Скелет Стефаний Кем

Юрий Радзиковицкий
Скелет Стефаний Кем

                Жизнь и сновидения  - страницы
                одной и той же книги.
                А. Шопенгауэр               

Предутреннее томление тела уже подвергалось наскокам воли: надо вставать. Но что-то ещё виделось, мнилось в зыбком тумане последнего сновидения. И почему-то вдруг ясно послышался папин голос: «Катерина, милая, на встречу нашенской Авроры звездою нашенской явись». Она тут же проснулась от понимания, что такое невозможно: прошло уже несколько лет, как отец ушёл из этой жизни. Но  он всегда, в той жизни, когда ещё был жив, будил свою дочь  таким образом, остановившись перед дверью её девичьей комнатушки. Подскочив, она сбросила ночнушку и голышом побежала в ванную. Через некоторое время она вышла оттуда, надев минимум одежды:  элегантное бра и стринги. Её девятнадцать лет и стройная фигурка ей это позволяли сделать. К тому же ей нравилось ощущать прохладу утра всем своим юным телом. Затем пошла на кухню.  Но в процессе  приготовления нехитрого завтрака она почувствовала, что всё же несколько озябла и вернулась в спальню, чтобы надеть халатик, что висел в платяном шкафу. Что-то напевая, открыла дверцу. И слова песни буквально застряли в горле до такой степени, что у нее перехватило дыхание.  В шкафу стоял молодой человек, задумчиво на неё воззрившись. Сделав немыслимое усилие, она сделала судорожный вздох. И вместо ожидаемого визга выдавила из себя вопрос:
- Ты что там делаешь, – и через паузу, – стоя?
Ответ последовал тут же:
- Я здесь живу, - и через паузу, - стоя.
Вновь возникла пауза, в ходе которой она успела рассмотреть неожиданное содержимое своего  старого шкафа. Лет двадцати, неброская маечка, простенькие джинсы и дорогие спортивные туфли. Приятный подтянутый брюнет с зеленоватыми глазами и модной стрижкой.
- Если вы закончили меня рассматривать, то, с вашего разрешения, посещу место общего пользования: я что-то застоялся в вашем шкафу. В нём, как вы понимаете, нет никаких удобств.
И он сделал шаг из шкафа ей навстречу и, слегка отодвинув девушку рукой в сторону, устремился в коридор. Она отпрянула и тут же нервно спросила:
- Кто ты такой?
На что он ответил, не поворачиваясь и не замедляя шаг, видно  крепко парня прижало:
- Я твой скелет! - И он исчез за дверью туалета.  Девушка  тут же  тихо, машинально, медленно, почти что по слогам, проговорила вслух:
- Я твой скелет. Он мой скелет. Следовательно, когда я спала в кровати, мой скелет ночевал стоя в шкафу. То есть я спала в ночнушке, но без скелета. И сейчас я тоже без скелета, так как ему понадобилось облегчиться после ночного стояния в шкафу.  Бред.  - Затем она постучала по голове, по своим ключицам и коленкам.  – Кости и череп на месте.   Полный бред. Но оно со мной говорило и захотело до ветра. – Девушка  постояла, помолчала. А затем решительно подошла к тумбочке, на которой находился стационарный телефон, набрала номер и заговорила, не отрывая взгляда  от коридора, ведущего к двери, за которой скрылся её  брюнетистый зеленоглазый скелет. И между ней и вызываемым абонентом состоялся следующий диалог:
- Полиция?
-  Да. Дежурный офицер капитан  Реутов вас слушает. Что у вас случилось?
-  Я Катерина Маятова. Проживаю по улице Верхняя Масловка, дом 17, квартира 23.
- Записал. Что у вас произошло?
- Сегодня, проснувшись, я обнаружила в своей квартире  посторонний скелет. Прошу принять  немедленные меры к его задержанию.
- Прости, вы обнаружили в своей квартире скелет? Такой,  какой иногда бывает в кабинетах биологии в школе?
- У нас, когда я училась, в кабинетах не было скелетов. А у меня с утра объявился скелет. Я чуть с ума не сошла! Немедленно присылайте группу захвата, вешайте на скелет наручники и везите к себе. За такое скелет судить надо.
- Девушка. Извините, вы понимаете, что позвонили в полицию. И вы несёте ответственность за каждое сказанное слово.  Прекратите свой розыгрыш и не мешайте нам нести службу. До свидания. И впредь постарайтесь быть благоразумной.
Девушка некоторое время с недоумением смотрела на телефонную трубку, а затем  вновь решительным образом набрала несколько цифр.
- Полицая? Капитан Реутов? Очень хорошо, выслушайте меня. Я не разыгрываю. У меня действительно в квартире находится скелет. Живой скелет. Он ходит и разговаривает. Я не знаю, что у него в черепе. Боюсь, что всё кончится очень плохо для меня, если вы не среагируете на мою просьбу о помощи. Умоляю, поспешите!
- Девушка, успокойтесь. Где вы обнаружили скелет, когда проснулись?
- Он был в платяном шкафу.
- Что он там делал?
- Он там стоял?
- Просто стоял?
- Ну да, стоял, а потом вышел и пошёл…
- Он угрожал вам словом или действием?
- Нет, вёл себя сдержанно.
- А куда он пошёл?
- Ему приспичило в туалет, туда он и быстренько умотался. Я боюсь, что сейчас он сделает  там свои дела, и тогда… Мне страшно даже представить, что будет…
- Скелет, оправляющий свою нужду в туалете… Такое трудно даже и придумать!  Девушка, я  же просил вас прекратить свои шуточки по телефону в полицию. Ещё раз позвоните с этими вашими байками про скелеты, схлопочете статью за мелкое хулиганство. Примите эти мои слова как последнее предупреждение.
  Катерина медленно положила телефонную трубку на место и в растерянности оглядела комнату, видимо, в поисках средств самообороны. Потянулась было за массивным подсвечником, что стоял на трельяже, но в этот момент раздался голос из кухни:
- Катюша, я закончил твои приготовления к утреннему завтраку и даже поджарил несколько тостов для бутербродов. Уже наливаю кофе, поторопись, а то остынет.
Девушка отдёрнула руку от подсвечника, выпрямилась перед высоким зеркалом трюмо, оглядела себя, застегнула  все пуговички на халатике до самого горла, провела щёткой по волосам, заправила одну прядь волос за ухо, пшикнула из маленького пулевизатора  себе на шею и, очевидно, несколько собравшись, решительно пошла кухню. Зайдя туда, она обнаружила скелет, сидящем на стуле и намазывающим паштет  на тост, уже покрытый маслом. Ей ничего не оставалось делать, как сесть напротив и приступить в свою очередь к завтраку. Добавляя сливки в кофе, она, стараясь быть как можно деликатней, спросила своего визави:
- Вы бы не могли представиться. У вас, наверное, есть имя и фамилия. А то как-то неудобно обращаться к вам, говоря Скелет. Посудите сами: «Мистер Скелет, передайте, пожалуйста, маслёнку.  Спасибо, милейший Скелет». Прямо получается текст  из  готических романов ужасов, которые я, кстати, терпеть не могу читать. Я и не понимаю тех людей, которые получают удовольствие от всех этих скелетов, приведений и всяких полуночных кошмарных монстров.
- Это моё упущение, извините. Меня зовут  Стефаний Кем. И, предвидя ваш дальнейший вопрос, считаю необходимым пояснить.  Мы, живущие в шкафах, называем  себя Стефаниями.  Стефаний  - древнее  греческое имя, обозначающее «корону» или «венец». Мы - скелеты в шкафу,  коронованные секретами.
- Это понятно. А что обозначает Кем? Хотя постой! Я знаю, «кем» – это по-казахски «небольшой», «маленький». Я ведь жила с отцом в Казахстане два года и ещё помню некоторые слова. Следовательно,  ты Стефаний, знающий совсем мало моих тайн. Верно?
- Нет, не верно. И секретов твоих я знаю предостаточно. Кем означает, что я твой скелет, твой Стефаний и больше ничей.
- Это как?
