 205 -218
Александр Рубцов - тунисский художник эпохи французского протектората. Проблемы изучения биографии и творчества // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья / Отв. редактор О. Л. Лейкинд. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2008. - С.122 -128
Неизвестный Георгий Горчаков: о жизни и творчестве секретаря Сергея Прокофьева // Новый журнал, 2009 (в соавторстве с М. А. Пановой
  Заочно участвовала в петербургской конференции "История Русской эскадры в Бизерте. 90 лет спустя" в декабре 2010, с докладом "Русские загадки тунисской культуры: Александр Рубцов и Георгий Горчаков". Должен выйти  сборник, но...
Что касается книги "Рубцов и медина Туниса", ее презентация должна была состояться в Тунисе 2 декабря 2010 года на открытии выставки Рубцова  (из-за снежных заносов мой рейс был отменен, и я вылететь туда не смогла, и, к сожалению, более об этом сведений не имею, вероятно, из-за политических событий). Вотинфо из официального источника:"
Exposition
La Mеdina de Tunis et Alexandre Roubtzoff
En partenariat avec le Ministеre de la Culture et de la Sauvegarde du Patrimoine, l’IFC donne a  voir a  la Maison des Arts une exposition exceptionnelle rassemblant des dessins et croquis inedits et des peintures de Alexandre Roubtzoff provenant de collections particulieres. A l’occasion du vernissage de l’exposition, Jacques Perez signera son nouveau livre consacre au peintre..
". Еще я слышала фамилию Бину, связанную с этой книгой. Может Перес - фотограф, а Бину – текст. Свяжитесь с РКЦ в Тунисе,    они владеют информацией. выставка должна была продлиться до начала января...
Я к этой книге не имею никакого отношения, и тем более не занимаюсь ее распределением и продажей, думаю, что ее реальнее купить в Тунисе(сама я на это рассчитывала, но,увы), чем во Франции. К тому же живу я не в Париже, а в Сент-Этьене ( это примерно три часа на ТЖВ, если поезд прямой). Не знаю, смогу ли я в начале марта приехать в Париж, куда также собирался наш общий знакомый Андрей Шугаев. Но на всякий случай, сообщите даты своего приезда, если получится, буду рада с Вами увидеться...
Всего наилучшего,
Наталия Гадалина-Шома»

 14 января 2011 года началась «тунисская революция», президент Туниса Бен Али покинул свою страну… Наша переписка прервалась…
На днях  я нашел в тунисском сегменте Интернета эту статью:
Jamila Binous et Jacques P;rez pr;sentent la M;dina d'Alexandre Roubtzoff
La fin d'ann;e, c'est la saison des beaux livres d'art. Les ;ditions c;r;s nous r;servent une grande surprise. Et voil; Dunes Editions tirer en premier. Photographies prises par un grand amoureux de la Tunisie, Jacques P;rez, avec dessins et peintures d'un des artistes les plus talentueux qui ont immortalis; de superbes sc;nes tunisiennes, Alexandre Roubtzoff, le tout mis superbement en harmonie  l'historienne qui conna;t le mieux la M;dina de Tunis, Jamila Binous. "La M;dina de Tunis et Alexandre Roubtzoff", publi; cette semaine (228 pages, 400 photographies et 54 dessins) constituera un beau cadeau de fin d'ann;e.
Sa parution s'accompagnera d'une exposition de dessins et de peintures d'Alexandre Roubtzoff qui se tiendra du 2 d;cembre 2010 au 3 janvier 2011, ; La Maison de Arts" (Tunis-Belv;d;re)
http://www.galeriealexandreroubtzoff.com/aproposdenous.html
 
Публикую также статью  Н.Гадалиной,  опубликованную в  2003 году в журнале «Нева».

