Собянин продолжает вести войну с троллейбусами

Михаил Крюков
18-е мая 2019-го года стало поистине чёрным днём для московской троллейбусной системы. В этот день были закрыты и заменены на автобусные сразу 7 маршрутов троллейбусов: №7, №11, №17, №34, №34к, №38 и №50. Предлогом для одновременного закрытия столь многих троллейбусных маршрутов стала начавшаяся недавно масштабная реконструкция площади у Киевского вокзала в рамках собянинской программы "Моя улица". Это сокращение стало самым крупным в Москве за последние несколько лет. Более серьёзно троллейбусная сеть в российской столице сокращалась только в 2014 - 2017-х годах, когда движение троллейбусов было практически полностью ликвидировано в центре города и на Садовом Кольце. Тогда были закрыты сразу несколько десятков троллейбусных маршрутов и четыре московских троллейбусных парка, ликвидирован Московский троллейбусный завод, занимавшийся производством и ремонтом троллейбусов и изготовлением запчастей для них, подвижной состав был уменьшен почти вдвое, а троллейбусная сеть Москвы сократилась более, чем на треть. Впоследствии с центральных столичных улиц была убрана и троллейбусная контактная сеть, так что о былом присутствии троллейбусов в центре Москвы напоминает только буква "Т" в номерах курсирующих там автобусов. Затем в преддверии очередных выборов мэра Сергей Собянин и его команда несколько умерили свой пыл в борьбе с троллейбусами, хотя ежегодно в Москве продолжали убирать по 1 - 2 троллейбусных маршрута. В этом году, после уверенной победы Собянина на прошлогодних выборах, война московской мэрии против троллейбусов разгорелась с новой силой. В феврале был ликвидирован просуществовавший более 80 лет маршрут №12, а теперь вот в мае автобусы пущены ещё по 7 троллейбусным линиям. Уже в начале июня планируется закрытие троллейбусного маршрута №42, курсирующего между станцией метро "Динамо" и Рижским вокзалом, под угрозой скорой ликвидации находится и маршрут №28, обслуживающий юго-западные районы Москвы. Практически завершается замена троллейбусов на электробусы на маршрутах №Т73, №Т80 и №Т36, начатая в конце прошлого года. Как раз на днях на московские улицы вышел "юбилейный", сотый электробус, хотя по плану их должно было уже поступить в Москву вдвое больше - поставки этих новых машин, призванных прийти на смену троллейбусам, существенно отстают от заранее намеченного графика. В итоге сокращаемые троллейбусы в основном заменяют на обычные автобусы с дизельными двигателями, сильно загрязняющие городской воздух выхлопными газами. Правда, электробусы тоже можно назвать "экологически чистым видом транспорта" весьма условно: они имеют систему обогрева на дизельном топливе и в холодное время года загрязняют воздух почти так же сильно, как и обычные автобусы. Действительно экологически чистыми видами наземного городского пассажирского транспорта являются только троллейбус и трамвай. Мало того, электробусы требуют постоянной подзарядки своих аккумуляторных батарей, вследствие чего подолгу простаивают на конечных пунктах маршрутов, где есть зарядная аппаратура для них, что приводит к серьёзному увеличению времени их ожидания. Имеющихся в Москве дизельных автобусов тоже не хватает для полной замены выбывших троллейбусов, и в результате страдают пассажиры, которым приходится ждать на остановках прибытия транспорта гораздо дольше, чем раньше. Кстати, закупка новых троллейбусов мэрией Москвы сейчас почти не осуществляется, и в итоге с каждым годом "рогатых" машин на московских улицах становится всё меньше и меньше. Если в начале 1990-х по столице России курсировали свыше 2000 троллейбусов, то на сегодняшний день их осталось менее 1000 единиц. До конца нынешнего года планируется списать ещё почти 450 этих машин, одна часть которых будет по дешёвке продана в другие города России, а другая - пущена на металлолом. Причём большинство этих приговорённых к списанию троллейбусов находятся в исправном состоянии и отнюдь не выработали свой ресурс. Окончательное закрытие троллейбусного движения в Москве намечено на 2021-й год, и московская мэрия очень старается успеть к данному сроку реализовать эти свои зловещие планы. А там, вполне возможно, "под нож" будут пущены и трамваи под предлогом, что они, дескать, "сильно шумят и мешают дорожному движению на улицах