Базис развития

Петр Петров 31
    Предлагаются различные планы (предложения, программы, проекты…) экономического, научно-технического и социального развития, восстановления научно-промышленного потенциала. К сожалению, все эти планы не имеют под собой основы, «базиса развития» и, потому, вероятность осуществления даже лучших из них в полном обьеме – крайне низкая. Под «базисом развития» здесь понимается ряд взаимоувязанных принципов, условий, являющихся фундаментом развития общества, которые позволяют на их основе создавать наиболее приемлемые для страны в текущий момент проекты экономического, научно-технического и социального развития с высокой вероятностью достижения положительных результатов и самых смелых ожиданий. Без прочного фундамента ни один план не принесет ожидаемых изменений и общество не будет гарантированно защищено от разного рода кризисов, потрясений и катастроф. Иными словами, любой проект, программа, план, предложение должен включать в себя «базис развития», как основу построения нового этапа развития общества.
   Есть еще одна сложность осуществления каких-либо перемен – каждый из предлагаемых планов требует свое (под данный план) правительство и свой (под данный план) законодательный орган. То есть, необходимо не только создать некие новые правила, но и собрать авторитетную и ответственную команду, которая будет следовать именно этим новым правилам. И хотя это нормально и естественно, расчитывать на успех какого-либо плана, предложения, проекта в сегодняшних условиях очень сложно. Действующая система отношений «чиновник – дело» не мотивирует чиновника на эффективное исполнение своих обязанностей, а власть пользовалась, пользуется и будет пользоваться административным ресурсом, чтобы отстоять свой план, свое видение ситуации, даже если это – явно не лучший вариант. Чтобы мобилизовать общество на решительные действия по развитию всех сторон общественной жизни, необходимы особые условия, которые являются вполне реальными и в общих чертах изложены ниже. Итак, что входит в «базис развития» и что необходимо для существенного роста и развития?

   - Четкая и понятная, принятая большинством населения страны ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ;
   - Проект РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ с подробной детализацией составляющих и разбивкой на этапы процесса развития;
   - ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ процесса развития;
   - РУКОВОДСТВО процессом развития;

      1. ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ страны
   Сегодня наше общество развивается бесцельно и потому в нем происходят различные негативные процессы и явления. Оно может легко менять направление развития, меняя при этом в интересах какой-либо (иногда незначительной) части населения ту или иную базу экономических процессов. Хаотичное и спонтанное развитие присуще природным процессам, а живым организмам с признаками интеллекта (человек, общество, цивилизация) надлежит развиваться осознанно – в нужном направлении и с оптимальной скоростью. И если сегодня обществу неизвестны ни направление развития, ни параметры процесса развития, ни кто и как должен это осуществить, то оно должно хотя бы создать условия для развития этого знания. Предлагается рассмотреть в качестве цели развития «идеальное государство». Построение «идеального государства» недостижимо, а значит, эта цель – вечная. С течением времени само понятие «идеального государства» будет трактоваться иначе, чем сегодня, будут меняться интересы общества, государств, цивилизации, но сама цель останется, а значит, развитие будет продолжаться.