Н. Гадалина
“Француз, родившийся в Петербурге”: тунисский художник Александр Рубцов (1884–1949)
 
http://magazines.russ.ru/neva/2003/10/gadal.html
 
 

Уникальная судьба и разностороннее творчество Александра Александровича Рубцова, живописца, графика и публициста, с 1914 года работавшего в Тунисе и в 1924 году ставшего гражданином Франции, практически неизвестны российским любителям искусства и даже искусствоведам1. В Тунисе и во Франции, где художник был признан при жизни и не забыт до сих пор, изучение его искусства имеет более чем полувековую традицию. О Рубцове написан ряд монографий, которые вместе с искусствоведческой литературой, затрагивающей его имя в контексте той или иной проблематики, составляют внушительную библиографию2. Сегодня произведения художника находятся в нескольких французских музеях, собраниях тунисских и французских коллекционеров, муниципалитете г. Туниса. Одна из наиболее крупных коллекций работ мастера принадлежит Художественной ассоциации Александра Рубцова во Франции, с 1980 года занимающейся популяризацией его творчества3. Автору этих строк довелось увидеть огромные, до 2;3 м, работы Рубцова, украшающие интерьеры посольства Франции в Тунисе. Это изысканно-красивые и тонкие по живописи, что необычно для полотен столь большого размера, пейзажи г. Туниса и его окрестностей — небольшого городка Сиди-бу-Саида, который художник считал прекраснейшим местом на свете, и руин знаменитого Карфагена. Своей яркой декоративностью впечатляют небольшие портреты бедуинской девочки и молодой арабской женщины, находящиеся в загородной резиденции французского посла, расположенной в одном из пригородов тунисской столицы — Ла Марсе.
Будущий художник, появившийся на свет 24 января 1884 года в Петербурге, был незаконным сыном Евгении Рубцовой, дочери потомственного почетного гражданина Александра Ивановича Рубцова. Только в 1897 году высочайшим повелением мальчику было разрешено принять фамилию матери и отчество Александрович. С 1898 по 1904 Рубцов обучался в 8-й санкт-петербургской гимназии, которую окончил с серебряной медалью. В гимназическом аттестате особо отмечены его успехи в русской литературе. Большое участие в воспитании Александра принимали его крестная мать — художница Екатерина Карловна Вахтер, и ее муж, профессор Академии художеств Ян Францевич Ционглинский. Блестящий академический педагог, Ционглинский был также известен как один из первых русских импрессионистов, заядлый путешественник, любитель экзотических стран. Вместе с четой Ционглинских юный Рубцов путешествовал по России и Европе. Впервые будущий художник-ориенталист ощутил очарование Востока еще в 16-летнем возрасте, когда он провел месяц в Крыму. Вероятно, именно Ционглинскому Рубцов обязан выбором творческой профессии и серьезной технической подготовкой, определившей его блестящие результаты при поступлении в Академию художеств (Рубцов оказался первым в списке зачисленных в 1904 году). В Академии будущий художник занимался под руководством того же Ционглинского. Ему довелось также обучаться рисунку у одного из столпов академического рисования — П. П. Чистякова, выучившего несколько поколений русских художников конца XIX— начала XX веков. В 1906 году Рубцов был определен в мастерскую профессора Д. Н. Кардовского, где занимался вместе с известными впоследствии русскими художниками Василием Шухаевым и Александром Яковлевым. В те годы Академия уже не была прежней: учащимся предоставлялась большая свобода, использовавшаяся ими для восприятия новой французской живописи и экспериментов русских авангардистов. Подобно многим молодым художникам, Рубцов увлекается искусством, весьма далеким от академизма, он входит в группу “Треугольник” и участвует в организованных ей выставках “Импрессионисты”. Художники, объединявшиеся вокруг Николая Кульбина и называвшие себя импрессионистами, ориентировались в большей степени на искусство французского постимпрессионизма и символизма. Однако, в отличие, например, от своего однокашника Павла Филонова, будущего основателя аналитической живописи, Рубцов не собирается порывать с Академией — вероятно, из-за семейной близости к ней и определенных карьерных планов, которые начали успешно осуществляться. Блестяще закончив обучение в Академии художеств в 1912 году, Рубцов получает право на четырехлетнюю пенсионерскую поездку за границу. Он отправляется в путешествие по Европе. В 1913 году он посещает Англию, Испанию, Францию, Германию, Швейцарию. Тогда же состоялась его первая встреча с Африкой. “Из Испании — из С;diz я переехал на кораблике в Африку — в Марокко, в Tanger. Там я наткнулся на такое количество живописного материала, что через несколько дней уехал, почти ничего и не написав”, — сообщает художник в своем пенсионерском отчете. В Марокко шла война, и было невозможно проникнуть вглубь страны. Но у художника появилась идея позднее приехать в Африку на более долгий срок. Он возвращается в Европу, но вскоре вынужден прервать путешествие из-за смерти своего отчима и учителя. Ненадолго вернувшись в Петербург в декабре 1913 года, Рубцов организует его посмертную выставку и публикует книгу “Заветы Ционглинского”. Книга состоит из 200 афоризмов, отражающих мировоззрение творческой личности ван-гоговского типа, бескорыстно и безраздельно преданной искусству. Подобные идеалы стали жизненным кредо самого Рубцова.
