Генералы. X. Судьбы... Закрыл собой командира

Александр Коваленко 5
                СЕРИЯ: ГЕНЕРАЛЫ ПОГИБШИЕ СОЛДАТСКОЙ СМЕРТЬЮ 


      ...Герои не умирают! Они навечно остаются в нашей памяти.
      Нетленна память и о мужественном генерале — Леон­тии Николаевиче Гуртьеве. 
      «Окопчик был неглубоким, мы присели, но головы оставались над землёй. Один из снарядов разорвался перед нами в десятке шагов. Писал в своих воспоминаниях советский военачальник, Герой Советского Союза, генерал-армии Александр Васильевич Горбатов. Командующий 3-й армией (1943—1945). Командующий ВДВ (1950—1954). Мне показалось, что я ранен в голову, нет это была лишь контузия. А Гуртьев приподнялся и проговорил: — «Товарищ командующий, я, кажется, убит, — и уронил голову мне на плечо. Да, он был убит. На моей гимнастёрке и фуражке осталась его кровь...».
      Так погиб герой Сталинграда, Леонтий Николаевич Гуртьев, погиб генерал, совершив подвиг солдата.
      Это была тяжелая потеря для армии. Военный совет выразил глубокое соболезнование в связи с утратой её командира, доблестного генерала, коммуниста, одного из немногих прослав­ленных защитников Сталинграда. 
      Леонтий Николаевич Гуртьев родился 2 (14) июля 1891 года в городе Шемаха  Шемахинского района Азербайджана в семье дворянина – коллежского секретаря (в официальных биографиях – отец работал лесничим, прим авт.). Русский. В 1900 году семья переехала в Прибалтику, в город Паневежис Ковенской губернии, Литва. В 1911 году Леонтий, с отличием окончив реальное училище поступил в Харьковский технологический институт. Однако через год перевёлся в Петербургский политехнический институт, но окончить его не успел. В июле 1914 года за участие в рабочей демонстрации был арестован и 3 месяца просидел в Петропавловской крепости.
      В октябре 1914 года, сразу после освобождения, в связи с событиями на германском фронте, его мобилизовали в действующую армию. Однако, т.к. он был студент его зачислили вольноопределяющимся и направлен в запасной артиллерийский дивизион города Луги, в составе которого, вскоре, отправили на фронт, под Варшаву. В мае 1915 года окончил курсы, школы прапорщиков, Владимирского пехотного училища в Петрограде. Был направлен сначала на в запасной батальон в город Тамбов, а затем с маршевой ротой – на фронт в 193-й Свияжский полк 49-й пехотной дивизии. Осенью 1915 года попал в плен, прошёл несколько лагерей для военнопленных в Австро-Венгрии. Осенью 1918 года, когда в Венгрии началась революция и все пленные были освобождены. 
      Вернувшись в Россию, Гуртьев приехал в город Ковров. Там, спасаясь от войны, проживали его родные – мать и жена с сыном. С ноября по июнь 1919 г. он работал по найму статистом в отделе труда и сельскохозяйственным техником земельного отдела города.
      В июне 1919 года после не долгих раздумий, добровольно вступает  в ряды вооружённых защитников молодой республики Советов. В составе Красной  Армии, участвует в  Гражданской войне. Воевал на Царицынском фронте, командовал взводом, ротой, батальоном. В 1920 году в должности комбата участвовал в ликвидации банды Улагая в станицах   Вёшенской и Миллерово. В 1921 году участвовал в боях в Грузии.
      В 1929 году после успешного окончания курсов «Выстрел». Назначается: с 1931 по 1936гг. командиром 95-го стрелкового полка 32-й стрелковой дивизии;
помощником начальника штаба 18-й, а позже 51-й стрелковых дивизий. Член ВКП(б) с 1931 года.
      Особняком, в военной биографии Леонтия Николаевича, значится Западная Сибирь. В мае 1936 года майора Гуртьева Л.Н. направляют на службу в город Омск на должность начальника учебного отдела Объединённой военной школы им. Фрунзе М.В. (с 1937 года - Омское военно-пехотное училище им. Фрунзе прим авт.). В августе 1939 года назначается начальником школы, там же и встретил начало Великой Отечественной войны. 
      В марте 1942 года полковник Гуртьев Л.Н. на базе, возглавляемого им военного учебного заведения сформировал 308-ю стрелковую дивизию.
После формирования дивизию отправили с Саратовскую область, где учили молодых бойцов стрелять из винтовок, ползать, бросать гранаты, рыть окопы. Фактически всё лето 1942 года шла подготовка дивизии по боевому слаживанию.Много сил, опыта, знаний отдал (теперь уже комдив прим авт.) Л.Н. Гуртьев для боевого обучения воинского коллектива. Он, опытный воин, понимал, как ни тяжела учёба, война будет намного тяжелее. Дивизия успешно прошла проверку комиссии из Москвы. Теперь предстояла проверка в бою.
