Хождение по ЗАГСам. В двух шагах от мечты

Лада Преображенская
"Нет пути к счастью! Счастье - это и есть путь!" (с)

Вчера сделала очередной шаг в процессе смены Документов. Первый шаг был – получение справки специальной сексолого-психиатрической комиссии по новой форме Минздрава. А вчера поменяла паспорт. Но это пока не то, что вы подумали. Мужской – на мужской.

Дело в том, что в глухой сибирской деревушке, где появился Иван 40 с лишним лет тому назад, в каком-то сельсовете, не очень парились над правильностью записи в метрике. В свидетельстве о рождении. А когда я получаЛ первый паспорт, в 16 лет, не очень парились над точностью повтора имени и отчества из метрики в паспорт. И написали нормальное имя и отчество. В паспорте. Но получилось несоответствие с метрикой. Так я и прожила все эти годы. В паспорте нормальное мужское имя – отчество, в метрике – с ошибкой в паре букв. И все эти годы метрика вообще никому была не нужна.

И вот когда я пошла в ЗАГС узнавать, какие должны быть дальнейшие шаги, для смены документов с мужских на женские, это всё и всплыло.

В ЗАГСе я была около месяца назад. Переживала – слов не подобрать! Как могла оделась в мужской вид. Хотя людей не обманешь. Как потом мне сказали, меня все вокруг все равно принимали за женщину. ; Но все по порядку.

– У меня очень специфический вопрос, – начала я издалека разговор с заместителем начальника местного ЗАГСа. Телефонный разговор. Именно телефонный, что и всем вам советую. Сначала разведка.

– Я трансгендерная женщина, с мужскими пока что документами. Все медицинские справки о смене пола у меня есть. Что нужно делать, чтобы поменять паспорт на женский? – С волнением и какой-то обречённостью спросила я. Ожидала всего, чего угодно. И смешков, и удивления, и откровенного неприятия… Но получила то, чего меньше всего ожидала. Получила очень вежливое, заинтересованное отношение. И явное желание помочь. И пусть она ещё была не в курсе о новой форме справки, и спросила есть ли у меня справка о необратимых изменениях организма, проще говоря - о коррекции половых органов (хотя сейчас такая справка не требуется). Но это всё ерунда; главное – она действительно хотела сделать для меня максимум возможного. Я ей объяснила, что сейчас такая бумага не требуется, и что она сама может это выяснить. Сейчас главное – иметь справку по новой форме Минздрава. И всё! Ни тебе операций, ни каких других справок для смены документов не требуется! Она обещала все узнать по своей линии, вплоть до запроса в Минюст, и связаться со мной в ближайшее время.

Уже через день раздался звонок. «Лада Александровна, я все выяснила; когда вам удобно будет прийти?». После того как я в Facebook прочитала истории некоторых подруг во Франции, и в Германии – а именно демонстративное проявление к ним мисгендеринга от госслужащих (обращение по паспортному имени, когда человек уже явно сменил Гендер и когда его пасс неотличим от внешности выбранного Гендера) – фраза Лада Александровна, а не Иван Иванович, из уст Наших госслужащих была как бальзам на сердце! Аж гордость взяла! ;;

… Очень милая и доброжелательная женщина, зам начальника местного ЗАГСа. Рассказала всю последовательность действий. Хотя я у них первая. По новой справке. Она больше 20 лет тут работает, и лишь один раз в самом начале карьеры был подобный случай. И то – не MтF (Мужч->Женщ., как я), а ФтМ. Тогда действительно, нужна была справка медицинской комиссии о том, что произошли необратимые изменения пола. А сейчас да, только справки по новой форме и хватает, чтобы сменить документы на женские.

Так вот, сначала нужно подготовить пакет документов по "Внесению изменений в запись актов гражданского состояния". Меняют только Паспортный пол и ИМЯ на женское, ну и в отчество добавляют женское окончание. Отправляют в ЗАГС по месту рождения. Там меняют свидетельство о рождении, и новое высылают обратно в мой нынешний ЗАГС, по месту жительства. В моём случае будет – Иванова Лада Ивановна. Потом берёшь это новое свидетельство, идёшь менять паспорт. Потом, если старая фамилия, хоть и на женский лад, не устраивает, идёшь снова в ЗАГС и пишешь заявление о перемене имени. Снова. "Перемена имени" – это название процедуры. При ней можно поменять все три компонента знаменитой трилогии «ФИО». ;

Но почему сразу за один раз все три составляющие полного имени не меняют? Патамушта! ; Ибо смена паспортного пола – это процедура называется «внесение изменений в запись актов гражданского состояния». При которой меняется буква (у меня М на Ж) и только имя, на любое выбранное. А фамилия и отчество остаются прежними, но на женский лад. Именно это и есть – внесение изменений. А процедура замены любого компонента полного имени – называется Перемена. "Перемена имени". Повторяю, не внесение изменений, а перемена.

Это два разных процессуальных действия согласно Гражданского Кодекса.

Поэтому органы ЗАГС и не могут поменять свидетельство о рождении сразу с Иванова Ивана Ивановича на Преображенскую Ладу Александровну. И лишь при втором посещении ЗАГСа уже готовят пакет Документов по перемене имени. Не "внесению изменений в записи актов гражданского состояния", а – именно "перемене имени". И вот тогда я и стану Преображенской Ладой Александровной.