В начале 1914 года художник покидает Петербург, еще не подозревая, что уезжает навсегда, и 1 апреля прибывает в Тунис, неожиданно ставший его второй родиной. “Я приехал в Тунис всего на несколько месяцев и остаюсь здесь на всю жизнь. Человек предполагает, Бог располагает”, — признавался Рубцов. В Тунисе Рубцов обретает источник вдохновения и находит основные сюжеты своих работ —местные пейзажи, типы, архитектуру. Восприятие экзотической земли как духовной родины было свойственно великим французским мастерам конца XIX века, достаточно вспомнить Гогена, уехавшего в Полинезию, или Ван Гога, увидевшего свою Японию на юге Франции. Да и немало представителей русской культуры, например, Петров-Водкин и Гумилев, искали Индию Духа в Северной Африке. Но помимо этой, психологической причины, существовала и объективная, помешавшая Рубцову вернуться в Россию: первая мировая война. В 1915 году художник поселяется в г. Тунисе, на границе арабской и европейской частей столицы. Квартира-мастерская на улице Аль-Джазира стала его единственным постоянным адресом. По 1917 год включительно он еще состоит в переписке с Академией художеств, посылая туда отчеты и фотографии своих работ. Революционные события в России тяжело подействовали на сознание художника, он отказывается от русского языка, перестает подписывать по-русски свои картины и не общается с прибывшими в Тунис русскими эмигрантами (моряками черноморской эскадры). С 1924 года, когда Рубцову было предоставлено французское гражданство, он называет себя “французом, родившимся в Петербурге”. Волею судеб оказавшись во внешней эмиграции, он предпочел и внутренне эмигрировать от проблем революции, обретя спасение в том, что единственно его занимало —искусстве.
В 1920 году Рубцов впервые участвовал в Тунисском Салоне — ежегодном форуме тунисских художников, представив 122 работы, занявшие целый зал. В том же году он был награжден орденом тунисского бея Нишама эль Ифтихара и провел свою первую персональную выставку в галерее Goupil в Лондоне. В 1923 году художник участвует в создании Центра искусств в Тунисе. В 1924 году он был награжден орденом Французской академии художеств. В 1920–40-е годы Рубцов ежегодно выставляет свои работы в многочисленных французских и тунисских Салонах, организует несколько персональных выставок в Париже и в Тунисе. Художник также много путешествует по Тунису, другим странам Магриба, Европе и Малой Азии. В 1937 году он принимает участие во Всемирной выставке в Париже и в Выставке выпускников Петербургской академии художеств в Белграде. В 1940-е годы Рубцов пишет монументальные полотна для украшения интерьеров общественных зданий в г. Тунисе, выпускает альбом зарисовок “Улицы Туниса”, выполняет эскизы тунисских почтовых марок.
Практически все творчество Рубцова посвящено Тунису. Он оказался первым художником, создавшим многогранный образ уходящего в прошлое старого Туниса в живописи и графике. Друг Рубцова Пьер Дюма заметил, как необыкновенно повезло Тунису, что приезжий из далекой России запечатлел то, что сохранялось тысячелетиями, именно в момент его исчезновения под натиском европейской цивилизации. Поныне в Тунисе Рубцова чтут не только за эстетические качества его работ, но и как хроникера и этнографа, зафиксировавшего старинную архитектуру, виды, уличные сценки, одежду в период, когда фотография еще не получила там широкого распространения.
Ориенталистское по характеру творчество Рубцова было эклектичным по манере. Оно не претерпело существенной эволюции за 35 лет, проведенных в Африке. “Он переходил от одного стиля к другому, туда и обратно, вне хронологической логики, и, несомненно, эта легкость разнообразия манер составляла главную силу его искусства” — отмечает Алия Хамза, автор книги “Александр Рубцов. Тунисский художник”. По признанию художника, стиль каждой работы диктовался ему сюжетом. Диапазон излюбленных Рубцовым творческих манер достаточно широк — от академизма до фовизма. Кубизм, сюрреализм и прочие модернистские течения оставались ему чужды, несмотря на его тесную связь с художественной жизнью Франции и прекрасную осведомленность о событиях мирового искусства. Гротеск и деструкция форм не интересовали художника, так как не служили его основной задаче — адекватно передавать натуру.