- Ты ведь Катерина Маятова? Произнеси вместе первые буквы твоего имени и фамилии не так, как они читаются в алфавите, а как мы их произносим при чтении. Что получилось? Правильно: Кем.
- Забавно. Я обзавелась  личным скелетом, держателем моих секретов. Однако интересно. Ты вот заметил, что знаком со многими моими секретами. Приведи мне хотя бы один из них. Ведь тебе можно их рассказывать мне. Вот я тебе проверю, какая ты скелетина шкафная?! Слабо рассказать, галантный ты мой скелетик Стефаний Кем? – Девушка явно успокоилась и начала подтрунивать над своим утренним пришельцем.
- Один так один. Хотя могу и более. Ты помнишь, как тебе Миша из параллельного класса  8 «Б» класса на укромной скамейке в тенистой аллей парка в дни осеннего листопада читал стихи Есенина?
- Помню. Могу даже прочитать по памяти.
                Ты сказала, что Саади
                Целовал лишь только в грудь.
                Подожди ты, Бога ради,
                Обучусь когда-нибудь!
- Правильно. А ты помнишь, как он попросил тебя разрешить ему научиться этому, целуя твою грудь: ведь целоваться вы с ним уже научились, а вот в грудь он тебя ещё не целовал? Помнишь, как ты возмутилась, запротестовала, когда он стал расстёгивать твою кофточку. А потом сама помогла ему в этом и даже освободила одну грудь от чашечки бюстгальтера. Помнишь, как замерло твоё сердце в момент его прикосновения губами к твоей маленькой упругой грудке,  и как потом ты вскочила с криком: «Дурак», - когда он полез руками мять твои грудки, грубо и больно. Вскочила и убежала, на ходу приводя себя в порядок и захлёбываясь от слёз обиды и позора. С тех пор ты обходила этого парня десятой стороной.
- Я-то помню. Но это мог тебе рассказать сам этот паразит. Ведь вы, мужские особи, любите делиться такими подробностями своих былых любовных дел. Вот расскажи мне такое обо мне, что никто тебе не мог рассказать.
- Ладно. Совершим ещё одну экскурсию в твоё прошлое. По окончанию седьмого класса ты поехала к бабушке на дачу. Тебя там всё устраивало. Только  не престарелый пудель Софтик. Оставляя длинную шерсть по всему дому, страдая недержанием кишечника и мочевого пузыря, он изрядно портил жизнь домочадцам. Но бабушка его любила  и не желала  с ним расставаться. Однако, когда ты приехала в тот раз, она взвалила весь уход за ним на тебя, ссылаясь на своё недомогание. Тебя так достал тогда все эти вонючие лужи и кучки, и постоянная грязь, что однажды, когда бабушка уехала в город на почту за пенсией, ты схватила это несчастное лохматое существо, завернула туго в какую-то тряпку и положила в ведро с водой. А затем вместе с домашними отходами выбросила в мусорный контейнер, что находился за забором дачи и раз в неделю отвозился на свалку. Бабушка, вернувшись на дачу, не сразу заметила отсутствие любимца. Но вечером хватилась и стала искать:  по дому, в саду, в огороде, в дачном посёлке. На вопрос к тебе ты ответила, что видела его где-то в обед под садовой скамейкой: он там прятался от солнечного зноя. А когда пёсик не объявился и через несколько дней, то твоя бабушка решила, что его просто кто-то украл, когда он выбежал на улицу через калитку, которую она плохо закрыла, торопясь на маршрутное такси до города. Тебе стало не под силу смотреть на бабушкино горевание,  и ты уехала в город, к маме, сказав, что тебе задали на лето много учебных заданий и пора к ним приступить, если ты хочешь выполнить их к началу учебного года. То же самое ты сказала и маме, когда она удивилась, обнаружив тебя  вечером дома, придя после своей работы. К тому же ты сильно расстроила её планы: она собиралась упрочить свою связь с новым возлюбленным. Твоё неожиданное возвращение, можно сказать, разрушила многообещающий семейный союз. Именно в этом тебя упрекнула твоя мама пару месяцев  тому назад.
- Какие-то у тебя маленькие тайны. Ну, подросток полез меня когда-то лапать. И ужель девочка своим возвращением может разрушить намечающийся брачный союз. Дело было не в ней, а в тех двоих, что не нашли путь друг к другу. Я и маме так сказала. А вот перед бабушкой я действительно виновата. Хотела ей открыться, но она умерла в ту зиму, и я не успела повиниться. Так что это не тайна, а скорее моя боль, которая до сих пор саднит мою душу. А есть ли  у тебя такой мой секрет, который был бы секретом-секретом, просто жуть как секрет?
 Скелет Епифаний  задумался, отпил несколько глотков кофе, посмотрел  внимательно на осмелевшую собеседницу и спросил: «И про событие 15 апреля, когда ты, девятиклассницей, вступили в интимную связь с двоюродным братом своего отца, с неким  дядей Сашей, я тоже могу рассказать. Он был, кажется, лет на десять старше твоего. Ему  было лет шестьдесят? Не так ли?  Желаете, чтобы я рассказал об этой печальной для тебя истории?
Катерина, несколько побледнев, через затянувшуюся паузу ответила с некоторым вызовом:
- Поведай, у тебя, скелетик мой драгоценный, это хорошо получается. Интересно, как всё это выглядело со стороны. Подожди, вот только подолью тебе и  себе ароматной  горячей арабики.
  Она встала, заварила кофе, достало из шкафчика пачку вафель, развернула её и положила  в сухарницу. Всё это время она чувствовала его взгляд, который скользил по её телу, останавливаясь там, где положено было задерживаться знатоку женского естества. К тому же она отметила, что это её несколько будоражит. Мысль  о прошлых испугах в момент первой встречи с «этим скелетом», как она его именовала про себя, её уже только забавляла
- Всё готово, так что давай продолжим увлекательный экскурс в моё потаённое прошлое. Прошу, мистер Скелет, будьте гидом в этом странном путешествие.
- Так вот. Апрельский срединный день. Ты испытываешь какое-то для тебя странное состояние. Ты стала другой. Но что в тебе изменилось? Ты как бы догадывалась, что находишься под впечатлением только прочитанной истории, одновременно прелестной, уносящей в какие-то воспарения духа, и в то же время – ужасной, печальной и безысходной. 
Эта была история краткой жизни на земле Оли Мещерской, рассказанная Буниным с такой пронзительностью, с таким любованием чистой юной женственностью и с таким пониманием мерзости земного бытия, с таким  непринятием противоречия  человеческого духа и плоти, то просто теряешься от обилия вопросов, на которые не находишь ответа.  И главный из вопросов, как сохранить лёгкое дыхание и чистоту юности в обстоятельствах серой, обыденной прозы жизни? Ты чувствовала в себе нечто общее с той гимназисткой. В тебе было такое же вдохновение жизни. Ты жила в своём юном теле как в некоем сосуде, наполненном удивительными возможностями и ожиданиями. Ты уже ощутила в себе волнующую таинственную тягу к противоположному полу, чувствуя в этом и свою силу, и свою слабость. И эта трагическая история, рассказанная великим мастером слова, только обострила все эти чувства и ощущения. И тебе стало казаться, что ты уже на пороге чего-то чудесного и одновременно страшного. И ты…
- Остановись. Мне действительно многое так казалось  и переживалось. Но как такое можно про меня знать? Неужели ты тогда был рядом и наблюдал всё, что со мной тогда произошло? Неужели такое возможно?
- Что ты так разволновалась? Не было меня там тогда. Дело в том, что я просто знаю. А как так это получается, мне  не ведомо, мне не дано ни знать, ни понимать откуда и как приходят мои знания о тебе.
- Странный ты, однако, скелет. Ты вроде устройства, на котором записывают человеческие тайны, которые тебе можно воспроизводить при определённых условиях. И часто вы, скелеты, живущие в шкафах,  это делаете? И почему? Для забавы? И для того, чтобы продемонстрировать свою власть над человеком, который скрывает свои тайны? Согласись, что это подло!
