Трёхсменка

Рустам Муртузалиев
– Мама, а почему я должен собираться в школу, когда уже вечереет? – спросил трёхклассник Мурад.
– У нас школа небольшая, а детей там обучаются много, вот и приходится учиться в три смены, – ответила мама.
– Но ведь наши кунаки всегда говорили, что у них в школе уроки лишь в одной смене, – вздохнув и, отведя глаза в сторону, сказал Мурад. – Мама помнишь полгода назад мы к ним в гости ездили, вот тогда.
– Значит, сынок, у них школа большая и все ученики помещаются там. Значит, их глава их уважает и заботится о них, – с большой лаской в глазах ответила мама.
– Мама, а разве мы не в одной стране живём? – спросил Мурад и, надев куртку, посмотрел на маму с глазами, полными тысячи вопросов.
– Да, мы живём в одной стране, – сказала мама, и тут же её взгляд окунулся в печаль.
– И президент у нас один? – поинтересовался ребёнок.
– Да один, – ответила мама, ожидая какие-то необычные вопросы от сына.
– И законы, наверное, для всех одинаковые? …
          Вопросы маленького любознательного мальчугана не заканчивались и, мама не знала, что ему ответить, не знала, как объяснить этому крохотному умному существу, что не для всех чиновников эти законы писаны. Этот смышлёный мальчишка понимал всю важность строительства в их селе и новой школы со спортзалом, и детского садика, и ремонт клуба, но как его слова донести до тех, кто с высоких кожаных кресел дальше рабочего стола ничего не видит. Как объяснить трёхкласснику, что на строительство жизненно необходимых объектов чиновники деньги найти не могут, а на развлекательные центры, покупку дорогих служебных автомобилей, переименование улиц и на другие второстепенные нужды деньги всегда есть.
          Мурад вот уже три месяца ходит в третью смену. С каждым днём преодолевать расстояние почти в один километр становится труднее, так как наступали суровые зимние дни. И вот, однажды, ранней зимней ночью, когда он возвращался домой со школы в восемь часов вечера, поскользнулся и упал в канавку. Он весь промок, было очень холодно и поблизости не оказалось никого, кто мог бы ему помочь. Но Мурад не расплакался, не сдался, и промокший почти с головы, отправился домой, а путь был не близким. Машины проезжали мимо, но никто в кромешной темноте не заметил, что мальчишка весь был в грязи. Кого-то попросить помочь, в силу своего возраста, он побоялся. Мурад и не помнил, сколько времени прошло, пока он шёл домой. Мама увидела его и с порога бросилась к нему.
– Что случилось сынок? Тебя кто-то побил? – удивлённо и испуганно спросила мама.
– Нет, мама, я упал, – чуть смягчённо и с грустью ответил мальчик.
– Но как же так. Почему ты не был осторожен?..
          Тут Мурад расплакался. Нет, ему не было больно, его не ранили слова мамы, до глубины души ему стало обидно оттого, что он был в беде, а в такой огромной стране некому было ему помочь.
– Мне ни фонарь на столбе не помог, ведь некому его заменить, мне и автобус не помог, ведь некому его выделить, мне и школа не помогла, ведь некому её достроить…
          Мальчик не умолкал, он всё говорил и говорил. Мама тишком вытерла свою слезу, она была так счастлива, что у неё растёт такой умный мальчик.
– Есть этот человек, сказала мама, пытаясь успокоить сына и сняв с него футболку, добавила, – А ты попроси его помочь и он обязательно придёт на выручку.
Мурад успокоился и призадумался.
– У Дедушки Мороза? – спросил он.
– Нет, он друг всей страны и только на один день в году.
– У Ле.. Леонида Якубовича? – с трудом он вспомнил имя знаменитого телеведущего.
– Нет Мурад, он друг только своих гостей.
– Ну, тогда я не знаю кто этот друг всех детей.
– Друг всех детей, сынок, это наш президент, Владимир Путин. Только он может услышать о детских проблемах и решить их.
          Глаза Мурада засияли.
– Я же видел! – воскликнул он и, включив телевизор, сказал, – В новостях вчера показывали, что он поручил построить детскую площадку в какой-то деревне, а в другой – детский садик…
          Малыш долго рассказывал о том, как друг всех детей много раз приходил к малышам на выручку. А, когда он, наконец, уснул, то мама попросила отца переехать в город, ведь она очень сильно беспокоится за здоровье Мурада, как бы он ещё раз не упал и на этот раз не сломал себе что-нибудь. Отец, долго не думая, согласился. Через неделю они переехали в город на свою квартиру. Мурад стал ходить в новую односменную школу, а его младшего братика отдали в детский садик.
– Мама, у нас-то есть квартира,  но как быть моим друзьям, которые остались в селе, ведь ни у всех у них в городе есть квартира? – какое-то время спустя спросил Мурад.
          Мама не знала, что ему ответить. Но мальчишка твёрдо решил:
– А я напишу письмо к другу всех детей и попрошу его помочь моим друзьям, ведь им в селе приходится трудно. Друг всех детей достроит нам нашу новую школу, и мои друзья будут рады.