Сам Рубцов считал себя главным образом пленэрным мастером. Он ориентировался на французскую постимпрессионистическую традицию и часто использовал технику пуантилизма в своих пейзажах малого формата. Регулярно бывая во Франции, художник признавался, что может работать только в Тунисе из-за особенностей освещения, многочисленные нюансы которого он стремился передать, изображая различные уголки страны (невольно вспоминается Модильяни, который, уехав из родной Италии, не мог работать вне Парижа). За интерес к связанным с проблемами цвета и света живописным задачам ряд французских исследователей называет Рубцова “художником света”.
В своих портретах художник добивался ощущения сходства с натурой, часто уделяя большое внимание декоративному окружению портретируемых. Арабские женщины часто изображаются им на фоне знаменитых кайруанских ковров, которыми славится Тунис. Многочисленные ню Рубцова характеризуются теми же качествами: сходством с натурой и нарядной декоративностью фона. Этнографические же зарисовки часто более академичны по рисунку, а иногда носят характер штудий, фиксирующих любопытные детали.
Рубцов не смотрел на арабскую культуру сверху вниз, с позиции “просвещенного” европейца. Он полагал, что западному человеку, не способному воспринять иную, восточную ментальность, удобнее трактовать арабскую культуру как примитивную, “наивную”. Изучение мусульманского искусства, арабской культуры и их тунисских особенностей, стремление популяризировать их во франкоязычной среде стали органичным дополнением пластического творчества Рубцова. В 1938–1941 художник опубликовал в журнале “Tunisie” ряд статей о Старом Тунисе4. Он также иллюстрировал статьи других авторов5 того же журнала, близкие по тематике к его собственным, в том числе очерки известного французского писателя, впоследствии Нобелевского лауреата Андре Жида, работавшего в тот период в Тунисе.
Статьи Рубцова написаны простым и легким французским языком, блестящее знание которого проявилось в рассуждениях художника о принципиальных лингвистических различиях французского и арабского. Автор свободно переходит от личных наблюдений к историческим экскурсам, философским размышлениям или культурологическим прогнозам. В статьях отразился сложный характер Рубцова, его независимая и бескомпромиссная художественная позиция.
Художник восстает против традиционных клишированных представлений о красотах Востока. Он утверждает, что картинка, изображающая “миленькую марабу6 рядом с одной или несколькими хорошенькими пальмами на фоне синего моря и голубого неба, и …с верблюдом возле марабу”, существует только в сознании людей, никогда не бывавших в Африке. По мнению Рубцова, подлинное очарование Туниса состоит в эфемерных световых переходах и резких цветовых контрастах, а также в непривычных для европейцев запахах, звуках и блюдах.
Повествуя об изменениях, произошедших за четверть века на его глазах, он сокрушается об исчезающей в ходе европеизации неповторимой прелести старого Туниса: традиционных арабских кафе, национальной еврейской и арабской одежде, мистическом свете масляных ламп, освещавших минареты в период Рамадана.
Рассказывает Рубцов и о насыщенной художественной жизни тунисской столицы, возникновении национальной школы станковой живописи. Он утверждал, что Тунисский Салон мог бы стать Большой Выставкой Тунисского Искусства, привлекающей международное внимание. Поразительно, что именно он, отрекшийся от собственной национальной принадлежности и считавший себя французом, рекомендует представителям различных диаспор Туниса не отказываться от национального своеобразия в искусстве. Активный участник творческой жизни поликультурного Туниса, он приложил немало усилий, чтобы сделать ее более яркой и своеобразной.
Рубцов родился и вырос в российской столице. В Тунисе, бывшем в то время далекой арабской провинцией Франции, он был одним из немногих представителей истинно столичной культуры, что определило его вхождение в круги местной художественной элиты и позволило ему стать одной из ключевых фигур тунисского искусства 1920-1940-х годов. Он был другом британского барона д’Эрланже, художника и мецената, известного в Тунисе своими инициативами по охране исторических памятников. Полномочный министр Французской Резиденции Андре Добле был одним из первых ценителей его искусства. О государственном признании искусства Рубцова свидетельствует приобретение правительством Франции и муниципалитетом г. Туниса ряда картин художника и выполнение им больших заказных полотен для украшения интерьеров общественных зданий. В 1947 году на последнюю персональную выставку Рубцова в парижской галерее La Bo;tie пришел президент Франции Венсан Ориоль, выразивший восхищение его картиной “Арабская женщина”.
