Леонид Утёсов

Николай Павлов Юрьевский
    Ледя Вайссбейн - Леонид Осипович Утёсов в 1915 женился на актрисе Елене Ланской. Елена и Ледя играли в Одесском фарсовом театре: она, актриса высокого класса - на первых ролях, Ледя - на второстепенных. Летом 1919 года у Леди произошло знаменательное событие: он впервые выступил в театре самостоятельно, на ряду с другими артистами, Утёсов спел тогда небольшую песню:
    
        У мене - лицо типаж,
        Шо мне стаж
        И монтаж -
        безделужки!
        Попаду я на экран -
        крупный план -
        в любой роман,
        чем я не Пушкин?
        Пусть они попробуют, поищут,
        Ведь такой, как я, -
        Один на тыщу!
        У мене лицо типаж,
        Шо мне стаж и монтаж -
        чистый блаж!

После этого вечера директор удвоил Утёсову зарплату. Жена посоветовала Леде первую получку потратить на угощение руководства театра и самых близких артистов. Гости в загородном ресторане засиделись до самого утра. У Утёсова и его друга Иосифа Прута уже не было денег на извозчика и они поехали домой на трамвае.

Они сели, уплатили за проезд и делились впечатлениями о ночной встрече. На одной из остановок в трамвай села молоденькая девушка из работниц, с большим интересом она смотрела на красавцев. В это время к ней подошел кондуктор, девушка, сунув руку в карман вдруг растерянно прошептала: "Ой, а где же мой кошелёк?!

И тут Утёсов, достав свои последние гроши, царственным жестом протянул их кондуктору. "Скажи спасибо этому фраеру" - сказал кондуктор девушке. Но девушка, подозрительно посмотрев на Утёсова сказала: "Спасибо, конечно! Но уж если вы такой порядочный, так отдайте и мой кошелёк тоже."      
         
  Две песни Утёсова - манифесты хулиганско - бандитской романтики.
 
  "С ОДЕССКОГО КИЧМАНА".

  С одесского кичмана
  Бежали два уркана,
  Бежали два уркана тай на волю.
  В Вапряновской малине они остановились,
  Они остановились отдыхнуть.

  Товарищ, товарищ,
  Болят мои раны.
  Болят мои раны в глубоке.
  Одна не заживает,
  Другая нарывает,
  А третия застряла у в боке.

  Товарищ, товарищ,
  Скажи моей ты маме,
  Что сын ее погибнул на посте.
  И с шашкою в рукою,
  с винтовкою в другою
  И с песней весёлой на губе.

  Товарищ малахольный,
  Зароют мое тело в глыбоке.
  И с шашкою в рукою,
  С винтовкою в другою,
  И с песнею веселой на губе.

  За що же мы боролись?!
  За що мы страдали?!
  За що же проливали нашу кровь?!
  Они же там пируют,
  Они же там гуляют,
  А мы же - подавай своих сынов!
 

  "ГОП СО СМЫКОМ"


  Жил - был на Подоле Гоп со смыком.
  Славился басистым криком.
  Глотка была прездорова,
  И мычал он как корова,
  А врагов имел мильон со смыком!

  Гоп со смыком - это буду я
  Вы, друзья, послушайте меня.
  Ремеслом избрал я кражу,
  Из тюрьмы я не вылажу,
  И тюрьма тоскует без меня.

  Ой, если дело выйдет очень скверно
  И меня убьют, тогда, наверно,
  В рай все воры попадают.
  Путь тот честный не все знают:
  Нас там через черный ход пускают!

  В раю я на работу тоже выйду,
  Возьму я фомку, шпайер, видру.
  Деньги нужны до зарезу -
  К Богу в гардероб залезу,
  Я его намного не обижу.

  Бог пускай, карманы там не греет,
  Что возьму, пускай не пожалеет.
  Слитки золота, караты,
  На стене висят халаты -
  Дай нам Бог иметь, что Бог имеет!

  И Иуда Скариотский там живёт,
  Скрягой меж святыми он слывёт.
  Ой, подлец тогда я буду -
  Покалечу я Иуду.
  Знаю, где червонцы он кладёт!