Москвы". Предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков активно боролся с трамваями и существенно сократил московскую трамвайную сеть, хотя полностью её уничтожить так и не смог. Собянину же вполне по силам вообще избавить российскую столицу от троллейбусов в ближайшие несколько лет, как он это сделал ранее с тюменской троллейбусной системой, являясь мэром Тюмени. Как известно, "дурной пример заразителен", и борьба против троллейбусов началась и в целом ряде других городов России. В Астрахани и Архангельске наряду с Тюменью троллейбусное движение уже полностью ликвидировано, "ударными темпами" идёт уничтожение троллейбусов в Перми и в некоторых других крупных городах. Из-за падения спроса на троллейбусы и резкого сокращения заказов на них сейчас находится на грани разорения знаменитый троллейбусный завод "ТролЗа", расположенный в городе Энгельс Саратовской области, а весь его трудовой коллектив может вскоре пополнить ряды безработных. Пока явно не торопится отказываться от троллейбусов в пользу автобусов и электробусов Санкт-Петербург, троллейбусная сеть которого стала на сегодняшний день крупнейшей в России, опередив ранее всегда уверенно лидировавшую московскую троллейбусную систему, которая в начале 2000-х годов была вообще самой большой в мире. Менее, чем за 10 лет Собянин и его команда умудрились уменьшить огромную троллейбусную сеть Москвы более, чем в 2 раза - это тянет на "мировой рекорд", вернее на антирекорд... Увы, многие москвичи смотрят равнодушно и спокойно на уничтожение троллейбусного движения в их родном городе, хотя кое-кто и яростно протестует против массовой ликвидации маршрутов троллейбусов и настойчиво требует их восстановления. Например, свыше 100 московских муниципальных депутатов подписали обращение к Собянину с просьбой срочно пересмотреть решение об отмене с 18-го мая этого года сразу семи троллейбусных маршрутов, но мэр Москвы его просто проигнорировал. Собянинские чиновники, что называется, "закусили удила" и упрямо продолжают свою идиотскую войну против троллейбусов, намереваясь как можно быстрее довести её до полной победы. Вот только Москва без троллейбусов явно осиротеет, городской наземный транспорт станет работать гораздо хуже, а экологическая обстановка в российской столице значительно ухудшится. Неужели господин Собянин и его окружение этого не понимают?! Уничтожение троллейбусной сети Москвы - это самое настоящее преступление перед нашим городом и его жителями, которому нет и не может быть оправдания!


Вечером 21-го мая серьёзный сбой произошёл на совсем недавно открывшемся участке Большой Кольцевой линии московского метро: из-за неисправности то ли контактного рельса, то ли токоприёмников одного из метропоездов на несколько часов было полностью остановлено движение на участке между станциями "Шелепиха" и "Хорошёвская", а свыше 1000 пассажиров оказались заблокированы в поездах в тоннеле метро, где провели около 4 часов. Это стало серьёзным испытанием для всех оказавшихся в подземной "ловушке" людей. К счастью, никому в итоге не стало плохо, хотя нервы у пассажиров застрявших в тоннеле поездов были на пределе. Кстати, несмотря на то, что строительство метро в Москве сейчас ведётся ударными темпами, в нынешнем году пока не открылось ни одной новой станции столичной подземки. Впрочем, в начале июня московские власти вроде обещают, наконец, открыть для пассажиров 4 станции новой Некрасовской линии на юго-востоке российской столицы. Посмотрим, сдержат ли они это своё обещание... Пока же транспортная политика Собянина и его команды всё больше вызывает у меня глубокое разочарование и сильное возмущение, а не удовлетворение. Поэтому на предстоящих осенью этого года выборах в Московскую городскую думу я буду голосовать против кандидатов из команды Собянина, за представителей левой и патриотической оппозиции. Я отнюдь не собираюсь спокойно прощать нынешнему столичному мэру умышленное уничтожение множества троллейбусных маршрутов, постоянное расширение зоны платной парковки, введение всевозможных поборов в отношении простых москвичей, снос личных гаражей небогатых московских автомобилистов, разрушение многих исторических зданий в центре города, регулярное повышение тарифов на услуги ЖКХ и на проезд в общественном транспорте и прочие подобные безобразия. Такой мэр мне даром не нужен!