Но слава не могла вскружить голову этому художнику, которого современники вспоминают как тихого, скромного человека, со спокойными жестами, чуравшегося светского общества, но не брезговавшего играть с соседями в трик-трак. Его, рафинированного интеллектуала, называвшего себя “французом из Петербурга”, в Тунисе прозвали “Белый русский” — вероятно за светлые волосы, но отнюдь не за политическую принадлежность. Приехав в Африку с далекого севера, Рубцов никогда не надевал пальто, даже в самую холодную, по тунисским меркам, погоду, и почти круглый год купался, кроме самого жаркого времени, когда вода казалась ему чересчур теплой. Он изредка появлялся на раутах интеллектуальной элиты, но немногие переступали порог его жилища. В числе его гостей — всемирно известная танцовщица Айседора Дункан, посетившая мастерскую художника в 1919 году.
Он много работал, весьма критично относясь к своему творчеству, а продавать свои картины не любил и стремился по возможности этого избегать. Его возмущало господствующее в современном мире восприятие искусства как товара: “Есть много художников, которые работают только ради денег… Но разве Веласкес, создавая свои немыслимо утонченные оттенки, находился во власти дум о деньгах? Разве Данте принижал свою “Божественную комедию” до банального коммерческого плана? Разве Бетховен и Дебюсси взвешивали свои звуки на весах грубого торговца?…” Ничто материальное, кроме холстов и красок, не интересовало художника. “Я не имею ничего, кроме моей живописи, моих рисунков, моих кроки, моих этюдов. Из-за кражи в минувшем апреле я лишился своей последней одежды, стало быть, я не имею ничего. Возможно, по этой причине я веду столь счастливую жизнь”, — писал он в своем дневнике.
Александр Рубцов умер от туберкулеза в 1949 году и был похоронен на кладбище Боржель в г.Тунисе. На его надгробии была укреплена бронзовая медаль с рельефным изображением художника, выполненная скульптором Гарибальди. Однако уже много лет назад барельеф был сорван местными хулиганами (или тайными поклонниками), и на могильном камне от него остался лишь след, по форме напоминающий очертания палитры…
Феномен Рубцова интересен сегодня не только из-за его значимости для тунисского искусства и устойчивой традиции изучения художника во Франции. Его творческой индивидуальности, принадлежащей одновременно русской, французской и арабской культурам, было свойственно сочетать противоположные черты. Академическое отношение к натуре соединяется у него с живописными принципами нового французского искусства, утонченность европейского интеллектуала —  с наивностью арабских сюжетов, представление о художестве как профессии — с романтическими идеалами духовной свободы.
Есть надежда, что искусство нашего соотечественника, заслужившее признание в Тунисе и во Франции, скоро станет известным и в России…
1 Первое русскоязычное искусствоведческое исследование о художнике “Александр Рубцов: русский художник Французского Туниса” принадлежит автору данной статьи и было в 2003 году защищено на Факультете истории искусств Европейского Университета в Санкт-Петербурге в качестве магистерского сочинения.
2 Библиографию см. в книгах Dubreucq P. Alexandre Roubtzoff: Une vie en Tunisie. Paris,1996.; Hamza A. Alexandre Roubtzoff. Peintre Tunisien / Preface de P. Boglio. Tunisie, 1994.
3 У Ассоциации есть сайт в Интернете: Association Artistique Alexandre Roubtzoff http:// www.roubtzoff.org.
4 Roubtzoff A. Un quart de si;cle en Tunisie//Tunisie. 1938. N 86. P. 4–17; Roubtzoff A.Visions color;es des quartiers curieux de Tunis // Tunisie. 1939. N 93. P. 5–10; Roubtzoff A. Maktar, pays de surprises// Tunisie. 1940. N 106. P. 14–19, Roubtzoff A. R;flexion sur les vieilles portes arabes de Tunis //Tunisie. 1941. N 116. P. 14–19 ; Roubtzoff A.L’art musulman en coup d’oeil // Tunisie. 1941. N 117.
5 Aumont G.La Tunisie inconnue, ce qu’il y a derri;re les tatouages // Tunisie.1939.N95;Labonne A. de La danse du lion ou l’origine de la Boussadia // Tunisie. 1940. N 99 , Gide A. Les souks de Tunis //Tunisie. 1941. N 116. ;Gide A. Sidi Bou Saїd // Tunisie.1942. N 121; Gide A. Le Cimeti;re de Djellaz // Tunisie. 1942. N 121; Aumont G. Grandeur et d;cadence des tatouages. // Tunisie. 1942. N 121 ; Aumont G. La Tunisie inconnue, moeurs des nomades // Tunisie. 1942. N 121.
6 Марабу — гробница мусульманского отшельника.
 
