Таран

Николай Панков 2
       События в Чехословакии в 1968 году  развивались в два этапа:
      1. Совместные манёвры стран - участниц Варшавского Договора на территории  ЧССР (Чехословацкой Социалистической Республики) в мае – июле 1968г., под названием «Влтава». Участвовали военнослужащие: СССР, НРБ (Народной Республики Болгарии), ВНР (Венгерской Народной Республики, ГДР (Германской Демократической Республики), ПНР (Польской Народной Республики) и ЧССР.
      2. Операция «Морава», там же, с 21 августа 1968 г.
      Задачей 1-го этапа было оказание помощи  чехословацкому народу и Президенту – Людвигу Свобода в защите социализма от попыток антисоциалистических сил, изменить политический строй.
На Первом этапе (мы входили в Чехословакию с севера, из Дрездена) маршрут был известен со времён Отечественной войны: в 1945г. по нему прошли 3 танковые бригады 61-я,62-я, и 63-я для освобождения Праги: Альтенбург - Дуби - Мост - Хомутов – Подборжаны – Западная часть страны.
      На всём пути движения, военных с восторгом встречало население, люди приветственно махали руками, шляпами, платками, несли к машинам цветы, воду, молоко и пивко. Всё это напоминало некий народный праздник.
       Нами был развернут в полевых условиях МППГ (Многопрофильный Полевой Подвижной Госпиталь). Время проходило в отработке поступающих задач, а в свободные дни в поездках в Карловы Вары, в Прагу. Организовывались встречи с военными других стран. В конце июля поступил приказ о возвращении в места постоянного расположения.               
       Но начавшееся «брожение» в определённых слоях населения Чехословакии, усиленно поддерживаемое Западом, набирало силу, угрожало существующему порядку в Чехословакии, и её государственности, что вынудило Правительство страны обратиться к  странам Варшавского Договора с просьбой о помощи.
       21 августа 1968 г. начался второй этап манёвров – «Операция Морава». На этот раз обстановка очень изменилась: если и  встречались  местные, то восторгов уже не было,   люди просто шли по своим делам. Более того, порой встречались враждебно настроенные толпы, подчас ведущие себя даже агрессивно.
      Особенно доставалось одиночным военным (идущим  по делам или регулировщикам движения): над ними издевались, на них нападали, иногда избивали, а иной раз стреляли в них из-за угла.
      Были и другие проявления враждебности: к нам в госпиталь были доставлены водитель и старший санитарного УАЗа – майор мед/службы Хируг, машина которых на трассе была оттеснена чешской «Татрой» к обрыву и упала вниз. Врач в пути дремал, потому получил в результате падения травмы, несовместимые с жизнью. А водитель, крепко державший руль – умеренные повреждения.
Таранившая же  УАЗик «Татра» - скрылась.