Семинаристы. Пути преодоления

Алевтина Бирюкова
         НЕ ОПОЗДАЙ С ДОБРОМ.
 Семинаристы. Столько  разных судеб!  Ежегодно приходят новые студенты, в храмы - служить выпускники. Август 2017 года  не был исключением. Из городов и сел России, Ближнего Зарубежья пришло большое пополнение. Они прошли предварительную «духовную закалку» в  монастыре, экзамены, собеседование, получили благословение Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина – ректора семинарии.  Стали студентами. Все проходят через добрые руки, касаются неравнодушных сердец Владыки Лонгина, игумена Варфоломея, иеромонаха Германа, их сподвижников. Не называю имен, с кем приходилось и приходится встречаться. Они через всю  жизнь пронесут любовь наставников, вырастят детей, возможно и внуков, которые, скорее всего, так же придут в семинарию.
 Семинаристов отличают внешность, характер, способности, а возможности одинаковые, только  получай  знания, перерабатывай в умения, накапливай опыт, необходимый в пасторском служении. К вере в Бога одних приводят бабушки или родители, другие –   самостоятельно. Приходят из  семей обеспеченных, и не очень, некоторые продолжают семейные традиции. В семинарии все становятся равными.
 Интересны строчки биографий: «Родился   в  дружной, многодетной семье, есть три брата и сестра, я  старший, через год после меня семинаристом стал брат». Его раннее детство пришлось на лихие 90-е годы,  родители, чтобы выжить, пошли   на рынок, трудились с раннего утра до позднего вечера, воспитывала бабушка, на попечении которой они остались.
 Другой - рос единственным ребенком в семье, но шести лет лишился мамы. Главным воспитателем так же стала бабушка, жившая в  дальней деревне. После смерти мамы жил у нее, затем взял отец, у бабушки проводил лишь  каникулы, помогал ей по хозяйству. Самостоятельно крестился в 11 лет, крестным отцом стал настоятель местной церкви, с тех пор не расстается с храмом. В 11 классе, после экскурсии по Саратову, мечтал вернуться в город,  мечта исполнилась, стал  семинаристом, теперь – выпускник.
 Следующий семинарист тепло вспоминает строгость мамы и бабушки в воспитании его и брата.  В детстве  укрепляли трудности, учились трудиться на огороде, помогали соседи, временами, снабжали  их детской одеждой.
 Очередной - сын офицера, сменившего  военную форму на рясу священника. Они с братом готовятся стать священниками. 
 Одни  приходят со школьной скамьи, другие, окончив учебные заведения. «Офицер. За плечами военная академия, 11 лет  воинской службы, с женой и грудным ребенком  сел за парту семинарии, за время учебы рукоположен в дьякона, иерея, родился второй сын, окончена семинария. Пасторское служение совмещает с заочной учебой в православной духовной академии».
 В памяти надолго остаются поступление, вступительные экзамены. У многих - беседа с Владыкой Лонгином: «Большое впечатление произвело собеседование с Владыкой, Его уважительное отношение, отеческое благословление. Столько внимания  не получал от родного отца. Это дает веру в свои силы».
 Выпускники застали исторический период жизни семинарии, когда здание дореволюционной постройки  претерпевало капитальный ремонт. Здесь прошло много послушаний. Один вспоминает, как ломали  стены под будущий храм святого Иоанна Богослова. «Когда пришел в храм после открытия, почувствовал, он стал для меня родным».
 Выпускникам семинарии памятно посещение семинарии Патриархом Русской Православной Церкви Кириллом, совместная молитва, освящение Им храма.
Запомнилось и такое: «Первое послушание проходило в трапезной реставрируемого здания,   обслуживал около 50 человек, в основном рабочих, занятых на стройке. Они требовали хлеба и компот. Я  буквально бегал по трапезной,  подавал, убирал, резал хлеб. А потом начались занятия» . 
 Режим семинарского уклада  вобрал в себя элементы монастырской дисциплины, у большинства студентов  проблем с изучением учебных предметов, послушаниями, возникает немного.   Особенно у тех, кого с детства приучили добросовестно относиться к любому делу. Памятны поступление, учеба, послушания, рукоположения. «Владыка рукоположил меня в храме «Сошествия Святого Духа». Мое состояние трудно передать словами, когда  стоишь у Престола Божьего,  тебя  ведут вокруг него 3 раза. Затем, Владыка читает молитву, вручает  принадлежности дьякона орарь, поручи, рапиду, возглашает: «Аксиос», что значит «Достоин». Я был счастлив. Буду стараться  нести послушание достойно».
 При непоколебимом распорядке дня, один день в семинарии не похож на другой. Идет духовная работа. Промысел Божий ставит каждого семинариста в особые условия, дает такие задания, в результате решения которых происходит перелом  своего «хочу», формируются качества будущего пастыря или просто хорошего человека. Работа над собой никогда не бывает легкой. Постепенно  начинают преобладать достоинства человека, выявляются лучшие черты характера. Так появляются отзывчивые, добрые, осознающие  свое положение в мироздании члены Церкви. За годы учебы семинаристы учатся многому, но за пределами семинарии им предстоит познать еще больше.
 Жизнь выпускников –  трудное служение. Показателем верности избранного пути и следование по нему - признание выпускника, сказанное им несколько лет назад: «Священнослужители – уникальные люди. В современном мире, полном искушений и плотских утех, они выбрали путь самопожертвования и служения Богу. Благодаря  их нравственному примеру, личному общению с ними, я решил остаться в Церкви и служить Богу и людям». Он - достойный служитель Церкви. Подобных примеров можно привести немало.