 
И еще одна интересная публикация о  русском  художнике.
 
РУБЦОВ Александр Александрович.
Roubtzoff A.
http://www.artrz.ru/articles/1804786234/index.htm
 
24 января 1884 (С.-Петербург) – 26 ноября 1949 (Тунис).
Живописец, график.
Родился в Гаванском бесплатном родильном приюте. Был записан как сын незамужней Евгении Александровны Рубцовой и внук потомственного почетного гражданина Александра Ивановича Рубцова, который стал его крестным отцом (в 1897 высочайшим повелением ему было разрешено принять фамилию матери и отчество Александрович). Воспитывался крестной матерью – художницей Екатериной Карловной Вахтер – и ее мужем – художником Я. Ф. Ционглинским.
В 1893–1898 учился в Рисовальной школе ОПХ, где преподавала Е. К. Вахтер, в 1898–1904 – в 8-й Петербургской гимназии, которую окончил с отличием. В 1904 поступил на живописное отделение ИАХ. Учился у Д. Н. Кардовского и Ционглинского. Недолго входил в группу Н. И. Кульбина «Треугольник», в ее составе участвовал в двух выставках «Импрессионисты» (СПб., 1909; Вильно, 1909/1910).
В 1901 вместе с Вахтер и Ционглинским путешествовал по Европе, посетил Варшаву, Вену, Венецию, Мюнхен. В 1903 впервые побывал в Париже. В 1907 вновь приехал в Париж, где посетил мастерскую О. Родена, останавливался в Венеции и Вене. В 1911 в третий раз побывал в Париже, затем путешествовал по Италии.
В ноябре 1912 получил звание художника по живописи и заграничное пенсионерство за конкурсную картину «Интерьер в стиле Империи», написанную во дворце князя Павла Голицына в Марьино под С.-Петербургом. В 1913 посетил Германию, Швейцарию, Францию, Испанию, Англию и Марокко (Танжер). 26 декабря 1913 ненадолго вернулся в С.-Петербург для устройства посмертной выставки Ционглинского; выпустил книгу «Заветы Ционглинского» (СПб., 1913), в которой опубликовал его высказывания об искусстве. Представил в Совет ИАХ художественные работы и письменный отчет о путешествиях.
В начале 1914 навсегда покинул Россию. 1 апреля 1914 приехал в Тунис. Из-за войны оказался отрезанным от России. Жил в квартире-мастерской на границе арабской и европейской частей г. Туниса (ул. Аль-Джазира, 33). Природа, архитектура и типы Северной Африки стали главной темой его творчества. За годы пенсионерства исполнил около 600 картин и этюдов, несколько альбомов рисунков. До истечения срока пенсионерства состоял в переписке с АХ и регулярно посылал в Петроград фотографии своих картин (22 ноября 1916 пенсионерский сертификат был продлен на 1917 год, но без финансирования).
В 1920 участвовал в первом послевоенном Тунисском салоне, выставил 132 работы, которые заняли отдельный зал (в дальнейшем был постоянным участником салона). В том же году был награжден тунисским орденом Бея Нишама эль Ифтихара и при содействии консула Великобритании в Тунисе г-на Брука провел персональную выставку в галерее Goupil в Лондоне. В 1921 и 1922 персональные выставки прошли в галерее Manuel Fr;res в Париже. В 1923 участвовал в создании Центра искусств г. Туниса. В 1924 его картина «Арабские ткачихи в Гафсе» была приобретена муниципалитетом Туниса. В том же году был награжден орденом Французской Академии художеств и получил французское гражданство. В последующие годы участвовал в парижских салонах: Осеннем (1922, 1926, 1927), Независимых (1929–1940), Художников-юмористов, Национального общества изящных искусств, Французской Африки. В 1937 получил бронзовую медаль на Международной выставке в Париже, а его картина «Арабская девушка» была приобретена государством.