19 августа 1942 года дивизия отбыла на Сталинградский фронт. «Шли форсированным маршем, более 200 км. прошли за двое суток. Шли в условиях нестерпимой жары подвергались налётам вражеской авиации. Боевое крещение сибиряков под Котлубанью проходило в крайне тяжёлых условиях знойной жары, на открытой местности, нужно было захватить вражеские хорошо укреплённые высоты. Они представляли собой мощные узлы артиллерии, танков и авиации. Десять дней длились ожесточённые бои за высоты». В них закалялись и рождались герои дивизии. За месяц, последующих кровопролитных боёв, воины дивизии уничтожили двадцать тысяч гитлеровских солдат и офицеров, сто сорок три танка, около ста артиллерийских и миномётных батарей, тридцать семь противотанковых орудий, несколько самолётов, сорок один тяжёлый пулемёт, пятьдесят три автомашины с войсками и грузами.
      За «... героические подвиги бойцов и командиров Красной Армии...» - дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а её отважному командиру полковнику Гуртьеву Л.Н. в канун нового года было присвоено воинское звание «генерал-майор» (07.12.1942).
      Погиб геройский комдив,  в бою у дер. Калиновка, Орловского района Орловской области, 3 августа 1943г.
      В этот, свой последний, день, генерал Гуртьев как обычно, управлял боем со своего наблюдательного пункта, когда там неожиданно появился командующий 3-й армией генерал-лейтенант Горбатов А.В. Комдив и командарм лишь успели пожать друг другу руки, как по высоте ударили вражеские миномёты. Гуртьев попросил командарма  спуститься в окоп. Но в тот же миг над их головами раздался свист мины. Широко раскинув руки, генерал-майор Гуртьев Л.Н. заслонил своим телом командарма, втолкнул его в окоп. Однако, сам — получив не совместимое с жизнью ранение, погиб…
      Утром 5 августа 1943 года город Орёл был освобождён и тело отважного генерала было предано земле в этом городе, в сквере «Братские могилы». Там же установлен па­мятник, именем отважного  комдива названа одна из улиц города. было генералу всего 52 года.
      Командиру 308-й стрелковой дивизии (3-я ар­мия, Брянский фронт) генерал-майору Гуртьеву Леонтию Николаевичу: — «За мужество и храбрость» — Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмерт­но). Был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями. 
      Казалось бы самая заурядная биография и судьба, но это ни как не соотносится к характеристике и поступкам комдива ГУРТЬЕВА...
      Это был человек необыкновенной судьбы. Биография его была бурной, насыщенной переломными событиями, в которой нашли отражение время войн и революций, заключение в Петропавловскую крепость, штыковые атаки Первой мировой и германский плен. И это далеко неполный перечень ярких событий биографии героя, круто изменивших жизнь и судьбу. На его глазах прошла история первых десятилетий нашей Ро­дины. Он был одним из её созидателей и защитников. Его подвиг - это цепь логически связанных событий, закаливших характер ЧЕЛОВЕКА..
      Закрыть командира своим телом – подвиг?
      Безусловно! Но самопожертвование не входит в обязанности командира дивизии. Не воинский долг выполнял Леонтий Николаевич, но человеческий; не положениями Уставов он руководствовался, но нравственным инстинктом. А иначе он не мог...
      Вот, и поэтому, Ле­онтий Николаевич Гуртьев, приказ сформировать 308-ю стрелковую дивизию,  воспринял, здраво и адекватно, и подошёл к его выполнению профессионально, с глубоким знанием своего ремесла.  Неслучайно,  костяком нового боевого формирования, стали воины-сибиряки, люди здоровые, бесстрашные, хозяйственные, рассудительные. Мужественно и стойко сражались они на полях Великой войны.
      Ветераны 308-й стрелковой дивизии часто говаривали: «Гене­рал Гуртьев был в нашем строю, когда мы брали Орел, он дошёл с нами и до Эльбы...».
      За особые заслуги 308-я дивизия была переимено­вана в 120-ю гвардейскую стрелковую дивизию, полу­чила наименование «Рогачёвская» и награждена орде­нами Красного Знамени, Суворова и Кутузова, удосто­ена имени Верховного Совета Белорусской ССР.
      Никогда не забудут воины - «РОГАЧЁВЦЫ»,  студёный и вет­реный день 28 января 1944 года, когда командующий 3-й армией генерал  А. В. Горбатов вручал, овеянной боевой славой, дивизии гвардейское знамя. В тот момент все обратили внимание, что на нём не зимний, а летний головной убор.
      Генерал  А. В. Горбатов ска­зал:
      — Товарищи гвардейцы! Вручая вам гвардейское зна­мя, я хочу замолвить доброе слово о Герое Советского Союза генерале Леонтии Николаевиче Гуртьеве, вашем первом командире, под руководством которого вы завое­вали гвардейское знамя.
      И все увидели: командующий снял фуражку и под­нял её над головой.
 — На этой фуражке, — с волнением произнёс он, — кровь генерала Гуртьева. Он умер на моих руках в па­мятном бою под Орлом.
      Строй притих, воины с трудом сдерживали слёзы. Командующий развернул перед строем гвардейское зна­мя с изображением великого Ленина и вручил его си­бирякам. 
      «Героизм стал бытом, героизм стал стилем дивизии, героизм сделался будничной, каждодневной привычкой. Героизм всюду и во всём....»  - писал в очерке «Направление главного удара», Василий Гроссман.
           И В ЭТОМ БЫЛА ЗАСЛУГА ЕЁ КОМАНДИРА, ЧЕЛОВЕКА НЕОБЫКНОВЕННОЙ СУДЬБЫ,
                ГЕНЕРАЛА  ГУРТЬЕВА.