- Вообще, это вы, люди поселили скелеты в свои шкафы. Ещё в  Англии до первой трети девятнадцатого века врачам запрещалось работать с трупами, чтобы исследовать особенности человеческого организма. Но медики продолжали свою научную деятельность, для чего прятали от закона трупы в укромных местах, в том числе и в шкафах. А ввёл в литературный обиход  это выражение писатель У. Теккерей в романе «Ньюкомы», написав там такую фразу:
«And it is from these that we shall arrive at some particulars regarding the Newcome family, which will show us that they have a skeleton or two in their closets, as well as their neighbours».
(И от этих людей мы узнаем некоторые подробности, касающиеся семьи Ньюкомов, которые покажут нам, что у них, так же как и у их соседей, имеются семейные тайны.)
- Но в английском тексте я услышала, что у этих Ньюкомов скелеты были в клозете, а не в шкафу. Тогда твоё место в моём туалете, а не в шкафу. Хотя и в туалете тебе тоже не место. Представляю, я вхожу в туалет,  лихо напевая: «Танцуй Россия и плачь Европа, а у меня самая красивая ...опа», а там скелет с мотком туалетной бумаги в костяной руке. Я ведь тут же рухну на пол, забыв зачем пришла.
-  Я рад, что ты что-то знаешь в английском языке. Но у этого слова много значений, в том числе «шкаф, стенной шкаф, маленький кабинет, чулан».
- Ну, славу богу, я теперь в туалет буду входить без опаски, а вот шкаф… Я его выброшу. И поставлю металлические стойки-вешалки. Я даже двухэтажные видела в  «Икеа».
- Не спеши. Вообще-то скелеты фигурально в шкафах не обретаются. Это просто словесная формула, не более. А то, что сегодня произошло…
 Но Стефаний не успел объяснить причину материализации словесного выражения в его образе, как резкая трель дверного звонка остановила его. Катерина встала, вышла из кухни, подошла к двери, успев по дороге посмотреть в настенное зеркало, поправить причёску, сбив её несколько вверх. Открыв дверь, она отпрянула: перед ней стояли трое вооружённых военных человека в бронежилетах, чудовищных касках и с автоматами на плечах.
- Вы ко мне? – чуть ли не нараспев спросила Катерина.
- Старший лейтенант Рябов, командир  передвижного дорожно-постового патруля. Нам поступило сообщение из опорного пункта, что по данному адресу установлено незаконное проникновение постороннего злоумышленн6ика. Установлено по заявлению гражданки Катерины  Маятовой, проживающей по данному адресу. Катерина Маятова - это вы?
- Да, это я. Но простите, никого постороннего  в квартире нет. Я сейчас пью кофе, то есть завтракаю, а потом пойду на занятия в университет. Так что может уезжать и искать преступников в другом месте. У меня их нет, я вас уверяю…
- Не надо меня уверять. Ребята, проверьте эти подсобные помещения и потом обе комнаты, а я вас прикрою в коридоре. И будьте внимательны.
Через некоторые время солдаты доложили: «Всё чисто!» - и получили команду подождать на лестничной площадке. А командир предложил девушке пройти на кухню для составления протокола. Та было запротестовала, приглашая лейтенанта в гостиную: ведь там удобнее. Но военный был неумолим:
- Сказал на кухню, значит на кухню! – и решительно направился в обозначенном направлении. Девушка, приготовясь к неизбежному, была удивлена – скелет Стефаний Кем отсутствовал.  Однако старший лейтенант Рябов был удивлён другим: на кухонном столике стояли две чашки с кофе, да и приборы и недоеденные тосты говорили о том, что трапезничали двое. Лейтенант взял большую чашку с изображением черепа с надписью  под ним «Выпей йаду» и спросил:
- Это кого вы потчевали? А чашечка ещё горячая?
 Девушка вдруг просто взвилась. Вскочила и закричала срывающимся голосом:
- Какое вы имеете право брать мои вещи в моём доме? Я не позволю вам это самоуправство!
 Выкрикнув всё это, она бросилась вперёд, схватила чашку рукой за край. Военный инстинктивно дёрнул посудину на себя, та внезапно треснула и острым краем глубоко поранила ладонь Катерины. Брызнула кровь, широким потоком заливая кисть и запястье девушки. Она, увидев кровь в таком изобилии, вдруг ослабла и стала падать, как-то неловко скочебенясь.  Стоявший рядом служивый попытался подхватить падающее девичье тело.
   Катерина, почувствовав крепкие мужские ладони у себя на спине, на ягодицах и даже на груди, тут же открыла и села на кровати. Осмотрелась. Уже светало. Спальня наполнялась солнечным светом. Птицы за окном затеяли звучный грай. Оглядела свою руку. Ни царапины. Встала. Медленно открыла шкаф. Никого. Прошла на кухню. Всё убрано. Чашки весят на крючках. Той, с «Выпей йаду», и в помине нет. Вернулась. Вновь заглянула в шкаф и даже позвала:
- Эй, Стефаний, выходи, доскажи историю. Скелет, ау…
 Но в ответ было безмолвие.
 Ещё посидела на кровати, видно, сокрушаясь о потере. Затем заявила вслух для пущей убедительности:
- Всё только сон. Только сон. И ничего более. А жаль. Было очень прикольно.
Затем скинула ночную рубашонку и голышом побежала в ванную комнату. Оттуда через некоторое время послышался шум падающих струй воды да девичий голос, задорно выводящий популярные слова:
Мужиков надо любить,
Мужиков надо ценить.
Он мужчина, хоть куда,
А ты всё смотришь не туда.
В спальне  в этот момент из шкафа вытянулась чья-то рука и плотно закрыла  на себя  его дверцу, оставленную открытой девушкой.
     В возникшей тишине, а и потом в шуме первых обсуждений руководитель литературного объединения встал и, подняв руку в знак просьбы тишины, сказал:
- Мы прослушали  новеллу нашего товарища, молодого прозаика из Томска. Несмотря на некоторые недостатки и упущения, она достойна внимания. И хотя бы тем, что в этом своём произведении автор в свою очередь коснулся важной темы отечественной литературы -  темы сновидений в сюжете художественных произведений. Вы, конечно, знаете, как часто именитые авторы  делали сновидение значимой  частью своих произведений. Я не буду называть их персонально, только напомню тех персонажей, что по ходу сюжета находились в объятиях Морфея. Это  Святослав и Пётр Гринёв, Татьяна Ларина и Евгений Онегин,  Родион Раскольников и Пьер Безухов, Вера Павловна и Понтий Пилат. Список можно было бы продолжить. Но стоит ли. Вы сами легко это сделаете.
Все эти сновидения объединяет достаточно простая истина – сон удивительное и загадочное явление в жизни человека. Но каким изощрённым способом формулирует её Фрейд, великий знаток тёмных сторон человеческого сознания:
 «Бессознательное - есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств».
Уже в цитированной мной на предыдущем семинаре книге литературоведа Георгия Михайло;вского «Потаённые смыслы» имеются  также любопытные наблюдения над природой сна в повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка».  Я  сейчас проведу  некоторое ознакомление с этими его размышлениями. Мне, конечно, понятно, что трудно воспринимать текст произведения на слух, и всё же прошу простить за отдельные длинноты, без них не обойтись никак. К тому же они не мои, а авторские, Георгия Михайло;вского. И так. Вот несколько фрагментов из его работы с цитатами из уже упомянутой здесь повести.
Г. Михайло;вский:
Борис, персонаж произведения, спит. Он, вероятно, решительно возразил бы Андриану Декурселю, французскому драматургу, как-то сделавшему странный вывод, что «мир: всего лишь сон войны». И с Борисом трудно не согласиться. Ведь невозможно жить в мире, который ему постоянно снится. Сны, что ему снятся, называются навязчивыми. Морфей часто посылает их человеку, не особенно обеспокоясь тем, что в них повторяются многие детали и образы, а главное – настроение и накал чувств. И я, предлагаю для рассмотрения два таких сна, что снились Борису.
