Рождественская история

Никита Глазунов
Действующие лица:

Чтец

Молодой Томас Вайет

Старый Томас Вайет

Эмма

Служанка Сидни

Дети Томаса и Эммы

Хор

Голоса за сценой

-в зале темно-

Чтец: Хотите, я расскажу вам одну грустную историю? Хотя… может, и не грустную. Может, и не одну. Да, я поведаю вам две истории жизни одного и того же человека!

- играет средневековый романс (15-20 сек) –

Чтец: История берет свое начало несколько десятков лет назад, когда юный Том Вайет еще был студентом старого университета в нашем городке.    То было время оглушительной, кипящей молодости и … всепоглощающей любви (говорить с улыбкой)

- загорается свет над левой частью сцены. На скамейке сидят молодой Вайет и Эмма-

Том: О, Господи! Эмма! Как же велик мир вокруг! Какая большая и интересная жизнь ждет нас с тобой!

Эмма: «Нас»? Правда, Том?...

Том: Да о чем ты, глупая?! Конечно «нас»!

Эмма: Что нас ждет, Том? Расскажи мне. Я хочу согреться мыслями об этом. Здесь холодно…

- Том обнимает Эмму, накинув ей на плечи свою куртку, и начинает что-то оживленно рассказывать –

Чтец: И Том, рассказывал ей до первых лучей солнца о том, какие красивые у них будут дети… как хорошо им всем будет житься в доме, который он своими руками построит на берегу озера. Много… много тогда Том говорил о счастье и, кажется, они с Эммой решили, как назовут сына и дочь. И, кажется… даже были счастливы. Много воды утекло… много воды утекло…

- свет над сценой тухнет-

Чтец: Вскоре все изменилось. Не сердцем, но разумом теперь стал рисовать картину своего будущего Томас Вайет. Отец его был очень успешным юристом в конторе, где был компаньоном.

- загорается свет на сцене. Вайет в брюках и рубашке, затягивает галстук, у ног стоит портфель-

Чтец: Том очень надеялся, что, поработав несколько лет в конторе отца, сможет заняться частной практикой, а еще позже – открыть свою адвокатсткую контору.

Том: Томас Вайет – лучший специалист по разводам! Не знаете, как выгодно развестись? Спросите у Тома Вайета! Томас Вайет – развод, которого вы не заметите! (берет портфель и, весело помахивая им и бубня под нос, уходит) …Томас Вайет! Да!... Томас Вайет…

- свет тухнет-

Чтец: Про Эмму больше никто ничего конкретного не слышал. Ходили разные слухи… Говорили, что, когда Том ушел от нее, от горя юная Эмма сбросилась с моста в реку и утонула. Кто-то узнал ее в одной из пациенток местного дома скорби.Родители ее практически сразу после расставания уехали из городка и, будем надеяться,  забрали живую и здоровую Эмму с собой.

Одно я знаю точно – ни следа не осталось от той любви. И никто бы о ней не вспомнил, если бы не история, которая приключилась с уже старым Томасом Вайетом в Рождественскую ночь… (Рождественскую ночь - читать волшебным голосом, предвкушающим нечто необычное)

- Загорается свет. На сцене старый Вайет в домашнем халате за праздничным столом-

Томас: Сидни! Си-и-идни!

- вбегает служанка Сидни –

Сидни: да, Мистер Вайет

Томас: Принеси мне мой праздничный ужин и убирайся из дома! Я хочу побыть один.

Сидни: Но, мистер Вайет! Врач запретил оставлять вас одного хоть на минутку. Вы стали совсем плохи сердцем.

Томас: Сидни! (весь трясется от злости и немощи) Не заставляй меня повышать голос. Иначе тебя засудят и признают виновной в моей смерти…

Сидни: Простите, мистер Ва…

Томас: …а тебе всего девятнадцать лет. Так что давай, давай (машет рукой, торопит, выгоняет)

- Сидни приносит ужин и уходит – 

Томас: …всего девятнадцать лет…

- Вайет берется за ужин, медленно, с трудом разрезая мясо на тарелке, с трудом пережевывая его –

Томас: …еда стала совсем безвкусна. Все стало блеклым. Пелена покрывает мои глаза. Пелена покрыла мою жизнь. Пелена…

В пелене нет смысла.

Нет смысла в работе. В этом доме. Ни в чем нет смысла. Жизнь дана нам для мучения. Стоит только добиться того, чего ты хочешь, чего вожделеешь и сходишь с ума, как это сразу вызывает отвращение.

Я ненавижу свою работу. И тех молодых наглецов, что работают на меня. И моих идиотов-клиентов.

- за сценой раздаются голоса-

- Я ненавижу своего мужа!

- Избавьте меня от этой истерички!

- Я хочу отобрать у него все!

- Вышвырните ее на улицу!

- Мы хотим развестись! Мы хотим развестись! Хотим развестись! Хотим развестись! Развод! Развод! Развод!

Томас: Хватит! Хватит…

За что мне все это? Неужели я не заслужил хоть капельку счастья в своей жизни? Ведь я всю жизнь работал, чтобы БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Всю жизнь работал. Работал, работал… (вздыхает) ты всю жизнь работал, старый дурак! Когда тебе быть счастливым? Что ты помнишь, кроме этих озлобленных друг на друга лиц? Кроме семей, которые ты добил, вместо того, чтобы восстановить…

…Эмма… Эмма… где-то ты была у меня… (встает из-за стола и ищет в ящике фотографию) Куда же…. Ах, вот!

- Вайет стоит с фотографией в руках. Играет средневековый романс (15-20 сек) –

Томас: Ты должна была быть здесь, со мной. Я… я должен был. Я.

Господи, дайскорей умереть с мыслями о ней. Сегодня праздник, подари мне такую смерть, Господи. Я прожил бессмысленную жизнь. Я не воспользовался этим даром, данным мне. Пожалуйста, Господи, смилуйся над дураком!

- свет гаснет-

Чтец: Ничего и никогда не хотел так Томас Вайет, как умереть в ту Рождественскую ночь с мыслями о брошенной им когда-то любимой Эмме.

И вот, что приснилось старику…

- Загорается свет. На колях стоят и молятся молодой Вайет, Эмма и двое детей. Напротив них свечи. Хор поет нечто Рождественское около 3 минут. Свет гаснет – 

Чтец: на следующий день старика Вайета нашли мертвым у себя в кровати. Со светлым лицом и старой фотографией молодой девушки в руках.

Конец.