Каждому свое

Сергей Лукич Гусев
   Начало двухтысячных… Интересное было время!
Прошедшее десятилетие бурных преобразований в обществе,  дало свои плоды.
Наконец-то, почти завершился передел сфер влияния крупных мафиозных кланов при дележке «всенародных богатств». В политике установился более-менее стабильный перевес в сторону толстосумов. Ну, а народец, теперь именуемый паскудным словом «электорат», по старинке бросал в урны для голосования бюллетени, надеясь на лучшую жизнь. Кто не надеялся, тот старался откусить от общего пирога кусок побольше и свалить в забугорье, предварительно отправив туда свое любимое семейство и перекачав немалые, благополучно уворованные суммы.
 
Как поганые грибы, после суматошного дождя, стали появляться фирмы и фирмочки, различные школы и образовательные площадки, на которых благополучно отмывались миллиарды, щедро посылаемые правительством. Повсюду появились плакаты, призывы, лозунги, типа: «Компьютерную грамотность — в массы!» По теле, в СМИ непрерывным потоком поперла реклама магазинов, продающих электронику. Людей заманивали кредитами с низким процентом, с отсроченным платежом и другими хитромудрыми прибамбасиками банков.

Но главным «разводиловом» было не это — создание обширной сети сбыта компьютеров, собранных из различных деталей в подвальных «цехах» и выдаваемых на государственном уровне за импортные, «маде ин чина», «маде ин япан» и др., с соответствующей ценой.

В эти годы я работал в районном комитете по образованию.
Вызывает председатель комитета и говорит: « Так, Лукич, пришла на район разнарядка на получение десяти новых компьютеров. Поезжай в Барнаул, найди фирму, указанную в документе, составь договор, согласно разнарядке».

Поехал, нашел фирмочку, обосновавшуюся в одкомнатной квартире жилого дома, видимо, второпях снятого жилья. Составили договор о купле — продаже, обменялись реквизитами.

— Могу взглянуть на компьютеры? — спросил миловидную, белокурую бестию, бесстыдно заголявшую красивые ножки передо мной.
— Простите, они сейчас едут в вагоне поездом «Владивосток — Новосибирск». Как только нам отгрузят, сразу сообщим, — пояснила соблазнительница.
— С перечислением денег не опаздывайте! Кто вперед перечислит, тот первый груз и получит! — на полном серьезе, покачивая поднятым пальчиком, вещала девица, а потом шутя добавила: "Утром деньги, вечером — стулья!" На том и расстались.

Приехав домой, доложил начальнице результаты поездки, поделившись опасениями от увиденного:
— Фирма какая-то мутная, офис — не понятно, где обосновался, хорошо, хоть не в сарае, на окраине города. На приеме сидела какая-то несерьезная девица, взявшая на себя обязанности начальника.

Предкомитета женщина умная, все поняла, решили подождать.
Ждали не долго. Снова пришла разнарядка, но уже совершенно другая, из краевого комитета по образованию. Содержание и суть была прежней.
— А как же та фирмочка, где я был? — спросил начальницу.
— Мы проверили, по указанному адресу, где ты был, нет никакой фирмы, — ответила она. — Если бы поторопились, денежки уплыли в неизвестном направлении, ну а нас ожидали судебные тяжбы…
Да, картинка незавидная…

Снова поехал с бумагами, гарантийным письмом. Приехал по указанному адресу на какой-то завод с проходной, предъявил документы, прошел в офис — цех.
Почти до потолка стояли коробки с компьютерами, сновали грузчики с тележками, кипела работа. Быстро оформив документы, получил компьютеры, и поехал домой.

Теперь предстояла не менее важная работа — обучение учителей компьютерной грамотности. Информатика в школах была введена недавно, на компьютерах умели работать единицы. Пришлось самому учиться, ездить на курсы в Барнаул, а потом уже передавать знания остальным.

К слову сказать, обучение было обставлено на высоком уровне. Современные машины, оргтехника, просторные аудитории для занятий, общежитие и бесплатное питание. Здесь государство денег не жалело!Я уж молчу про то, что сколько было отмыто!

А сколько было смешных, курьезных случаев в этом процессе!
Помню, попал первый раз в группу начинающих. Состав был разношерстным: учителя всевозможных предметов, работники дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и т. д. Некоторые компьютер видели только по телевизору.

Начинали с азов. Учили, что такое мышь, монитор, клавиатура.
Преподаватель говорит: «Возьмите мышь в правую руку, поводите по экрану монитора».
Некоторые слушатели брали мышку, подносили ее к экрану и водили по поверхности монитора, приговаривая: « А тут провод от нее мешается, как его вытащить?»

Смех и грех… чего только не увидишь в жизни! Труден гранит науки, не каждому был по зубам. Некоторые, проучившись пару дней, уезжали, приговаривая: «Нет, это не для меня! Куда лучше мел и тряпка!» Ну, что сказать — каждому свое…

Да, те компьютеры, полученные в первый раз, почти все вышли из строя после месяца работы. Сборка «Маде ин гараж»…