В. Астафьев:
Первый сон
     А  дальше  пошло-поехало, полусон, полубред, он и  сам  понимал всю его нелепость, но  очнуться, отогнать от себя липкое, полубредовое состояние  не мог, не было сил.
     Виделась  ему  в  ломаном, искрошенном  бурьяне  чёрная баня, до оконца вросшая  в землю,  и  он  даже  усмехнулся,  вспомнив  сибирскую  поговорку: "Богатому богатство снится, а вшивому - баня..."
     Вот баня  оказалась на  льду, под  ней таяло,  и  она лепёхой плавала в
навозной жиже,  соря чёрной  сажей и фукая пламенем  в  трубу. Из бани через подтай мостки неизвестно куда проложены. Но мосткам, зажав веник под мышкой, опасливо  пробирался  тощий  человек.  Борис  узнал себя.  В  бане  докрасна раскалённая  каменка,  клокочет  вода  в бочке, пар, жара, но на стенах бани куржак. Человек уже не Борис, другой какой-то человек, клацая зубами, рвёт на себе  одежду и,  подпрыгивая,  орёт: "Идём  в крови  и  пламени...", - пуговицы булькают в шайку с водой.  Человек хлещет прямо из шайки  на огненно горячую каменку. Взрыв! Человек  ржет, хохочет и пляшет голыми ногами на льду, держа на чёрной  ладони сверкающие часики, в другой руке у него веник, и он хлещет себя,  хлещет,  завывая: "О-о-ох,  война-а-ааа!  Ох, война-а-ааа!"  Весь  он чёрный делается, а голова белая, вроде бы в  мыльной пене, но это не пена, куржак это. Человек  рвёт волосы на голове, они не  рвутся, ломаются мерзло, сыплются, сыплются. Человек выскочил из бани - мостки унесло. Прислонив руку к уху, человек слушает часы и бредёт от бани все глубже, дальше - не по воде, по чему-то  чёрному, густому. Кровь  это,  прибоем, валом накатывающая кровь.  Человек бросает  часики  в  красные  волны  и  начинает  плескаться, ворохами бросает на себя кровь, дико гогоча, ныряет в неё, плывет вразмашку, голова его чем дальше, тем чернее...
     Никогда, наверное, ни один человек не радовался так своему пробуждению,как  Борис обрадовался  ему.
 И сразу приведу второй сон Бориса.
Второй сон.
И  снова виделся  ему  сон,  снова  длинный,  снова  нелепый,  но  этот
начинался хорошо, плавно, и, узнавая этот сон-воспоминание, лейтенант охотно ему отдался, смотрел будто кино в школьном клубе: земля,  залитая водою, без волн, без трещин и даже без ряби. Чистая-чистая вода, над нею  чистое-чистое небо. И небо и  вода оплёснуты солнцем. По  воде идёт паровоз, тянет вагоны, целый состав, след, расходясь на стороны, растворяется вдали. Море без конца и края,  небо, неизвестно где  сливающееся с морем. И нет конца свету. И нет ничего на свете. Всё утопло, покрылось толщей воды.
     Паровоз вот-вот  ухнет  в  глубину,  зашипит  головёшкою,  и  коробочки
вагонов, пощёлкивая, ссыплются туда же вместе с людьми, с печами, с нарами и солдатскими  пожитками. Вода  сомкнется, покроет гладью  то место,  где  шёл состав. И тогда мир этот,  залитый  солнцем, вовсе  успокоится,  будет вода, небо, солнце - и ничего больше! Зыбкий мир, без земли,  без леса, без травы. Хочется подняться и  лететь, лететь  к какому-нибудь берегу,  к какой-нибудь жизни.
     Но  тело  приросло  к  чему-то, вкоренилось.  Ощущением  безнадежности,
пустоты наполнилось  всё вокруг.  Усталые  птицы,  изнемогая в  беспрерывном полёте,  падали  на  крыши  вагонов, громко  бухали крыльями  по железу.  Их закруживало, бросало в двери, они шарахались по вагону.
     И  опять тот человек  из  бани,  нагой, узластый, явился, начал  махать
веником, гоняться за птицами, сшибал их веником, свертывал им головы, бросал их под нары. Птицы предсмертно там  бились, хрипло крича: "Хильфе! Хильфе!". Лейтенант хватал человека за  руки,  пробовал  отнять у  него веник.  "Жрать чего-то надо?! - отбивался от него, отмахивал его веником человек.- Приварок сам в руки валит!" А птицы всё  хрипели: "Хильфе!  Хильфе!". Выскальзывая из вагона, они беззвучно хлопали крыльями  по  воде.  Были они все  безголовые, игрушечно крутились  на  одном месте,  из черенков шей ключом  била кровь, и снова волны крови заплескались вокруг,  и паровоз  уже  шел не по воде, а по густеющей крови, по которой вразмашку плыл человек, догоняя безголовую утку, он её хватал, хватал ртом, зубами и никак не мог ухватить...
Сон  крутился на одном  месте. Жутко, невыносимо было. Борис занёс ногу над пустотой, чтобы выпрыгнуть из бешено мчавшегося вагона, чтобы избавиться от этой жути, и замер, почувствовав на себе пристальный взгляд.
   Он вздрогнул, схватился за кровать и привстал, поднятый этим взглядом.
Г. Михайло;вский:
И взгляд,  вырвавший его  из жути сна,  был взглядом той, с которой он испытает потом первые в своей жизни и столь недолгие   радости и тревоги любви. А кругом была война, чья реальность могла соперничать кошмарами  его снов.  И, конечно, для понимающего прочтения этих снов нужно иметь представление о том, что видел, что слышал и что пережил Борис с того момента, когда мы познакомились с ним в начале повести.
   Повесть «Пастух и Пастушка» представляет собой четырёхчастное произведение. Первая часть, именуемая «Бой», вводит читателя в драматический мир Бориса Костяева, двадцатилетнего лейтенанта, командира пехотного взвода. Его глазами  мы видим чудовищные картины войны, её кровавые и жуткие подробности. Кажется, что человеческое сознание, увидев такое, просто не сможет после этого сохранить нормальное восприятие мира. Вот один из наиболее впечатляющих моментов боя, который пережил Борис и его взвод. И воссозданный писателем.  Сравните последующую картину жуткой реальности с картинами только что воспроизведённого в повести сна.
В. Астафьев:
Огромный человек, шевеля  громадной  тенью  и  развевающимся  за спиной факелом,  двигался  - нет, летел  на огненных  крыльях к окопу, круша всё на своем пути  железным  ломом.  Сыпались люди с  разваленными черепами, торной тропою по снегу стелилось, плыло за карающей силой мясо, кровь, копоть.
     - Бей его! Бей! - Борис пятился  по  траншее, стрелял из пистолета и не мог попасть, упёрся спиною в стену, перебирал ногами, словно бы во сне, и не понимал, почему не может убежать, почему не повинуются ему ноги.
     Страшен был тот,  горящий, с ломом. Тень его металась, то увеличиваясь, то исчезая, сам он, как  выходец из  преисподней, то  разгорался, то темнел, проваливался в геенну огненную. Он дико  выл, оскаливал зубы, и  чудились  на нём густые волосы, лом уже был не ломом,  а выдранным с корнем  дубьём. Руки длинные, с когтями...
     Холодом,   мраком,  лешачьей   древностью   веяло  от  этого  чудовища. Полыхающий факел,  будто  отсвет тех  огненных  бурь,  из которых  возникло чудовище, поднялось  с четверенек, дошло  до  наших  времён с неизменившимся обликом пещерного жителя, овеществляя это видение.
"Идём  в  крови  и  пламени..."  -  вспомнились  вдруг  слова  из песни
Мохнакова, и сам он тут как тут объявился, рванул из траншеи, побрёл, черпая валенками снег, сошелся с тем, что горел уже весь, рухнул к его ногам.
     - Старшина-а-а-а-а! Мохнако-о-ов! - Борис пытался забить новую обойму в рукоятку пистолета и  выпрыгнуть из траншеи.  Но  сзади кто-то держал, тянул его за шинель.
