Общая оценка Игры престолов сериала и книги

Лев Вишня
Общая оценка «Игры престолов» сериала и книги.

1. Общий уровень.
Уровень однозначно гениальный и тут даже не может быть никаких вопросов или сомнений. Текст как книги, так собственно сериала невероятный и незнакомый ранее в экранизируемой литературе. Что-то похожее есть в «Вийоне и мире» или в «Проклятых королях», но там нет такого разветвления миров (локаций) и столь безразличного, отстраненного со стороны автора отношения к персонажам, а также цепочек «действий-последствий». Можно ли это повторить? Сомневаюсь. Можно превзойти в каком-то отдельном показателе, но не в целом.

2. Уровень предсказуемости сюжета.
Абсолютный, то есть практически околонулевой. Даже фанаты «Игры престолов» не могли угадать события в последующих сериях. Особенно это проявилось в восьмом сезоне. Я, правда, смог (почти смог!). Я предсказал точно содержание третей серии, пятой серии (там даже угадал порядок убытия в мир иной) и сделал прогноз на шестую (который я выводил как «негативный», не нравящийся мне лично - «в шестой серии умрет только один человек – это Дейенерис»). И все равно сами сцены и сами решения оказались для меня совершенно неожиданными. Для меня (к слову!). То есть можно сказать, что уровень непредсказуемости у данного сериала балансирует между «невозможным» и «абсолютно непредсказуемым». 95-96% фанатов просто не могли представить следующую серию (это уже по наблюдениям в чатах и форумах).

3. Уровень реализма и натуралистичности.
Дико высокий, почти невозможный. Идиоты ведут себя как идиоты, независимо от их моральных клише, умные - как умные. Все ошибки укладываются в систему ошибок, а потом в дальнейшие события. Сноу получает за свои действия свое, Тирион – свое, Дейенерис – свое. Каждый имеет последствия от поступков. Серсея имела на руках шанс спастись и отрубила этому шансу голову. Умерла! Кто-то имел шанс выиграть, но спасовал – потерпел поражение. Кто-то напротив благородно пожертвовал собой (как оба Мормонтов). Все на своих местах и ни у одного поступки не носят случайный характер. Единственное что, концовка шестой серии абсолютно не укладывается в карму Джона Сноу (скажу честно, это абсолютно не тот человек, который убил бы Дейенерис! Для него это абсолютно невозможное действие!).

4. Количество персонажей и их индивидуальность (психологизм).
Индивидуальность очень высокая! Тут вообще что-то немыслимое… Во «Властелине колец» антагонистов вообще не видно (они там не раскрыты в своей индивидуальности, кроме Саурона), тут их «легион» и на любой вкус.
Я сам писатель и я в некотором шоке. Это сложно повторить, даже если будешь работать с «таблицами». Потому что к каждому из примерно 300-350 персонажей, появлявшихся не менее чем в 2-3 сценах, есть свои характеристики и мотивационная поведенческая система.
Очень много групп персонажей (рас и кланов). Много второстепенных фоновых персонажей. Много разветвлений внутри каждого клана. И все это уложено в систему.

Общая оценка:
Можно ли сделать лучше?
Думаю, что можно сделать чуть не предсказуемей, чуть реалистичней или чуть психологичней. Отдельно вытянуть тот или иной показатель, зациклившись на нем. Но в целом превзойти будет очень сложно.
У нас есть проект «Метро», так конечно высокий уровень психологизма, но весьма посредственный уровень интриги или непредсказуемости. Сериалы «Викинги» или «Тюдоры» имеют высокий рейтинг психологизма в очень небольшом численно объеме персонажей. Предсказуемость там также хромает (довольно высокая). Так что выводы будут: можно все сделать, но получится ли?
Либо любой следующий сериал придется мастерить либо с уклоном в одно, либо другое, а все вместе и одновременно вытянуть будет очень сложно. Почти невозможно. Даже самая главная проблема сериала, а именно зрелищность в батальных сценах в восьмом сезоне решена была просто великолепно! Снимаю шляпу, как человек, просмотревший сотни батальных фильмов.