Ляна

Аля Хатько
       Я люблю приходить на поле, когда цветёт лён. Это зрелищё неповторимо. И если кто-то хоть однажды побывал на этом поле, тот будет приходить сюда ещё и ещё раз. И вот оно передо мной расстилается голубым морем. Много песен сложено об этом необычайном растении. Ведь один цветок льна радует нас только пять-шесть часов, а потом лепестки бледнеют и осыпаются. Но на смену ему приходит второй, третий, четвертый. И при малейшем дуновении ветерка создаётся впечатление, что это волны на море бегут, бегут.
Остановлюсь я на поле
Присяду, лён примну.
И спрячу очень грустные
Глаза свои во льну.
Слезу, заметив горькую
Меня ленок простит.
И может быть по-девичьи
Со мною загрустит…
Лён,лён,лён..
Кругом цветущий лён….
                И мне вспомнилась сказка, или быль…..А рассказала мне её моя мамочка. Ох, как же, оказывается, это было давно, а я всё помню дословно, как будто вчера мы с ней зашли на такое вот голубоглазое поле и остановились у края. Светило солнце и ветерок гонял по нему волны. Мы присели. Мама взяла меня к себе на колени и заговорила тихим голосом. А в нём было столько грусти! Мне показалось, что слеза скатилась на мою белокурую головку. Хотя….может это теперь разыгралось моё воображение…..
                -Давно это было. Очень давно. Наши земли были отданы, согласно Рижскому мирному соглашению 1921 года под Польшу. И понаехали к нам польские паны, им были отданы самые лучшие земли. Обучение в школах проводилось платно, и так же на польском языке. Делалось все, чтобы искоренить нашу, белорусскую культуру. Многие люди уехали, покинули свою родину. Но многие остались батрачить на этих самых панов. Основное время у людей было занято на то, чтобы создавать власть имущим все блага. На себя оставалось мало времени. Земли крестьянам выделялись самые плохие. Иногда приходилось раскорчёвывать заросли кустарников. И всё это вручную. Тракторов тогда не было. Да и лошадь была не у каждого.


               Жил в этих краях Степан со своей семьёй. Он работал у пана Гвоздовского конюхом.
Пан ценил этого тихого уравновешенного работника. Любил крестьянин лошадей очень.
Дома его всегда ждала любящая жена и красавица дочка Меланья. Дочери шестнадцатый год шёл. Степан был статным, красивым мужчиной, а жена его Стёша и вообще красавица. Ну, а о дочери и говорить не приходилось. Она вобрала в себя отцовскую, материнскую и какую-то свою, ни с чем несравнимую красоту. Был у них свой клочок земли. И часть её было занято таким вот растением, которое называется лён.
-Мама, а зачем лён надо было сажать? спрашивала я.
Мама улыбалась и отвечала мне:
-Не сажать, а сеять. Из него, изо льна делали, да и теперь делают материал, который идёт на пошив одежды, на постельные принадлежности. Я успокаивалась и слушала дальше.

           -Любила Меланьюшка приходить вот на такое цветущее поле, она любовалась им, а ещё девушка очень хорошо рисовала. Сядет, бывала перед этой красотой и рисует, рисует. Только красок у неё не было, да и бумага плохая, клочки какие-то. Однажды за этим занятием девушку застал сын панский, Станислав, который также любил прогуляться по полям. Он на лето приезжал из Варшавы погостить у родителей. Панич был очарован красотой девушки. Глаза у Меланьи были огромные, голубые, а в них отражалось вся глубина летнего неба. Волосы пшеничного цвета, заплетённые в тугую косу, лежали на прекрасной девичьей груди.
   Застеснявшись, хотела спрятать рисунок за спину. Но Станислав успел перехватить клочок бумаги. Он был изумлён талантом девушки..
-Чья ты такая будешь?с интересом спросил панич.
-Степана, конюха дочь, робко ответила девушка.
-А почему ты не рисуешь красками свою картину?
-Нет у меня их. Уже смелее ответила Меланья.
-А ты приходи сюда завтра, я подарю тебе краски.
-Спасибо, мне не нужны они. У нас нет денег, чтобы заплатить Вам, смущенно ответила девушка.

     Ничего не ответил Станислав. Ушёл не оглядываясь. А Меланья ещё долго сидела, опустив голову. Запал красивый панич в душу, очень запал.

                На следующий день Станислав пришёл на это место. В руках у него был свёрток. Долго ждал. Но Меланья не пришла. Не пришла она и на следующий день. Вскоре отец дома рассказал, что панич уехал в Варшаву. И тогда она побежала  на своё излюбленное место. Упала в это цветущее голубое море и горько заплакала. Её посетила первая девичья любовь. Она видела, как Станислав приходил сюда. Спрятавшись, наблюдала за ним, но не смела показаться на глаза. Да и зачем? Он же панич, а она только дочь его слуги.