     - Карау-у-у-ул!  -  тонко  вёл на последнем издыхании Шкалик, ординарец Бориса,  самый  молодой во взводе  боец. Он  не отпускал от себя  командира, пытался стащить его  в снежную  норку. Борис отбросил Шкалика и ждал, подняв пистолет, когда  вспыхнет ракета.  Рука его отвердела, не качалась,  и всё в нем вдруг  закостенело, сцепилось в твёрдый комок, теперь он попадёт, твёрдо знал - попадёт.
     Ракета.  Другая. Пучком выплеснулись ракеты. Борис увидел старшину. Тот топтал что-то  горящее. Клубок огня катился из-под  ног  Мохнакова,  ошмётки разлетались по сторонам.
     Погасло.
     Старшина грузно свалился в траншею.
     - Живой! Ты живой! - Борис хватал старшину, ощупывал.
     - Всё! Всё! Рехнулся фриц! С  катушек сошел!..- втыкая лопатку  в снег,
вытирая  её  о  землю,  задышливо  выкрикивал  старшина.-  Простыня  на  нем вспыхнула... Страсть!..
     Чёрная пороша вертелась над головой, ахали гранаты,  сыпалась стрельба, грохотали орудия.  Казалось,  вся война  была  сейчас здесь,  в  этом месте, кипела в  растоптанной яме  траншеи,  исходя удушливым дымом, рёвом,  визгом осколков, звериным рычанием людей.
     И вдруг на мгновение всё опало, остановилось. Усилился вой метели.
     - Танки! - разноголосо завопила траншея.
Г. Михайло;вский
И бой возгорелся с новой силой, унося жизни десятков людей. А потом, после всех его перипетий, когда наступило утро, остановка на каком-то полуразрушенном хуторе на отдых, на обед, на сон ровно на столько, на сколько позволит война. 

Очевидно, что видения  из сна и подробности мира, в котором они являются,  обусловлены прежде всего теми потрясениями, что растерзали сознание лейтенанта. Многие обстоятельства войны, с которыми он сталкивался,  ему было  трудно представить в даже самом смелом  своём воображении. Скажем такое, обрисованное в этой повести»
В. Астафьев.
Из круговерти снега, из пламени взрывов, из-под клубящихся дымов, из комьев земли, из охающего, ревущего, с треском рвущего земную и небесную высь, где, казалось, не было и не могло уже быть ничего живого, возникла и покатилась на траншею тёмная масса из людей. С кашлем, с криком, с визгом хлынула на траншею эта масса, провалилась, забурлила, заплескалась, смывая разъярённым отчаянием гибели волнами всё сущее вокруг.
Г. Михало;вский.
Реальность  войны зашифрована  во снах с ошеломляющей убедительностью. Поющий монстр из первого сна – это, конечно, старшина Мохнаков, напевающий  в жизни те же слова.  Из той же жизни и часики, которые тяжело раненный немецкий солдат предлагает взять за спасение  своей жизни. Но Мохнаков хладнокровно его расстреливает. Жуткая проекция этого старшины появляется и во втором сне. Кровавый эпизод расправы уток, доверчиво прилетевших в поисках места для отдыха после трудного и изматывающего перелёта, со всей очевидностью указывает на омерзительную сторону личности  Мохнакова.  Он, храбрый и мужественный, в промежутки между боями занимается  беспредельным мародёрство: мало того, что обыскивает трупы убитых немцев в поисках драгоценностей, но вырывает из ртов погибших  золотые коронки на зубах. За таким занятием и застаёт его Борис.
В. Астафьев
За ближним поворотом оврага, в вершинке его,  поросшей  чернобыльником, крапивой, кустарником, сплошь  выломанным  на топливо, Борис  увидел  шустро орудующего  кузнечными щипцами  человека.  По  горбатой  спине,  по какой-то пакостной,  песьей торопливости он узнал, кто это и что делает. Борис  хотел
закричать, но сведённые губы зашевелились сперва с шипом,  потом, словно пар пробивши, пошёл изнутри взводного скулеж, собачий, сдавленный.
И крик уток: "Хильфе!  Хильфе! - тоже  из  той же реальности, в которой обитает главный персонаж повести:
  Немец дернулся к старшине, но тут же  перевёл тусклый взгляд на Бориса, шевельнул обмётанным щетиной ртом:
     - Хильфе... Хильфе...
     Под  недавней,  остренькой,  но уже  седой щетиной  шелушились коросты, впалые щеки земляно чернели, всюду: в коростах, в бровях и даже в ресницах - копошились, спешили доесть человека вши.
Г. Михайло;вский
   При всей фантастичности только что упомянутых обстоятельствах снов, они всё же не кажутся абсурдными из-за узнаваемости многих деталей.  Но  есть в сновидениях ряд образов, которые потрясают именно  своей абсурдностью. Это эпизоды, связанные с куржаком, поездом и потоком крови, в которой некто  находится, как в родной стихии.
  Надо ещё задаться вопросом, почему действие двух снов происходят именно в бане. Видно, это объясняется тем, что пределом мечтаний многих, проведших долгое время в окопах и боях, была баня. Она была не только тем местом, где смывалась вся грязь войны, но и местом, где оздоровлялось не только уставшее и измученное  тело, но очищалось душа, соприкоснувшаяся на миг с магией мирной жизни, которую та в себе хранила. Ведь не зря существует русская присказка: «Дух парной, дух святой!» Именно в бане среди жара и горячего пара мы видим куржак   на её стенах. Но глаз не останавливается на этом слове и скользит по строчкам далее. А зря! Ведь это  любопытное исконно  северо-восточное слово, обозначающие иней. Вот что можно прочитать в газетах того региона:
«Чудо природы - свежевыпавший снег; невесомый куржак на ветвях, словно лебяжий пух, снежинки и удивительные по самобытности зимние картины («Кузбасс»)».
«И куржак на лохматых лапах елей, сосен, лиственниц, на зябких ветках берёз тоже серебрится («Правда Бурятии», Улан-Удэ)».
Куржак является частью фантастической цепочки. Баня, плывущая на льдине, иней на её стенах, пляска голого человека  на льду и   его заиндевелая голова с ломающимися  перемерзшими волосами, - всё это подготавливает к восприятию умопомрачительной финальной сцены из  первого сна, которая повторится во всей своей необузданной абсурдности   и во втором сне.
 Речь идёт  о потоке густой крови, по которому сначала бредёт человек, а потом и  идёт состав, уносящий куда-то Бориса.  Какова природа  образа этой кровавой реки во сне. Вероятно, это навеяно  тем мгновенным ощущением Бориса, когда в пылу боя он почувствовал, что ноги его скользят по крови? Или для автора важен был образ кровавой реки, как обобщённый символ той высокой цены, которую приходится платить народам за свою свободу и независимость. И здесь не лишне, на мой взгляд, вспомнить маленький рассказ «Тост» А. Куприна, написанный в 1906 году. События этой фантастической истории происходят  в  2906 году, в момент величайшей победы человечества: получение нового типа неисчерпаемой энергии. В честь такого знаменательного события создатели этого чуда собрались на праздничное застолье. И один из  них произносит тост в честь славной победы  человеческого разума.  И вот как начинается этот заздравный тост:
  «Друзья мои! Разве вы не видите этого моста из человеческих трупов, который соединяет наше сияющее настоящее с ужасным, тёмным прошлым? Разве вы не чувствуете той кровавой реки, которая вынесла всё человечество в просторное, сияющее море всемирного счастья?
Этот же образ, образ кровавой реки, однако, появился в русской» литературе гораздо раньше,  в оде А. Радищева «Вольность», написанной в 1790 году. Имеются в виду следующие строки из неё.
Из недр развалины огромной,
Среди огней, кровавых рек,
Средь глада, зверства, язвы томной,
Что лютый дух властей возжег,-
Возникнут малые светила.
Движение от кровавых вод к светлому будущему, к «светилам» обозначено и в первом сне Бориса. И тогда мир этот,  залитый  солнцем, вовсе  успокоится,  будет вода, небо, солнце - и ничего больше!