      Признаки «идеального государства»
   Чтобы в государстве все было хорошо, был порядок, страна развивалась, люди были богатые и здоровые, умные, добрые и счастливые, рубежи страны – неприступные, а государство уважали во всем мире, нужно, чтобы в стране действовали хорошо продуманные законы. Хорошо продуманные законы – это такие законы, исполнение которых обеспечивает все, что указано выше, а неисполнение их – невозможно. К признакам идеального государства можно отнести следующие характеристики:
   1. Самая большая ценность идеального государства – Человек, Гражданин, личность, его права;
   2. Полная свобода каждого гражданина, не ущемляющая прав и свобод других граждан, и при этом каждый гражданин работает на государство, а государство работает на каждого гражданина, способствуя сохранению его жизни, здоровья, прав и интересов максимально длительный срок не только на территории государства, но и за его пределами;
   3. Выборность власти, ее профессионализм, честность, справедливость и реальная ответственность перед избравшим ее обществом;
   4. Четкая, сбалансированная структура государственной власти с хорошо налаженной обратной связью, не допускающая негативных деформаций механизма управления обществом и позволяющая каждому гражданину с минимальными усилиями и затратами реализовать свои права и свободы, направляющая и поощряющая его гармоничное развитие в выбранном им направлении;
   5. Бесплатное и качественное образование, бесплатная медицинская помощь на мировом уровне, передовая наука, самый низкий в мире уровень преступности;
   6. Сверхэффективное использование природных и интеллектуальных ресурсов в рамках научной, производственно-экономической и культурной деятельности, имея в виду неопределенно долгий срок существования земной цивилизации при всех возможных внешних и внутренних угрозах;
   7. Эффективное мотивирование и стимулирование постоянного роста и развития в интересах всего общества как отдельных обьектов и субьектов научной, производственно-экономической и культурной деятельности, так и целых отраслей экономики и регионов (областей, краев, автономий…);
   8. При миролюбивой внешней политике, направленной на развитие добрососедских отношений с пограничными соседями и хороших отношений с дальними странами ко взаимной выгоде – развитая и достаточно эффективная система защиты государства от любых внешних и внутренних врагов, позволяющая заблаговременно узнавать о готовящихся угрозах, нападениях, пресекать их или отражать.

       2. Проект РЕАЛИЗАЦИИ процесса развития
   Понятие «развитие государства» – многогранно и включает в себя следующие составляющие развития: политическое; экономическое; научно-техническое; культурное; социальное; оборонное;… Каждая из перечисленных составляющих требует равного и непрерывного внимания, среди них не может быть приоритетных и второстепенных. От любой составляющей зависит состояние всех остальных. Если нет культурной составляющей, то не будет и научно-технической, если нет экономической – не будет оборонной… В число понятий, относящихся к стадии развития, входят такие понятия как: темпы развития; потенциал развития; мотивация и стимулирование процесса развития;
      Темпы развития
   Темпы развития сегодня определяются различными показателями, но здесь достаточно абстрактного понятия «развитие». При создании реальных проектов развития, можно будет воспользоваться показателями, более точно отражающими процесс развития. Чем выше темпы развития, тем быстрее идет процесс преобразований и ближе ЦЕЛЬ развития государства. Текущее значение темпов развития зависит от внешнеполитической и экономической обстановки, сырьевого и земельно-промышленного потенциала, научно-технического, культурного и социально-интеллектуального потенциалов. В последние годы оценка темпов развития колеблется от минусовых значений до 4 процентов и тенденции к значительному росту нет. С такими темпами к светлому будущему не дойти и за 100 лет. Вопрос: а за сколько можно и нужно? Тут каждый может ответить по-своему, но по большому счету, большинство населения согласилось бы на 20-25 лет (я так полагаю), при условии, что первые перемены к лучшему будут заметны уже через год. На то, чтобы за 25 лет вплотную приблизиться к оговоренной ЦЕЛИ развития, потребуются очень серьезная работа и темпы развития – не менее 25% ежегодно. Однако сегодня правительство задачу увеличения темпов развития до 20-25% в год не ставит, потому как считается, что такие темпы в принципе невозможны. И это без изучения и оценки полного потенциала развития. Однако темпы развития возможны любые, все зависит от постановки задач, желания выполнить эти задачи и веры в то, что решить эти задачи можно.
      Потенциал развития
   В потенциал развития, кроме того, что сегодня учитывается, входит все, что может способствовать росту показателей уровня жизни населения страны и развитию науки и техники, промышленности, экономики в целом.
   - Здоровый образ жизни и повышение продолжительности жизни населения;
   - Снижение уровня преступности в масштабах страны, в каждом городе, селе, населенном пункте;
   - Увеличение количества граждан, непосредственно занятых процессом роста и развития. Сегодня их число не превышает 0,5%. – Эффективность этого резерва трудно переоценить;
   - Каждый работник – на своем месте, отвечающем своим наклонностям и способностям;
   - Принуждение к росту и развитию через Закон. Законом регулируется темп и качество развития, мотив и стимул для обеспечения заданных параметров процесса;
   - Переход от затратной экономики к сберегающей;

