Как изменялась Америка

Лада Преображенская
(об Оскароносном фильме "Зеленая книга")
#Смотрим_с_Ладой@lada_preobrazhen

Как же быстро летит время! Совсем недавно я посмотрела этот фильм, и очень хотела написать отзыв. Не успела собраться, а он уже Оскара получил, главный приз! ;

Фильм о настоящей мужской дружбе, невзирая на колоссальную казалось бы разницу между ними! Мало того, что клиент этого полукриминального водителя итальянского происхождения - чернокожий американец, величайший пианист; так он ещё и гей, хотя в фильме об этом сказано вскользь и внимание на это не акцентируется. И нельзя сказать, что Тони Лип (водитель) какой-то уж слишком толерантный, невзирая на свои мафиозные связи. Ему, как говорится, палец в рот не клади. Может и по лицу, причём больно. Он и слов -то таких наверное не знает. Просто обычный деловой подход. Я тебя довожу из точки А в точку Б так, как никто не сможет, и обеспечиваю твою безопасность. А ты мне платишь, и не как простому водиле, а в несколько раз больше. Потому что это я. Если нет – то удачи, Дон Ширли. Афроамериканский пианист согласен. К тому же уж чего-чего, а денег у него достаточно. И в полном соответствии с теорией Maslow, разработавшего свою знаменитую пирамиду, пианисту хочется не только признания. Но и принятия. Мы вот уже привыкли, что Америка является образцом и авангардом толерантности; например, моя трансгендерная подруга из Вашингтона говорит, что ежели на работе её назовут по мужскому имени – у того будут большие неприятности. Дискриминация, сэр. Со всеми вытекающими. А вот в начале шестидесятых все было далеко не так. К чернокожим там относились хуже чем сейчас у нас, в России, к трансгендерам и геям. Особенно в южных штатах. И президент Kennedy, между прочим как выяснилось – личный друг этого знаменитого пианиста, очень хотел изменить свою страну. И предложил чернокожему пианисту отправиться в музыкальное турне по – что бы вы думали?! – По южным штатам! Как сейчас принято говорить, ломать стереотипы. И Ширли согласился. И хлебнул полную чашу.


… Интересно, что чувствует человек, только что сорвавший овации местного бомонда в Крутейший опере, которому на вопрос о расположение туалета указали на грязный, сколоченный из досок уличный сортир? Вежливо так, с улыбкой… Или в преддверии грандиозного новогоднего концерта, на который уже собралась вся элита округи, не пускают поужинать с тяжелой дороги в ресторан, в том же красивом здании, в котором Концертный зал. Где тебе сейчас выступать. Only for whites. С такой же знаменитой деланной американской улыбкой. А среди своих же таких же афроамериканцев ты тоже чужой. Ты выбился в люди, ты играешь для Белых богатых. И неважно, что они тебя воспринимают как элегантного клоуна, развлекающего не джазовой как все «недолюди-негры», а классической музыкой. И в итоге ты везде чужой. И среди своих, и среди чужих.

И тем более удивительно, как полукриминальный итальянец проникся к тебе человеческими дружескими чувствами. И заступался как мог... В свою очередь чернокожий музыкант по-новому осветил ему понятия добра и зла, любви и ненависти… И помог итальянцу раскрыть спрятанные за обычный мужской бравадой, где-то очень глубоко, настоящие чувства к своей действительно любимой жене.

Их дружба выплавлялось при таких температурах, из таких горнил ситуаций и эмоций, что она просто не могла не стать прочной, как высокоуглеродистая сталь.


В этом фильме есть всё. И тяжелые моменты, когда слёзы не спрашивают разрешения; и смешные, когда ты невольно хохочешь, забывая контролировать свой голос и рискуя выдать свою Гендерную идентичность окружающим; И превышение власти теми, кого во всем мире по смыслу называют одинаково – менты поганые; и элементарная человечность людей в такой же форме, просто других людей, нормальных. И мелкая гадливость коллег, и искренняя благородство совершенно посторонних…


Но самое главное, как мне кажется – это то, как менялись люди. И как с ними изменилась Америка. Глядя на этот фильм, мне очень хочется верить, что и наша страна, невзирая на средневековые зигзаги в идеологии, все-таки тоже изменится. Я на себе испытала, и как издеваются трансфобы, и как толерантно относятся разные люди, в том числе и чиновники. И я надеюсь, что рано или поздно вся государственная политика будет направлена не на угнетение людей, вся вина которых в том, что они просто родились другими, а напротив - на защиту таковых. В конце концов, с угнетения меньшинств берет начало фашизм. А демократия подразумевает право всех и каждого, в том числе и тех, кто в меньшинстве, на жизнь. На достойную жизнь. Я очень в это верю. И данный фильм – великий, по-моему, фильм – дает мне такую надежду. Посмотрите его.
_________________________________________________________

«Зеленая книга» признан фильмом года по версии Американской киноакадемии.

Эта реальная история, которая произошла в 1962 году — в эпоху некоторого смягчения расовой дискриминации в США. Американец итальянского происхождения Тони Липа был не особо образованным парнем и поэтому работал обычным вышибалой. Но в какой-то момент ему пришлось стать водителем очень известного и очень утонченного афро-американского пианиста Дона Ширли в его концертном туре по югу Америки. А чтобы оградить себя от всяких нападок местного населения, они пользовались «Зеленой книгой» — своего рода «безопасным путеводителем для чернокожих».

Режиссер Питер Фаррелли прокомментировал победу своего фильма в номинации премии «Оскар» за лучший фильм года.

Конкурентами «Зеленой книги» в одной из главных номинаций кинопремии были «Богемская рапсодия», «Рома», «Фаворитка», «Черная пантера», «Власть», «Черный клановец» и «Звезда родилась».

Фаррелли, получив статуэтку, назвал свою картину «рассказом про любовь, про то, как мы любим друг друга, несмотря на различия между нами».