И выносит его в этот мир поезд, бегущий некоторое время до этого по кровавому настилу. После того, как  прочитана последняя страница этой повести, сразу начинаешь понимать, что  эта часть сна является вещей. Именно в поезде, везущем раненного Бориса на восток, всё дальше от кровавых рек войны,  его сердце, растерзанное  ужасами, страданиями и потерями в круговерти драматических боёв, не нашло сил дальше биться в унисон  трагическому времени и остановилось, открыв  его измученной душе  дорогу к тишине и покою, ведь «нести свою душу  <ему>  сделалось ещё тяжелее».
В. Астафьев
Сердце лейтенанта, встрепенувшееся от грозы, успокаивалось вместе с нею и  вместе с  уходящими вдаль громами билось  тише и реже, тише и реже. Поезд оторвался  от  рельсов  и  плыл  к горизонту, в нарождающийся за краем земли тихий, мягкий мрак.
     Не  желая  останавливаться,  сердце  ещё  ударилось сильно раз-другой  в исчахлую, жестяную грудь и выкатилось из неё, булькнуло в бездонном омуте за окном вагона.
     Тело Бориса Костяева выпрямилось, замерло.
Г. Михайло;вский.
И теперь  становится совершенно понятно, почему сны  лейтенанта автором прописываются перед началом   романтической истории двух молодых существ: юноши девушки. Две силы могут излечить и успокоить душу человека. Любовь. Та любовь, что соединила Бориса и Люсю. Но эта любовь не могла длиться долго:  их разлучила «проклятая»  война.  И тогда пришла та, силу которой нечто не может победить. Смерть, великая избавительница от страданий, когда терпеть их уже нет никаких сил.
  Но ведь  он «тянулся к  окну вагона, мычал и от усилия  закашлялся.  Музыки он  уже  не  слышал  -  перед ним лишь  клубился сиреневый дым,  и  в загустевшей  глуби его плыла,  качалась,  погружаясь  в небытие, женщина со скорбными бездонными глазами богоматери.
   Близка была ему та тяга к жизни, что наблюдал  он у своего попутчика, израненного солдата, чьи слова были гимном жизни. Послушайте, какие слова находит автор для него:
Весна-а!..  Батюшки, тра-авка! А земля-то, земля!  В чаду вся! Преет.
Гриб в назьме завёлся. Хорошо!.. Ой, пигалица, пигалица! Летат, вертухается! Батюшки! И  грач, и грач!  По борозде шкандыбает, черва ишшет, да  сурьёзный такой... Нашёл! Нашё-ёл! Рубай его, рубай! Х-хос-поди...
И, кажется, что, как и во втором сне, он хотел бы спрыгнуть из этого вагона, но не в бегстве от бесчеловечности войны, а навстречу жизни, где  «весенняя  гроза  гналась за поездом,  жала  молний  втыкались  в  крыши
вагонов,  пузыристый  дождь  омывал  стекла.  Впереди по-ребячьи бесшабашно кричал паровоз, в пристанционных скверах, мелькавших мимо, беззвучно кричали грачи, скворцы шевелили клювами».
Однако война догнала его за тысячу километров от полей сражений и не пустила в жизнь, полную земных радостей и забот. Такая глубинная правда открывается в тексте этой весьма примечательной повести. И весьма органично вплетаются в её ткань повествования картины сновидений основного персонажа – Бориса Костяева.
 На этом у нас всё. К следующему нашему занятию предлагаю всем участникам семинара подготовить реферат на тему: «Сновидение как мета-смысл в прозе двадцатого века». И обязательно в контексте этого реферата отрефлексируйте услышанный сегодня рассказ участника нашего семинара, который я бы назвал «Скелет и девушка», намекая на известное произведение М. Горького «Девушка и смерть».
   И на закуску - ещё одна любопытная цитата. Постарайтесь узнать автора:
«Сновидение не делает никакого различия между желаемым и реальным».
                З. Фрейд
                ***
Я представляю, как ты, мой читатель, удивишься, увидев эти мои  рассуждения здесь, после публикации этого рассказа. Ведь обычно мои блогерские заметки выступают в роли некоего вступления к очередному рассказу из серии «Вечера на Хопрском стриме». Но в этом случае я предпочёл написать нечто вроде заключения. И вызвано это желанием избежать нежелательного воздействия на восприятие читателя сюжета рассказа. Он не должен быть заранее предупреждён, что его основное  действие будет разворачиваться во сне девушки. Публикация этого рассказа также связана с некоторыми обстоятельствами моей личной жизни. Прочтение предыдущих историй могло подвигнуть тебя, мой читатель, на соображение, что мистические или, по крайне мере, странные и загадочные истории могут иметь место в реальной жизни. Вот скажем, как понимать то, произошло со мной буквально на днях. Поздно вечером, уже почти ночью, где-то около двадцати трёх я лёг спать. Погасил свет. Но два обстоятельства мешали заснуть.  Первое имело отношение к компьютеру. Он никак не хотел выключаться, категоричной надписью на мониторе предупреждая, чтобы его насильственно не выключали: он работает над исправлением чего-то в системе. Поэтому процессор натужно урчал. Хотя звук не такой уж был громкий, но мне казалось, что в комнате тарахтит трактор ЧТЗ.  К этому насилию присоединились напольные часы в соседней комнате, чей маятник звучно отбивал свои взмахи туда-сюда. И мне это слышалось потому, что я, направляясь к кровати из ванной комнаты, не закрыл плотно дверь в коридор. Вот почему напольные часы получили возможность тиранить моё сознание. Но вот компьютер, щёлкнув, замолк, погасив своё голубое мерцание. Но маятник продолжал злодействовать. Тогда я взял что-то длинное и, сидя в кровати, сделал усилие и закрыл дверь. И наступила благоденственная тишина, в которой я, видно, уснул. Проснулся рано. Были ещё утренние сумерки. Включил ночник: пять тридцать утра. Вставать рано. По заведённой привычке, я иногда просыпаюсь и среди ночи, достаю планшет и принимаюсь читать то, что обычно не читаю: опусы Дарьи Донцовой. Но в таких случаях это самое то. Стал читать и в этот раз, но тут же замер в полном недоумении? Я вспомнил про  вечернюю историю с дверью. И тут же задался вопросом, чем я её закрыл, не вставая с кровати. Никах предметов, подходящих для этой цели ни то что рядом с кроватью, но и в комнате не было. Ведь от меня, сидящем в кровати, с учётом вытянутой руки, до двери не меньше двух метров. Так закрывал я дверь или нет? Слышал и видел ли я остановку компьютера? Это было во сне или наяву?  Я не знаю, как ответить. И тут мне вспоминается забавный случай из моей школьной жизни. Он имеет тоже непосредственное отношение к толкованию снов.  Учитель литературы задал нам домашнее сочинение: истолковать значение сна Евгения Онегина в сюжете одноимённого романа Пушкина. В процессе мучений над заданием я вспомнил, что у моей бабушки есть несколько книг по толкованию снов, так называемые сонники. Нашёл их, и вот какой у меня получился ответ моему учителю.

 Сон Евгения Онегина и его толкование

Сон. То, о чём так убедительно писал  Тит Лукреций Кар, римский поэт-философ, живший в первом веке до нашей эры:
 И, наконец, когда сон дремотою сладкою свяжет
Члены, и тело лежит, безмятежным объято покоем,
Все-таки кажется нам, что мы бодрствуем будто, и члены
Движутся наши тогда, и в тумане ночном непроглядном
Будто сияние дня и блестящее солнце мы видим;
И, находясь взаперти, мы по морю, и рекам, и горам
В страны иные идём, и поля мы пешком переходим;
Слышим мы звук голосов в суровом безмолвии ночи
И произносим слова, сохраняя, однако, молчанье.
