28. В памяти

Нина Калашникова
В памяти...

Нина Калашникова

      Мама готовилась  сдавать выпускные  государственные экзамены в Саратовском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы, хотя  один диплом у неё уже был об окончании Учительского института.

На время сессии её всегда приглашали к себе супруги Соловьёвы, Евгения Карловна и Владимир Александрович.

       Об этих удивительных людях я и хочу сейчас рассказать, потому что они оставили неизгладимый след в моей душе.

       Владимир Александрович - необыкновенный человек огромного роста и могучей силы! Он  учёный. Я сейчас не могу перечислить все его звания и регалии. Однако по тому, как уважительно о нём говорили, было ясно - большой  человек!

       Его супруга, немка, врач , Евгения Карловна, наоборот, крошечная женщина, но с сильным, волевым характером. Она  командовала семьёй, а мягкий весельчак, супруг,  охотно подчинялся! Очень редко, если возникали трения,  Владимир Александрович поднимал с лёгкостью Евгению Карловну и  сажал её на платяной шкаф!

Меня Владимир Александрович тоже однажды посадил на этот шкаф, когда я не хотела кушать, и сказал, что это место Евгении Карловны, если она не слушается.
 
        Называли они друг-друга по имени-отчеству и на "Вы"  Это для нас было обычно. Дедушка с бабушкой тоже так  обращались друг к другу, и мама с родителями была на "Вы".
        Хорошо помню их большую квартиру в Саратове, в самом центре. В двухэтажном особняке они занимали весь второй этаж. Поразило меня обилие книг. Все стены с  полками от  высокого потолка до пола! И какие книги!  Старинные фолианты. Великолепные обложки из тиснёной кожи. Иллюстрации, переложенные папиросной бумагой...

         Они жили вдвоём в  пяти комнатах, и у них было очень много вещей, посуды, книг, статуэток, картин, ковров, спортивных кубков, которые в своё время получал Владимир Александрович. Я ходила из комнаты в комнату, как по музею. Как же это  отличалось от  домика, в  котором мы жили своей семьёй, в селе на берегу Волги.

       Никогда не забуду, как нас первый раз пригласили к столу. По случаю нашего приезда Евгения Карловна устроила праздничный обед. Рядом в доме, в том же дворе жила женщина, она прислуживала по хозяйству. Круглый стол с белоснежной скатертью и туго накрахмаленными салфетками, фамильное серебро и китайский, тончайший обеденный сервиз произвели на меня неизглалимое впечатление.

        Как хорошо, что нас  учили правильно вести себя за столом. Мы, деревенские детки, не опозорили маму. Я очень переживала, и не помню, что ела. Но главное, помню, что потом мама нас похвалила.

Это был совсем другой мир, другая жизнь, и я это почувствовала сразу.
У супругов Соловьёвых необычно  всё!

        Необычайная была и история их  союза. Евгения Карловна - старше мужа на 18 лет! И он, мальчишка, влюбился во взрослую женщину , украл её . Украл! И не отпустил!
         
        На тот период времени, о котором я рассказываю, Владимиру Александровичу было более 60, а Евгении Карловне за 80. Он - всё такой же могучий красавец, а она - умная, необыкновенно обаятельная, с живыми глазами и добрейшей, распологающей улыбкой.
Интеллигентка - до мозга костей.

         И ещё одно обстоятельство этой пары меня поразило: у Владимира Александровича была вторая семья, где росли два сына.  И я  хорошо знала  его вторую жену, красавицу Тамару Борисовну, которая так же работала в сельхозинституте, и имела учёные степени. А чтобы  дети носили его фамилию и отчество (в то время законным путём этого сделать было невозможно) Владимир Александрович нашёл своего полного тёзку и за вознаграждение уговорил его оформить брак с Тамарой Борисовной!!!

        Во! Какие чудеса бывали когда-то на белом свете! Разговоров за их спинами было - море! А придраться - не к чему, т. к. этот невероятный треугольник вёл себя с таким достоинством и так уважительно относились они друг к другу, что и по сей день я не перестаю ими восхищаться!