Но лично у меня сначала такая же петрушка, только с мужскими данными. Сначала паспорт привести в соответствии с нынешней метрикой (с опечаткой в отчестве, то есть получить новый мужской паспорт), затем изменить Метрику на мужскую без опечатки; потом второй раз поменять мужской паспорт на мужской же, но с нормальным мужским именем-отчеством, уже согласно новой метрике без ашипок, и лишь затем начать Главный процесс. То есть у меня не два, а четыре круга. Четыре раза буду менять паспорт.

В ЗАГСе очень щепетильно относятся к сохранению персональных данных. У них и расписка есть. С них взяли, как с секретных служащих. Так что насчёт нераспространения в нашем маленьком городе от них - я спокойна. Но вот что касается паспортисток – гарантий нет. А МФЦ ещё хуже. Там просто Проходной двор. И сотрудница ЗАГС мне посоветовала обратиться напрямую к начальнику Паспортного стола, показать справку и попросить о конфиденциальности. Учитывая мою специфику.

У паспортного стола теперь как и всего – новое название. Что-то там миграционное. Но все как и прежде говорят – паспортный стол. Начальница, хоть и сотрудница полиции, оказалась такой же толерантный и понимающей, как и сотрудница ЗАГС. Выслушала женщину с мужским паспортом, спокойно дала бланк заявления, помогла заполнить даже. Там реально черт ногу сломит! ; И сказала когда прийти за паспортом.

Через две недели я, женщина, преспокойно зашла к ней в кабинет, и забрала новый мужской паспорт. С исковерканным мужскими именем и отчеством. ;; Зато соответствует главному документу человека, по нашим современным канонам – свидетельству о рождении. Я даже с ней поговорила немножко. Она тоже обещала сохранять конфиденциальность. Ещё она полюбопытствовала, как моя супруга и ребёнок к этому отнеслись? И как я вообще на это решилась, да ещё в таком возрасте?... За 5 минут я провела маленький ликбез. Абсолютно уверена, что вся эта информация была для неё новой. Необычной. Напоследок спросила у неё, не инструктируют ли их относиться толерантно к людям в подобных ситуациях? Может, говорю, не хотят лишних тёрок с Западом, и обвинений в государственных притеснениях ЛГБТ-людей; и поэтому велят госслужащим проявлять толерантность?

– Нет, говорит, – нам ничего не говорят.

– Значит вы сами по себе пошли мне навстречу?

– Ну да, - просто ответил начальник паспортного стола. ;

– Ну тогда я вам особо признательна! – Мило улыбнулась я ей, и попрощавшись, вышла.

Какое-то странное чувство мною овладело. С одной стороны, занимаясь трансгендерными пабликами и ЛГБТ-активизмом, я вижу, как массово у нас проявляется трансфобия. И какие страшные ситуации порой бывают. Причём зачастую и со стороны государственных органов. Мы в нашем Журнале несколько раз проводили флэшмоб в память жертв трансфобии. С другой стороны, лично я ещё ни разу не нарвалась на трансфобно- настроенных государственных служащих. Со стороны частных лиц – бывало, особенно в интернете. Зеки вон до сих пор не угомонятся, нет нет да и казачков засланных подсылают. Только меня голыми руками хрен возьмёшь, как говорится. Я и стреляю неплохо, и, хоть и слабая стала физически, могу и руку выломать нежданно – негаданно… ; Приёмчики помню. Обидно только, что уже двое интересных мужчин отказались продолжать многообещающие отношения, лишь узнав о преследовании меня этими чёртовыми зеками…

А еще в интернете часто какие-нибудь недоделки нападали, особенно раньше. Сейчас то я личку вообще закрыла. Сколько дерьма на мою голову было вылито, сколько нервов вымотано – и не сосчитать. Но вот официальные структуры никогда ко мне плохо не относились. Так что надеюсь на хороший итог со сменой Документов. Когда ты хорошо относишься к людям, и тебе помогают в ответ – жить всё-таки легче. ;;

… С новым паспортом я опять пришла в ЗАГС. Моя фея - сотрудница ЗАГСа - поздравила меня с началом движения, и стала оформлять документы. На новую смену метрики. Пока я ходила оплачивать пошлину, она уже все подготовила. Скоро Документы по перемене имени (с мужского корявого на мужское нормальное) отправят в мою сибирскую деревушку. Чтобы там исправили и выслали новое свидетельство о рождении. Чтобы требуемый законом развод наступил уже тогда, когда я получу паспорт второй раз. По содержанию точно такой же, как и был до начало этой движухи. С нормальным именем – отчеством. Только свидетельство о рождении уже тоже будет нормальным, с нормальным именем. Хоть и мужским пока. Ну ничего, Москва не сразу строилась.

– А вы знаете, неожиданно даже для самой себя сказала я – а мы потом все равно снова распишемся! Поедем в Европу и распишемся! Вы же не сможете нас расписать…

– Нет, не сможем – виновато и грустно сказала моя фея. И с каким-то я бы сказала восхищением посмотрела мне в глаза…