Ч. 13 Мужество не имеет национальности

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2019/05/23/739

В море две подводные лодки сопровождения отделились и направились к Исландии, а «Cochino» и «Tusk» продолжили следование к берегам Советского Союза. В процессе плавания производился замер температуры и солёности воды.
 
20 августа 1949 года обе подводные лодки вошли в Баренцево море. Здесь они разошлись по заданным районам. Был полярный день, сумерки длились только два часа. В это время суток «Cochino» находилась в 125 – 150 милях от Мурманска.
 
Подводная лодка всплыла для подъёма специальной антенны, которая перехватывала радиосигналы из штаба флота в Североморске и с базы подводных лодок в Полярном. Кроме того, она улавливала телеметрические сигналы проводившихся испытаний ракет.
 
Выполнив задание, подводные лодки возвращались в базу. 24 августа их застиг жестокий шторм в 400 милях от Полярного круга. Длительное пребывание под водой во время проведения разведывательной операции привело к разрядке батарей.

Нужно было идти под шноркелем на дизелях. Шноркель – это длинная труба, служащая для забора воздуха, необходимого для работы дизелей под водой, а также для пополнения баллонов с воздухом высокого давления и для вентиляции отсеков. Лодка находится под водой, а торчит только часть этой трубы.

Я написал «труба», но на самом деле это довольно сложное устройство. Можно стучать себя кулаком в грудь и утверждать, что это наши люди первыми придумали такую штуку, но так же точно, могут постучать кулаками в грудь и представители других государств.

Как бы там ни было, но именно немцы первыми широко применили шноркель во время Второй мировой войны, а все остальные у них его позаимствовали.

В советском Военно-Морском флоте вместо немецкого слова применяются аббревиатуры РДП (устройство для работы двигателя под водой) или УДК (устройство для компрессоров).

При умеренном волнении не возникало никаких проблем, но в тот раз волны были такими громадными, что, несмотря на постоянную корректировку глубины погружения,  вода то и дело закрывала шноркель, лодку на глубине его работы мотало с борта на борт. Многих подводников укачало.

25 августа шторм усилился. В результате плохой работы шноркеля ухудшилась вентиляция в отсеках, увеличилась концентрация водорода, достигнув опасного предела 4%. Где-то случилось короткое замыкание, и в результате от искры произошёл взрыв водорода, приведший к пожару.

Началось задымление отсеков, образовались токсичные газы, батареи продолжали выделять водород. Некоторые люди теряли сознание. У всех лица были чёрными от дыма. Командир подводной лодки приказал личному составу подняться наверх в боевую рубку. На «Tusk» передали, что на лодке пожар и просят подойти.

Рубка рассчитана на семь человек. Одного человека подняли наверх без сознания, пять - едва могли двигаться в результате отравления газами и ушибов. В боевой рубке собралось 12 человек,  на верхней палубе - 47 человек.

Многие в нижнем белье, без спасательных жилетов. Два человека захватили с собой одеяла. Привязались к леерам. Ледяной ветер и ледяные волны обдают всех брызгами.
 
18 человек в задымлённых отсеках продолжали искать место короткого замыкания, потому что новый объёмный взрыв водорода неизбежен, если они не найдут это место. В таком случае у всех мало шансов остаться в живых, но они жертвуют собой, чтобы спасти тех, кто наверху.

Но и тем, кто в рубке и на верхней палубе, долго не продержаться при такой температуре воздуха, воды и волнении моря. Огромная волна прокатилась по палубе. Раздался крик: «Человек за бортом!». Смыло кока Джозефа Моргана. Он держался в ледяной воде на спасательном жилете.

Механик Хуберт Раух, отличный пловец, разделся и бросился в воду. Он помог коку подплыть к подводной лодке, но сам потерял силы и был не в состоянии держаться за корпус лодки. Офицеры и матросы, цепляясь и удерживая друг друга, свесились с верхней палубы и вытащили обоих из воды.

Командир подводной лодки приказал всем сбиться плотно в рубке, образовалась пирамида из человеческих тел. Тем, кто не поместился в рубке,  Рафаэль Бенитес приказал перейти в носовой отсек, там был люк.

Увидели подводную лодку «Tusk», которая то появлялась, то исчезала в волнах, но двигалась в сторону «Cochino».

Сигнальщик был в бессознательном состоянии. Тогда Харрис Остин флажным семафором передал на «Tusk», что внутри лодки пожар, необходима эвакуация.

Внизу в отсеках раздался новый взрыв. Пять человек были тяжело ранены. Командир приказал всем подняться наверх, внизу полыхал пожар, который погасить не удавалось.

С подошедшей подводной лодки «Tusk» стали сливать на воду дизельное топливо, чтобы уменьшить волнение моря. Это старинный способ, которым пользовались ещё в парусном флоте, выливая на воду жир. 

Перебросили конец на «Cochino», чтобы по канату переправлять людей на надувном резиновом плоту.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/05/24/1607