Неоднократно путешествовал по Тунису, посещал Алжир, Марокко, Турцию, Испанию, Италию, Югославию, Болгарию, Германию, Венгрию, Австрию, Англию, часто бывал во Франции. В 1938–1940 опубликовал серию статей о старом Тунисе в журнале «Tunisie».
В 1940-е написал монументальные полотна для здания Торговой палаты Туниса и здания, в котором теперь находится Посольство Франции. Выпустил альбом зарисовок «Улицы Туниса» (1944) и исполнил рисунки тунисских почтовых марок. Сблизился с семьей Боглио (Boglio), которая в дальнейшем оказывала ему поддержку. В 1947 последний раз побывал во Франции и провел персональную выставку в галерее La Boёtie в Париже.
Умер от туберкулеза во французском госпитале г. Туниса. Похоронен в русской части кладбища Боржель. Участок для могилы куплен Гастоном Боглио, основателем Общества друзей А. Рубцова. В похоронах участвовала художница Н. Маркова, которая навещала его в больнице в последние месяцы. В 1984 в павильоне Trianon des Jardins de Bagatelle в Париже состоялась ретроспективная выставка в связи со 100-летием со дня его рождения. В сентябре 1997 – январе 1998 его выставка «Тунис и Восток» прошла в Музее Paul-Dupuy в Тулузе. Представлен в Музее города Тунис, музее Карнавале в Париже, других государственных и частных собраниях Франции.
Основная часть работ принадлежит Художественной ассоциации А. Рубцова во Франции.
При Российском центре науки и культуры в г. Тунисе действует художественная школа им. А. А. Рубцова.
Библиография: * РГИА Оп. 13. 1904. Д. 127; 1913. Д. 23; 1915. Д. 23; 1916. Д. 23.
* ХРЗ; AI 1/1249, 6/972.
Ростиславов А. Выставки // Речь. 1912. 6 ноября.
Бучкин П. Д. О том, что в памяти: Записки художника. Л., 1963. (Указ.).
Гадалина Н. Александр Рубцов. Петербуржец в Тунисе. СПб., 2004.
Панова М. А. Александр Рубцов – русский художник, воспевший Тунис // Восток. Афро-Азиатские общества: История и современность. М., 2005. С. 134–139.
Гадалина-Шома Н. О. Александр Рубцов – тунисский художник эпохи французского протектората. Проблемы изучения биографии и творчества // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. СПб., 2008. С. 122–128.
Гадалина-Шома Н. О. Александр Рубцов – художник французского Туниса // Художественная культура Русского зарубежья 1917–1939: Сб. Статей. М., 2008. С. 205–218.
Русская колония в Тунисе. 1920–2000: Сборник / Сост. К. В. Махров. М., 2009. С. 345–346.
Alexandre Roubtzoff: Exposition: Galerie la Bo;tie. Paris, 1947.
Dumas P. Roubtzoff, peintre de la lumi;re. Toulouse, 1951.
Alexandre Roubtzoff. Peintre de lumi;re / Texte de L. Defianas et P. Boglio. Paris, 1984.
Alexandre Roubtzoff Peintre Tunisien / Texte Alya Hamza. Pr;face de P. Boglio. Tunisie: Alif, 1995.
Dubreucq P. Alexandre Roubtzoff: Une vie en Tunisie. Paris: ACR Edition, 1996.
Les artistes russes hors fronti;re. Livre-Catalogue. Le Mus;e du Montparnasse. Paris, 2010. S. 184–185.
Alexandre Roubtzoff // Encyclopedie del Afrique du Nord.
 