…….Горько плакала девушка. А по полю шла, словно плыла вторая девушка-красавица. На голове у неё веночек из цветков голубых, льняных. Подошла к Меланье, тронула за косу и сказала:
-Не плачь, подружка! За своё счастье надо бороться. Я научу тебя этому. Знай, что лён обладает колдовской силой. Только силушку эту надо извлечь из него.
Встрепенулась Меланья, осветилось личико радостной улыбкой.
-А зовут то тебя как? спросила смело, глядя в небесного цвета глаза
-Зовут меня Ляна, сказала девушка.
Так вот, Меланьюшка, ежедневно приходи на это поле до тех пор, пока оно цветёт. Обходи его вокруг три раза и приговаривай:
- Расти ленок высоким и волокнистым! Но ты сама должна его, своими руками довести до такого состояния, когда сможешь сшить из него платье белоснежное. И когда ты наденешь это платье, все твои желания непременно сбудутся. Сказала так Ляна и исчезла. Вытерла Меланья глазки и ушла домой. Ежедневно выполняла наказ незнакомой феи.
.
                А лён вырос густым, волокнистым. Пришла пора убирать его. Пока отец занимался у пана лошадьми, мать с дочкой вытеребили ленок, связали в снопы и поставили сушиться. Через некоторое время обмолотили. Семена очистили и оставили до следующего года на посев. Теперь пришла пора разостлать лён на лугу, чтобы волокно у него окрепло и могло легко отделиться. Через месяц лён  из зелёного стал тёмным. Значит вылежался. Теперь его надо поднять, связать в снопы и высушить. Потом отец свёз снопы в сарай, чтобы дождь не промочил их. Зимой, в специальной сушилке лён  просушили, и начался процесс отделения луба от волокна, мять лён называлось сие действо. У девушки от работы руки загрубели, потрескались.
-Как у тебя, мамочка? спросила я.
Мама удивлённо посмотрела на меня.
-Надо же, какая глазастая! Заметила! с улыбкой сказала мама и погладила своей рукой мою головку, и продолжала свою сказку.

       -Зимой Меланья пряла пряжу, а затем ткала полотно. Когда пришла весна, это полотно носила девушка на луг, расстилала, чтобы росы промочили его хорошенько. Затем солнышко сушила и отбеливало его. И вот, наконец, полотно готово! Какое же оно было красивое! Тонкое, как шелк и белое, как снег. Девушка гордилась своей работой. И сшила своими руками из этой льняной ткани девушка платье белое, и вышила на груди и на рукавах чудесные голубые цветы, которые был как живые. Как будто лён только что зацвёл.

                Надела Меланья платье и в нём пошла в поле, где уже цвёл новый лён. Думала девушка, что увидит снова прекрасную фею, которая назвала себя Ляной. Однако в поле никого не было. Прикрыла красавица глаза и представила, что плывёт она по синему-синему морю, в далёкие края, чтобы выучится там на художника, чтобы могла во всей красе показывать людям. как же красива её родная земля и какие здесь живут трудолюбивые люди.


                Кто-то тихонько тронул её за плечи. Открыла глаза Меланья и застыла от удивления. Перед нею стоял панич и улыбался.
-Вот и нашёл я тебя краса-девица! Теперь никуда от меня не денешься! сказал парень и увёл с поля  прямо к отцу своему.

     -Вот, отец, я нашёл невесту себе. Эта та девушка, которая снилась мне по ночам, которая весь год не давала мне покоя. Благослови нас отец!
Отец, хоть и паном был, но понял, что краше девушки для своего Станислава он  не найдёт.

  Свадьбу сыграли знатную. И присутствовала на той свадьбе незнакомая никому девушка с веночком из  льняных цветочков на голове. Только знала Меланьюшка, что это Ляна.
-А что было потом? С нетерпением спросила я у мамы.
А потом увёз Станислав Меланью в далёкие края, где выучилась на художника. И жили они долго и счастливо.
-Ох, какая красивая сказка, с улыбкой сказала я.
-Да! Ответила мама.
-Если невзирая ни на какие трудности  идти к цели, то любая мечта, какой бы сложной она не была, она обязательно исполниться. Обязательно! Запомни это, девочка моя!

               И вот спустя годы, я стою на таком же льняном поле и вспоминаю сказку моей мамы и слова, что любая мечта исполнится, Только её надо заслужить своим трудом.