   Отсюда видно, что потенциал роста и развития огромен, нужна работа по его раскрытию и использованию. Какие-то из этих резервов могут «включиться» и начать давать отдачу уже через год, другие потребуют время на серьезную подготовку, но в целом, даже при неполном, но грамотном использовании, перечисленных ресурсов достаточно, чтобы через 20-25 лет страну было не узнать.
       Мотив и стимул
   Для обеспечения заданных параметров процесса развития необходимы мотив и стимул. Мотив - внутренняя причина, побуждающая к какому-либо действию или деятельности. В качестве мотива может выступать перспектива построения «идеального государства». Стимул - внешнее воздействие, влияющее на процесс и результаты деятельности. Денежное вознаграждение, налоги, административные наказания и поощрения, социальные льготы и поражения – вот неполный перечень способов стимулирования деятельности необходимого качества и количества. Основное требование – мотивация и стимулирование должны соответствовать уровню потребности в трудовой активности. Труд не должен пропадать бесследно, а цель должна быть достигнута.

      3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ закрепление процесса развития
   Для того, чтобы развитие стало всеобщим и необратимым процессом, ему необходимо придать официальный статус закона. Каждый день, каждый человек, каждое предприятие, учреждение, корпорация, населенный пункт, район, область, край должны становиться лучше, на каждом рабочем месте должны быть перемены к лучшему. Эти перемены должны отражаться четкими показателями роста и развития, не допускающими неоднозначного трактования. Прежде всего, мотивы и стимулы, побуждающие к росту и развитию отдельного человека, предприятие, регион и страну – различны. Если первых двух можно соблазнить на подвиг меркантильными интересами, то для регионов и страны в целом этого недостаточно. Им подавай ЗАКОН. Нет закона – нет оснований шевелиться. Представьте себе, что кто-то будет призывать к новым достижениям хоть с трибуны, хоть с пьедестала или даже с Олимпа, не обещая при этом никаких благ и выгод, – многих ли это подвигнет на трудовые свершения? А поскольку все начинается сверху, то Закон о непрерывном росте и развитии всех сторон жизнедеятельности общества просто необходим. Это основа основ. Доказательством служит сегодняшняя ситуация. Законодательная база процесса роста и развития должна происходить из Основного Закона государства, который определяет общую структуру процесса развития, масштаб, ресурсы и срок действия процесса.

      4. РУКОВОДСТВО процессом развития
   Уже сейчас в интернете и средствах массовой информации появляются планы, проекты, предложения направленные на развитие страны и разобраться в них часто бывает просто невозможно по причине то ли их узкой специализации, то ли неполного изложения, то ли просто недоработанных. Большинство из них не проходят никакой экспертизы и просто теряются, унося вероятный выигрыш. Для оценки качества разрабатываемых планов, программ, проектов и руководства процессом развития такой огромной страны как наша, необходимы адекватные, авторитетные люди, пользующиеся уважением и доверием большинства населения, безусловно любящие нашу страну и имеющие желание сделать что-либо полезное для нее и всего мира. Скорее всего, ими должны быть авторитетные представители от экономики, науки, культуры, деятели популярных политических и общественных течений мирового уровня. Эти представители будут играть роль открытой приемной комиссии или жюри предлагаемых планов, проектов, предложений. И неважно, какой они национальности и где проживают, главное – как они относятся к нашей стране. С этой целью следует создать общедоступный общественный портал в интернете, на котором будут фиксироваться оценки и высказывания, советы и рекомендации этих экспертов не только по поводу обсуждаемых проектов, программ, предложений, но и любые другие, актуальные для страны в данный момент темы, включая кадровые вопросы. Для получения более точной и обьективной оценки проектов, программ и охвата большего числа вопросов, количество этих экспертов целесообразно не ограничивать. Эксперты будут входить в так называемый Клуб Друзей Страны, площадкой для выступления которых будет служить упомянутый портал. В Клуб Друзей Страны не должны входить члены действующего руководства страны, Кабинета Министров и Парламента. Таким образом, Клуб Друзей Страны будет играть роль виртуального альтернативного правительства.