Седой сад. Деревья тоже слышат

Татьяна Тес
   

    Осталось только Богу молиться, чтобы спасти и вернуть былую красоту деревьям. Весна в тот год выдалась жаркая, сухая. Ни дождинки. Для проселочных дорог хорошо, а вот для сада — плохо.

     В один из дней, утром, выглянув в окно, чтобы полюбоваться цветущей сливой, большим, размашистым деревом в глубине сада, я опешила.
- Что это? Дети, смотрите! Это снег?
- Нет, - сурово ответил сын.- Мамама, это тля наше дерево оккупировала, кирдык дереву!
- Как это кирдык? Ты что такое говоришь?

    Я готова была расплакаться. С тлей на деревьях я столкнулась впервые, впрочем, это была наша первая весна в частном доме, так что таких тонкостей я и не знала. Какая-то там букашка, может съесть мое дерево?! Или это тля, или моль какая-то?!
Жуть!

    Естественно, дерево было обследовано, дана оценка масштабу катастрофы, и изучены методы борьбы с этой прожорливой вредительницей.
Гугл, естественно, в помощь был бы хорош, но, к сожалению, в то время не так сильно был развит Интернет и мы, в поисках информации, пользовались книжками и советами друг друга.

    Магазин "Садовод" снабдил меня различными растворами и порошками. Я усердно все разводила по инструкции и опрыскивала дерево, но тщетно.
Слива по-прежнему была обнесена серой вуалью.
Соседские яблони также были седые, а вдоль поселковой дороги деревья стояли голые, без единого листочка и в паутине. Картина напоминала фильм ужасов, когда планету постигла катастрофа.
Я почти уже смирилась с тем, что моя красавица слива погибнет.
И вот случайно разговорилась у колодца с бабушкой, и она дала мне два дельных совета.

- Ты табаком эту гадину, табаком, мори. Днем и ночью! И уйдет, зараза, уйдет! – поправляя косынку и протирая уголком испарину с подбородка, сказала бабушка.
Она выглядела, как все типичные бабушки. Кофточка, застегнутая на три пуговки, передник поверх всего серого наряда и цветастая косынка. И, как всегда, удивительная обувь, на размер больше, чем положено, тапки-не тапки, галоши – не галоши, а закрытые полуботинки, которые при ходьбе приходиться тащить за собой. Наверно, так удобней старушкам держаться за землю, устойчивей, да к любой грязи и слякоти всегда готовы. Не страшно, что ноги промочишь или испачкаешься.  Впрочем, не знаю, но замечала, что обувь, у старшего поколения в деревне, у всех почти такая.

    Итак, мой знаток сельской жизни, продолжила давать мне советы. Я, в свою очередь, не переставала удивляться. И в силу своего незнания, переспрашивала, от отчаяния, наверно, не стесняясь.
- Как это, табаком полить дерево?
- Собери все бычки у тех, кто курит или табак купи, залей кипятком, дай настояться и опрыскивай. Спасешь, спасешь! А еще, вокруг всех деревьев посади укроп, не жадничай, как ковром застели. Польза большая, и вредителей напугаешь, и к столу всегда зелень будет!
- Ага, сделаю! Ой, спасибо!!!!
- Потом благодарить будешь, потом, врачуй! И еще, разговаривай с ними.
- С кем?
- С деревьями, они все слышат. Теперь ты их руки и ноги, они же сами себя не смогут спасти. Помни об этом!
И бабушка направилась к своему дому, который стоял в конце поселка. От помощи донести ей ведро воды отказалась.
- Не стара я еще, чай, сама справлюсь! Руки и ноги есть. Так что я, как березка, еще живая и молодая. Эхм!
- Здоровья вам!- молвила я.
На что бабушка махнула рукой, дескать, не подхалимничай, давай, без энтих прогибов.
- Заходи в гости, там и разговоры будем разговаривать, а пока день не теряй!
И она ушла.

    В магазине я купила дешёвый табак, все курящие друзья были озадачены сбором окурков.
Заварила первое ведро табачного зелья. Настой получился очень темный и пахучий.
Купила даже «Жучок», прибор для опрыскивания.
Однако он плохо справлялся с задачей.
И тут мне пришла идея использовать веник.
Вот так веником, разбрызгивая табачный настой, каждые четыре часа, я поливала сливу.

    Поднималась по лесенке, чтобы до самых верхних ветвей достать.
Вы не поверите, но почти каждую веточку пролила, каждый листочек протерла.
День прошел, второй, третий.
Я все бегаю по участку с веником. Особенно красиво получалось на закате.  В лучах заходящего солнца, волшебно смотрелись капли, разбегающиеся от веника.

- Ты, как поп бегаешь по участку, освещаешь, что ли землю?! - увидев меня, крикнул через забор сосед.
- Ага, освещаю! Борюсь с нечистью!
- Ну, ну! А что так воняет твоя нечисть?!
- Это табак, убиваю паразитов!
- А у меня тоже их много!
- И тебе через забор полью, чтобы наверняка всех уничтожить.
Посмеялись мы еще немного. А утром смотрю, сосед с веником по участку бегает, так что ему мой рецепт тоже приглянулся.
В итоге, спасла я сливу и другие садовые растения. Хороший совет мне дала бабушка.

    Укроп я также посадила. И потом друзья удивлялись, чего это у меня вместо травы в саду укроп растет.
И действительно, польза была - всякой мошки стало меньше.
Табачным зельем я время от времени продолжала «освещать» сад и огород. Кажется, даже комаров он отпугивает.
Может, мне так казалось, но пусть будет так.

     Никаких других средств, в борьбе с садовыми вредителями, не использую, и вот уже много лет на участке нет проблем, тле и моли поставлен ультиматум - в виде оперативной и регулярной табачной дезинфекции.
А бабушка, та, что не стара еще, вскоре померла. Жаль, не удалось мне с ней чай попить и посудачить. Однако всегда вспоминаю ее добрым словом, спасибо ей за совет.

   Как все же много мудрости в народе есть, и хоть Гугл и хорошо, а живое общение лучше!
Мой сад теперь никогда не бывает седым, и пусть много ему лет, и растут там старенькие яблоньки, но чувствуя заботу, они не собираются умирать, цветут, стараются!

    Смешно, скажите вы. Однако, я частенько к ним подхожу и, погладив по коре, шепчу: " Вы молодцы, вы такие у меня красивые! Я люблю вас!"
А в ответ, они жужжат пчелками и радуют меня яблоками.



Так что, все живое чувствует заботу.

Чего и вам желаю!

Не давайте душе покрыться сединой!