Видим мы много ещё в этом роде чудесных явлений…
                Каким величественным размером написан этот стих! Имя ему -  гекзаметр. Он, мне кажется, придаёт тексту магию таинственности и сокрытия каких-то откровений.  И сон обладает такой же способностью.  Известная строка: «И снится чудный сон Татьяне» из «Евгения Онегина» - лучшая иллюстрация к такому утверждению. Но возникает вполне законный вопрос: «А какая связь этих фантастических и нереальных  явлений с основными смыслами произведений?». И для установления   связей такого «чужеродного» элемента  с глубинными смыслами произведения надо остановиться на некоторых особенностях сна, сновидения, и месте его в культуре. Вот как народ осмысливает это столь привычное для нас состояние  в своих фольклорных текстах. Возьму, к примеру, народные, загадки. Сколько разнообразных значений сна народное сознание находит во сне:         
          - Что нельзя увидеть, не закрыв глаза?
          - На базаре не найдёшь,
             На весах не свесишь
           - Что слаще сладкого,
              А на тарелке не поднести?
         -  Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я
            могу   заставить    вас гулять, даже если вы не имеете такой
             возможности. 
          - Иногда я говорю  правду, иногда я лгу. Но если я лгу, то близок
             к правде.  Кто же я?
         - Тяжелее шлема. Как муха жужжит, в мышиную норку пролезает,
             горе  с собой уносит.
         - И рать и воеводу в один мах перевалял.
Развёрнутую характеристику сна я нахожу и в стихотворении А. Пушкина.
                Сон
Душевных мук волшебный исцелитель,
Мой друг Морфей, мой давный утешитель! 
Тебе всегда я жертвовать любил,
И ты жреца давно благословил:
Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженный неги час,
Когда, в углу под вечер притаясь,
Я призывал и ждал тебя в покое...
………………………………….
Я трепетал - и тихо, наконец,
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На лотке роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум...
    А вот Шекспир устами Макбета из одноимённой трагедии за много  лет до Пушкина  на свой лад славословит  сей дар природы человек:
Невинный сон,
Распутывающий клубок забот,
Сон, смерть дневных забот, купель трудов,
Бальзам больной души, на пире жизни
Второе и сытнейшее из блюд...
 Но природы ли это дар? И тут я должен спросить себя по поводу второй строчки из стихотворения «Сон»? Кто это «давний утешитель», которого лирический герой называет Морфеем?В словаре я прочёл, что
в древнегреческом пантеоне богов  Морфей был богом сна. Именно он, по мнению греков, владел искусством сновидений и щедро одаривал им людей, являясь к ним старцем с огромными крылами. Заключив человека в объятия своих крыльев, он погружал его в волшебный мир сна.
   И я не думаю, что всё это далёкая история, что это заблуждение. Мне недавно пришлось прочитать  стих, написанный  моей сверстницей, некой Trestana, и выложенный ею на своём сайте в интернете...
                Морфей
Наступит ночь.
Прогонит день и суету дневную прочь.
Морфей, Бог снов, глубокого забвения повелитель.
Вся власть ему, здесь он правитель.
Закрой глаза, усни, отдайся власти снов.
Морфей покажет чудеса свои.
Увидишь райские сады.
Увидишь разные миры.
Вселенной безграничность ты увидишь.
Реальность нереальна станет здесь.
Морфей, не отпускай меня
Из мира тайного, из забытья.
И вот что она пишет в комментариях к  своему стихотворению:
«Я написала этот стих, посвящая богу сна Морфею. Все мы любим смотреть сны, там так много странного. Словно нереальный режиссёр снимает кино. Или мы, может  быть, попадаем в параллельный мир, кто знает».
Эту любовь ко сну разделяли очень и многие знаменитые люди. Скажем, Альберт Эйнштейн, великий учёный двадцатого века, как - то заметил:
«Я провёл во сне треть моей жизни, и эта треть отнюдь не худшая.
А Василий Розанов, любопытный мыслитель серебряного века,  оставил вот такое признание:
«Мы видим сны: но как они милее действительности! Мы грезим, и грёзы милее жизни. Но ведь без грёз, без снов, без «поэзии» и «кошмаров» вообще, что был бы человек и его жизнь? – Корова, пасущаяся на траве. Не спорю, – хорошо и невинно, – но очень уж скучно».
   Тайна сна всегда интересовала многих учёных:  и медиков, и физиологов,  и психологов. Создано много теорий, объясняющих природу это сложного явления. Но нет надобности на них здесь останавливаться. Приведу лишь точку зрения Зигмунда Фрейда, знаменитого психолога и мыслителя:
 «Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве, подобно художнику, соединяющему на картине, изображающей Парнас, всех поэтов, которые, конечно, никогда не находились вместе на одной вершине горы, но в понятии, несомненно, образуют одну семью».
 Если ученых интересовала природа сна, то людей всегда интересовали его смыслы. Всегда существовал вопрос: «А нет ли в снах каких-то знаков, предсказаний, намёков? Не несут ли сны информацию о будущем человеке?»
И здесь я опять обращусь к Пушкину, к пятой главе его романа «Евгений Онегин». Вот к таким строкам.
Но та, сестры не замечая,
В постеле с книгою лежит,
За листом лист перебирая,
И ничего не говорит.
Хоть не являла книга эта
Ни сладких вымыслов поэта,
Ни мудрых истин, ни картин;
Но ни Виргилий, ни Расин,
Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,
Ни даже Дамских Мод Журнал
Так никого не занимал:
То был, друзья, Мартын Задека,
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов.
……………………………………
Мартин Задека стал потом
Любимец Тани... Он отрады
Во всех печалях ей дарит
И безотлучно с нею спит.
………………………………..
Ее тревожит сновиденье.
Не зная, как его понять,
Мечтанья страшного значенье
Татьяна хочет отыскать.
Татьяна в оглавленье кратком
Находит азбучным порядком
Слова: бор, буря, ведьма, ель,
Ёж, мрак, мосток, медведь, мятель
И прочая.
    Понятно, что речь идёт о Соннике, популярной книге во времена Пушкина. В ней желающие могли найти толкование многих снов. Мартин Задека - это популярный  в Европе автор конца восемнадцатого века. Татьяна Ларина, увидевшая во сне медведя, вот что могла найти в соннике этого автора . Я нашёл такой сонник у моей бабушки и прочитал соответствующую страницу на букву М из него, страницу, которую читали и Пушкин, и его героиня, «Татьяна, милая Татьяна». Прочитал и сделал некоторые выписки. Вот они.
Масло - честь; голову мазать - прибыль, получение долга; масляные блины есть - печаль, горе.
Мазаться чем-то - огорчение, болезнь.
Мать - прибыль.
Мёд - убыток.
Медведя - прибыль; убить его - победа над неприятелем.
Мёртвого - неудача.
Милостыню давать - радость.
Молния - опасность.
Молоко - благополучие.
Море - радость; волнующееся - печаль.
Морковь - печаль.
Мрак, темнота - печаль.
Муравьи - богатство.
Мыться - здоровье, богатство, свобода, честь; в платье - болезнь, потеря имущества.
Меняться чем - хорошая прибыль.
Мех - ссора, неудовольствие.
Мухи - ссора.
Мясо - печаль.
Толкование Мартыном Задека  слова  «медведь», наверно,  мало что объяснило Татьяне в её  жутком сне. И меньше всего в её юной головке были мыслей о какой-либо прибыли или об  убийстве соперника после встречи с медведем или в результате толкования слова «медведь». Но её опыт толкования своих снов с помощью сонника  заразителен. Поэтому и я попытаюсь проделать нечто подобное. Но не с её  мрачным сном, а со сном Евгения Онегина, что мы находим в восьмой главе романа.  Можно спросить спросишь, а зачем  это, на первый взгляд, бестолковое занятие?  Что толку в том, что я буду искать смыслы в этом сне с помощью таких сомнительных помощников, как какие-то сонники, с их фантазиями и небылицами.  Всё это так, но столь повышенное внимание в них к отдельному слову-символу заслуживает моего интереса. По крайне мере, я так думаю. И вот что из моей затеи получилось. Но  для начала, для удобства изложения, приведу  текст сна Онегина, благо он небольшой по своим размерам.
   Сон Онегина.
И постепенно в усыпленье
И чувств и дум впадает он,
А перед ним воображенье
Свой пёстрый мечет фараон.
То видит он: на талом снеге,
Как будто спящий на ночлеге,
Недвижим юноша лежит,
И слышит голос: что ж? убит.
