3. Автобусные истории про людей. Мужчина

Валерий Павлович Гаврилов
      Внимательный читатель вспомнит - в
“ Автобусных историях …2 “ я посетовал на то, что не успел пожалеть неприятного  мужичка, на которого навалилась вся автостанция. Казалось бы, кого там жалеть? Признаюсь, однако, мне всегда жалко людей с не сложившейся жизнью. Понятно, чаще всего сами виноваты. Но все равно жалко. А бывает и не только сами виноваты. По жизни много видел добрых, хороших людей, которых тяжелый каток обстоятельств если и не расплющил в лепешку, то просто столкнул с предначертанной судьбой дороги в придорожную лужу.

     Это было в смутные времена. То ли в конце Перестройки, то ли в начале всеобщего Развала. Ехал я по Пскову в автобусе по своим делам. В городском Икарусе – “гармошке”. Икарус был еще не совсем древний и на ходу не разваливался. Наша страна тогда разваливалась на ходу.
      В полдень народу в автобусе было немного. Так что, ехалось мне с удовольствием. От нечего делать я, по обыкновению, разглядывал украдкой пассажиров. Это бывает очень интересно.
      Мой взор зацепился за мужчину, стоявшего у выходной двери. С первого взгляда было понятно, что у человека жизнь не простая.
    Он был одет в добротное, но сильно поношенное нестиранное пальтишко, из тех, которые уже давно не носят. В  одной руке человек держал потрепанный портфельчик. Другой рукой он ухватился за поручень, и я отметил, что у него длинные тонкие пальцы, какие бывают у музыкантов. Мужчина был очень худым и бледным. Небритое лицо имело тонкие, мягкие, почти детские черты, хотя человеку было явно за сорок.
    Я разглядывал необычного пассажира и пытался понять кто он, и что он.
По ряду признаков – явно бездомный и безработный. Но очень интеллигентный. И по облику, и по манерам. Может еще недавно он работал музыкантом, или конструктором, или работником культуры? И семья у него имелась. И жилье, и радости жизни. И глаза когда-то светились творческим огнем. А сейчас в них усталость, боль, покорность судьбе, и… ум! Этого не скроешь.
    Наверное, я слишком настойчиво разглядывал. Мужчина  почувствовал мой взгляд и посмотрел на меня. В его потухших глазах мелькнул огонек интереса, быстро угасший. Может, он ожидал встретить  знакомого когда-то человека?     Мужчина смотрел на меня, явно поняв мои мысли. Затем вздохнул и уставился в окно. Потом еще раз взглянул на меня. Его глаза говорили:
- Извини, как-то так получилось, жизнь не задалась. А сначала вроде все хорошо шло…

    Автобус подъехал к остановке, двери распахнулись. В переднюю и заднюю двери вошли две плотные бойкие женщины и возвестили:
- Предъявляем билетики на контроль!

    Мужчина встрепенулся, осмотрелся и метнулся к двери. Он стоял недалеко от среднего выхода. На него контролеров не хватило. Выходя, он оглянулся на меня. Взгляды наши сошлись в последний раз. Больше я этого человека не встречал. А тот его последний взгляд остался в памяти, как напоминание, что жизнь переменчивая и непредсказуемая штука.  Жизнь - это дорожная зебра. Яркая, чистая белая полоса. Потом черная грязная полоса асфальта. Потом опять белая. Тут ничего не поделаешь.

    Важно другое. На днях шел я по зебре через дорогу. Зебра свежая была. Дойдя до середины проезжей части, я увидел, что кончилась разметка!  Дальше был черный асфальт. Краски не хватило, наверное.
   
    Дай Боже, чтобы белые полосы не заканчивались на полпути!

     Грустновато, правда? Ну да ничего, следующий автобусный рассказ веселее будет. Полоса светлее.

                24.05.2019

       Коллаж мой, Псков, Икарус и мужчина... Портрет по памяти рисовал.