Для чего природа создала мозг?

Гульмира Жамантикова
Нам с детства, со школы внушили мысль, что мозг – это управляющий центр, который создан для того, чтобы управлять телом и поведением человека (живого организма), посылать команды органам и анализировать сигналы, поступающие от них. Но изучение мозга и механизма работы нервной системы позволило шире взглянуть на функцию этого органа.

В статье «Принцип работы нейронной сети» я частично коснулась этой темы. Хотя речь шла больше об искусственных нейронных сетях, однако искусственные модели были созданы именно на основе исследования живого мозга.

Искусственная нейросеть – это алгоритм, программа, в которую можно заложить что угодно. Но и получить при этом можно невесть что. И если мы хотим получить не абы какую, а адекватную нейронную сеть, то мы должны очень хорошо понимать принцип работы живого мозга, его функционал и возможности, какие задачи перед ними можно ставить, а какие - нет.

Мозг был создан природой не для того, чтобы его всякой ерундой наполняли и неизвестно что получали. Не является он и генератором идей, которые следует затем воплощать. Первоначальная задача мозга – находить оптимальный, конструктивный СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ, формирующийся на стыке взаимодействия внешнего мира и внутренней реакции на него.

Сознание, как таковое, - это и есть процесс, устанавливающий взаимосвязь между событиями внешнего мира и внутренними реакциями. Осознанный человек – это человек, хорошо чувствующий и понимающий своё состояние и его взаимосвязь с событиями вокруг и в мире в целом. И это понимание выражается в особенностях восприятия мира, в образах и чувствах, формирующихся в нас, в нашем отношении к миру, к окружающим и себе.

По сути, мозг постоянно рефлексирует. Рефлексия в чистом виде – это и есть самосознание, то есть получение внешних данных и реагирование на них, постоянно взаимодействие с миром. При этом мозг все время совершенствует свои взаимоотношения с миром, что ощущается как рост осознанности и внутренней гармонии, выражается в более сознательном поведении и образе жизни, в более богатом чувственном восприятии.

Но с тех пор, как человек начал использовать свой мозг не по прямому назначению – не для регулирования СВОЕЙ деятельности, а для ОЦЕНКИ действий ДРУГИХ, для оценки происходящего ВОКРУГ, он начал отклоняться от истины и постепенно утрачивать ощущение непосредственной связи с миром. Соответственно стало искажаться и восприятие мира. Чувства вместо целостных и объективных стали ограниченными и полярными, превратившись в эмоции – положительные и отрицательные. Появилась привычка разделять все события и явления на хорошие и плохие. Человек стал сосредотачиваться на том, как ОТРЕАГИРОВАТЬ на то или иное явление (положительно или отрицательно), вместо того чтобы исследовать его и использовать для дальнейшего развития.

И с тех пор под рефлексией стали понимать не самосознание как таковое, а постоянную самооценку глазами других. И поэтому слово «рефлексия» обрело негативный смысл, совершенно незаслуженно. Ведь проблема не в самой рефлексии, которая является естественной функцией мозга, а в привычке оценивать всё как плохое или хорошее, игнорируя при этом море информации, которую невозможно оценить по такому примитивному принципу. Проблема в ограниченности такого мышления.

Такое двоичное мышление отразилось и в способе кодирования данных для компьютерного анализа. С точки зрения классической теории информации минимальной единицей информации является бит, принимающий значение 0 или 1. Соответственно и обработка такой информации основана на логике выбора одного из данных вариантов.

Но выяснилось, что с помощью такой логики невозможно научить компьютер решать задачи, с которыми с легкостью справляется ребенок. Увидеть на картине кошку, узнать лицо матери, выделить среди общего шума голос знакомого человека, или различить что-то новое, неизвестное и понять его смысл и назначение… - всё это легко и не задумываясь делает любой человек, но совершенно не ясно, как это у него получается, и можно ли научить этому вычислительное устройство. И только с изобретением модели нейрона и искусственных нейронных сетей в этой области программирования произошел прорыв.

Искусственная нейросеть не использует двоичную логику. Она использует статистические методы обработки данных. Она не оценивает и не сравнивает между собой данные, она их ВЗВЕШИВАЕТ для определения оптимального способа их восприятия.

Получая на входе данные в виде числа, искусственный нейрон не задается вопросами «Много это или мало? Хорошо или плохо?». Для него число – это не количество, а просто данные, которые следует расположить в общей структуре оптимальным образом, чтобы получить наиболее объективную и простую карту информационных взаимосвязей.

Когда с помощью нейронных сетей пытаются прогнозировать поведение людей или увеличивать рост продаж, это означает полное непонимание самого принципа работы мозга, самой природы информации и механизма её формирования.

Чтобы максимально использовать возможности нашего мозга, надо научиться воспринимать факты объективно. Только в этом случае мы научимся правильно ставить задачи и правильно их формулировать. И тогда решение будет приходить сразу. Не будет необходимость переводить всё в цифру и вычислять на компьютере. Сама структура нейронных связей нашего мозга будет формировать правильные ответы.

Такой мозг не ставит задачу заработать как можно больше денег, создать или накопить как можно больше материальных ценностей; не считает, что чем выше, тем лучше, чем больше, тем круче. Но он хорошо понимает взаимосвязь явлений и признаков, позволяет чувствовать оптимальное соотношение и малейшие отклонения от него. Это идеальный орган чувства меры, формирующий идеальный способ представления данных, позволяющий найти оптимальное решение для любой жизненной задачи. И в центре него всегда лежит живое чувство самосознания в отличие от оценивающего мозга, который видит только крайности, наблюдает за другими, но не осознаёт свою роль в гармонизации мира.