То видит он врагов забвенных,
Клеветников, и трусов злых,
И рой изменниц молодых,
И круг товарищей презренных,
То сельский дом - и у окна
Сидит она... и все она!
  Теперь в этом сне я выделю слова-символы, толкование которых надо будет потом найти в моих сонниках. Повторное чтение позволило мне составить такой перечень: карточная игра «фараон»,  «талый снег», «недвижный юноша»,  «слышать голос», «враги», «клеветники», «трус»,  « изменник»,  «товарищи», «сельский  дом», «окно».
    И первое слово-символ, которое должно   озадачить,  -  «фараон. Блестящий комментарий к этому слову дал Владимир Набоков, видный русский писатель:
«Великолепный образ игры в «фараон» заставляет нас вспомнить строфы о карточной игре второй главы, отвергнутые нашим поэтом. Мёртвый юноша навеки запечатлен в сознании Онегина, в его мозгу всегда будут звучать страшные слова, небрежно брошенные Зарецким (что ж? убит), и вечно будет таять снег того морозного утра под пролитой кровью и жгучими слезами раскаяния».
   Да и у самого Пушкина сложился негативный образ карточной игры. Стоит только вспомнить, какую зловещую роль играли карты в его драме «Пиковая дама. Так что те образы, которые  воображение сна  разворачивало  перед  Онегиным, были  «пёстрыми» картами, несущими ему разочарование и горе.
    И первое подтверждение этому уже находится  в слове-символе
«неподвижный юноша». Ведь Мартын Задека утверждает, что «видеть умершего во сне»– это значит, что  спящего ожидают неприятности.                А «Сонник Миллера»  ещё более усугубляет печальные последствия сна, сообщая, что « слышать голос во сне»  означает  приближение ряда неудач, к встречи с которыми спящему нужно будет собраться духом.  Эти два символа  как бы предсказывают некое будущее спящему.  Схож  с ним и символ «дома». Так «Малый Велесов сонник» поясняет, что видение дома во сне   предполагает отбытие в дальнюю дорогу, отделение ото всех. А «Сонник Феломены» говорит, что появление во сне «окна» означает,  что планам не суждено сбыться. Он же советует не встречаться во сне с «клеветниками»: эта встреча сулит, что любовный треугольник, в котором вы оказались, будет раскрыт. Но «Английский сонник» успокаивает: все трудности будут преодолены, так как во сне привиделись «враги»
   Ряд символов-слов сонники определяют  характеристики внутреннего мира спящего. Так «Сонник 2012» настаивает, что видение во сне «труса» означает определённую неуверенность, преодолевая которую спящий может совершить мужественный поступок. («Новейший сонник»). А итальянский сонник А. Роберти уверяет, что посещение вас во сне «товарищами» свидетельствует о вашем желании достижения духовного комфорта.
  «Женский сонник» не обошёл тему «изменниц». Видеть их означает удивляться тем изменениями, которые возникли у ваших знакомых.
   Но есть один образ-символ, который стоит особняком. Но именно он и является очень важным элементом в идейном смысле романа, в понимании тенденции развития Онегина как личности.  Речь идёт о видении «талого снега» в романе. Сонник «Снег» поясняет, что такой образ  сновидения  сообщает о возврате спящего к любви, что его чувства наполнены теплотой, а он сам открыт миру.  Но ведь именно такое состояние  переживает Евгений, возвратившись в  Петербург после трагических событий, связанных с трагической гибелью Ленского. Да и   события, описанные в восьмой и девятой главах,  являются зеркальным отражением того, о чём сообщили мне  анализируемые  сонники по значению слов-символов, взятых из сна Онегина. Вот их основной перечень этих соответствий:
 - Онегин приехал  столицу в поисках душевного комфорта, которого он так и  не обрёл в странствиях по России.  («Товарищи»: сон - гороскоп.)
 - Онегин удивлён переменами, которые произошли с Татьяной со времени  их расставания. «Ужель та самая Татьяна!.. Ужели с ним сейчас была
так равнодушна, так смела?».  ( «Изменницы»: сон - гороскоп.)
 - Он, будучи неуверенным  в себе,  совершает неожиданный поступок, который  можно назвать вполне мужественным: пишет откровенное и страстное письмо Татьяне. («Трус»: сон – гороскоп.)
- Он ищет возможности встретиться с  ней.  Лелеет определённые надежды. Но встречает  решительную отповедь с её стороны: «Я другому отдана;  я буду век ему верна». Его постигла роковая неудача. Все планы его рухнули. («Окно», «недвижный юноша»,  «голос»: сон – гороскоп.)
- Попытка создать любовный треугольник: генерал – Татьяна- Онегин, -  провалилась. («Клеветники»: сон-гороскоп.)
-  Девятая глава романа  повествует о том, что Евгений после крушения любовных мечтаний опять отправляется странствовать по своему отечеству. («Дом»: сон-гороскоп.)
 - Но перемена мест, казалось бы, не излечивает его от душевного упадка:
                Я молод, жизнь во мне крепка;
                Чего мне ждать? тоска, тоска!..
Однако «Английский сонник»  всё же предсказывает ему  счастливые изменения в его судьбе, на что  намекают и многие исследователи этого романа. («Враг»: сон-гороскоп.)
   Как удивительно точно предсказали и  объяснили сонники многое  в судьбе Онегина. Просто закрадывается  крамольная мысль: уж не руководствовался ли  А. Пушкин при написании восьмой и девятой глав услугами сонников, особенно в  создании «Сна Онегина»? Видно, обаяние сонников было так велико, что он  прибёг к их помощи.
   Попал под пленяющие  обаяние сонников и другой известный писатель – Алексей Ремизов. Он так увлёкся художественной формой сонников, что написал свой сонник под названием «Мартын Задека». Но в его соннике не было толкование образов сна, в нём были только сновидения. Правда, эти сновидения никто не видел. Их придумал сам автор, причудливо смешивая реальность с абсурдом и фантастикой. Вот, например, какой занятный литературный  коктейль-рассказик вышел из-под его пера в этом сборнике.
                Пустая комната
В глаза мне укрепили электрический провод. И я тяну за полотенце. А там кофий в чашечках и фотографические карточки.
Какие замечательные лица!  Двуносые, трехглазые, уши-щупальцы, лягушки на паучиных ножках, зубатый лоб и, как ожерелье, песьи языки. Что еще придумать, все есть и в натуральную величину.
Но какой-то с карточки выхватил у меня из рук альбом.
«Куда, кричу, я не доглядел!»
И отворяю дверь. Прислушиваюсь.
«Кто там?» спрашиваю.
«Там-там»? поблескивая, вспыхивает электрический провод.
И я иду. Пустая комната. А сзади точно кто-то хватает меня за ноги, а остановиться не могу.
     А теперь я могу взять бабушкины  всевозможные сонники  и начать истолковать сон А. Ремизова так, как я  захочу. Почему я пишу,  как захочу? Да потому, что один и тот же образ сонники трактуют совершенно  не одинаково. Поэтому приходится выбирать то, что моей душе угодно. Что я и сделал, анализируя с помощью сонников «Сон Онегина». Вот почему мой анализ так совпал со смыслами восьмой и девятых глав. Я ведь уже знал их содержание.  Поэтому  я и  подбирал подходящие значения. И, конечно, Пушкин здесь  не имел к сонникам никакого отношения. Но ведь забавно получилось! И чтобы продолжить столь несерьёзное повествование, я сообщу, что российские военные получили на вооружение мощное ракетное вооружение нового поколения. Можно спросишь, что тут забавного? Я  соглашусь, что в средствах  массового поражения ничего забавного нет. Но вот название, скажем, очень странное для орудий убийств – «Морфей». Почему именем бога сна военные назвали это детище войны мне, трудно понять. Видно, это у них такой чёрный юмор: удар их красавца обратит многих их противников в такой  глубокий вечный сон, что Морфею и не снился...
       Извините за столь моё значительное послесловие к этому рассказу. Но так приятно вспоминать  свои школьные годы и свои проделки в те достославные времена.