Библиография (франц.) // The Artistic Association Alexander Roubtzoff.
 
Сочинения:
Заветы Ционглинского. СПб., 1913.
Четверть века в Тунисе (перевод Н. Гадалиной) // Гадалина Н. Александр Рубцов. Петербуржец в Тунисе. СПб., 2004. С. 149–168.
Сайты: The Artistic Association Alexander Roubtzoff.

Составители: Лейкинд О. Л.
Махров К. В.
Северюхин Д. Я.



http://www.artrz.ru/articles/1804786234/index.html
 
 
Bibliographie
 
Patrick Dubreucq, Alexandre Roubtzoff (1884-1949). Une vie en Tunisie, ;ditions ACR, Courbevoie, 1996 (ISBN 2-86770-098-1)
Patrick Dubreucq, Recherche sur la vie et l';uvre d'Alexandre Roubtzoff (1884-1949), m;moire de ma;trise d'histoire de l'art, Universit; de Montpellier, Montpellier, 1987.
Pierre Dumas, Roubtzoff, peintre de la lumi;re. 1884-1949, ;ditions Privat Toulouse, 1951.
Jacques Gerigny, Roubtzoff et Paris, Soci;t; g;n;rale d'imprimerie et d';dition, Paris, 1936.
Jalel El Gharbi et Georges Friedenkraft, « Deux suites po;tiques autour du tableau d'Alexandre Roubtzoff L'arriv;e de M. Daladier ; Tunis », dans Jointure, n°91, 2010, pp. 2-22.
Alya Hamza, Alexandre Roubtzoff. Peintre tunisien, ;ditions de la M;diterran;e, Tunis, 1994.
Ren; de Sainte-Marie, Roubtzoff, ;ditions du Rayonnement, Paris, 1947.
G;rald Schurr, Les Petits ma;tres de la peinture, ;ditions de l'Amateur, Paris, 1981.
Jacques et BINOUS Jamila, Alexandre Roubtzoff et la m;dina de Tunis, Dunes, Tunis, 2010





АЛЕКСАНДР РУБЦОВ в Москве!
Выставку картин  Александра Рубцова (1884-1949)  можно увидеть в Москве с 24 по 31 мая в Baltzer Club по адресу: Арбат, дом 9, строение 2.
Вход по предварительной записи.
Телефон      +7 916 293 9975.


http://www.proza.ru/2019/05/25/878
Александр Рубцов, русский художник Туниса
Николай Сологубовский
Публикую этот отрывок из  книги  «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» по случаю открытия в России (в Москве)  первой выставки картин Александра Рубцова.
Россия ждала 70 лет встречи с русским художником.
Желаю вам приятного чтения!
Право, стоит узнать  многовековую  историю добрых отношений между Россией и Тунисом и о судьбах русских в Тунисе.