        Знаю, юные мальчики без памяти влюбляются во взрослых женщин - в этом нет ничего нового. Это обычное явление. Сужу не по рассказам. И...помню жёлтые тюльпаны.

          Но, чтобы восемнадцатилетний мальчик украл из-под венца! Из-под венца! 35-летнюю даму, вдову, которая собиралась вступить во второй брак! Украл и не отпустил! Украл и поклялся: "Всегда буду рядом!"  Украл! И не изменил своей клятве! Рядом был до последней секунды её жизни. Несмотря ни на что! Лично у меня это вызывает ... светлые чувства.  Уверена, что бури в их жизни, конечно, были! Да ещё какие.

Но! Они сумели их пережить и не потерять человеческого лица, привязанности и глубочайшего уважения друг к другу!

        У мамы была подруга, тётя Зина.  Дружили ещё дедушки и бабушки, наши  мамы, и мы, их  дети. Я вспомнила о них потому, что все подробности и сложности семейной жизни Соловьёвых неоднократно обсуждались между мамой и тётей Зиной, и как же по-разному они оценивали сложившуюся ситуацию! Тётю Зину всё бесило и раздражало! Она, то Тамару Борисовну на куски порвала бы, то Евгению Карловну, старуху, прибила бы! То Владимира Александровича  ножиком зарезала бы за нерешительность! Пусть определится! Пусть выбирает!

        И совсем по-другому относилась к этому моя мама. Сколько уважения было в её словах ко всем троим!

        Теперь, взрослым умом, становясь на место каждого из героев этого рассказа , часто задумываюсь и пытаюсь всё оценить.

        Владимир Александрович.
Что держало его возле Евгении Карловны? Только ли данное слово, привычка, комфортное житьё? Нет!  Я уверена, что не только глубочайшие чувства уважения...Но! Главное -  любовь, не проходящая с годами, пронесённая через всю жизнь.
        Евгенич Карловна!
Каково же ей было знать, что там молодая, любящая женщина и двое детей? Как простить мужа, как жить дальше? Что дало силы ей, такой маленькой и хрупкой женщине - пережить всё это, простить и продолжать жить?
Только любовь!
         Тамара Борисовна!
Как надо любить мужчину,чтобы делить его с законной женой? Рожать и растить детей, выносить  осуждение окружающих... и сохранить женское достоинство и свои чувства! Что даёт такие силы женщине? Любовь!
        Детская память сберегла картинку, как кадр старого кино - навсегда! Вечереет. Я осторожно рассматриваю книгу - прижизненное издание басен Крылова с замечательными иллюстрациями художника Семёнова. Мы с мамой в гостях у Соловьёвых, и мы будем у них ночевать, что мне очень нравится. Хозяин дома собирается на вечернюю прогулку и Евгения Карловна говорит ему: 
       -Владимир Александрович, прошу Вас, зайдите по пути к Тамаре Борисовне и передайте от меня тортик к чаю. Она мне прислала чудесную вышитую подушечку, хочу её отблагодарить. И поклон от меня с наилучшими пожеланиями и глубочайшим уважением.
Владимир Александрович - огромный, могучий, подходит к крошечной, сухонькой Евгении Карловне, нежно целует её в щёку и в руку... Сколько тепла и любви  ощущалось в его  словах:

        - Хорошо, дорогая моя! Непременно.
Как много лет прошло... Давно нет в живых этих замечательных людей. Я не судья никому, не могу сказать - поступайте так же! Нет!

        Но!  Сколько я видела при подобных ситуациях, которые не редкость - ненависти, оскорблений, нетерпимости, уголовных дел и гражданских тяжб, склок  побоищ  между супругами, при детях -  всё! Всё видела.......
      А вот такие отношения - только один раз






На фото - моя мама, Калашникова Екатерина Дмитриевна. Фото тех времён.