Разговор

Николай Хасин
Произведение сие,для чтецов зело внимательных и умом быстрых.




 В старомодно обставленной комнате с ковром на полу,с пыльным запахом устоявшегося быта полумрак ,за окошком,упругая чернота летней ночи, терракотовый абажур с бахромой, низко спустился над круглым столом,освещая его,на нем, никак не укрытым,пепельница с обилием окурков , возле стоят два обитых тканью стула.В глубине комнаты,по стене ,угадываются массивные квадраты книжных шкафов,в правом углу ростовое псише, тикают часы на стене.
На стуле сидит откинувшись на спинку человек ,одна рука вытянулась по столу,на развернутой ладони другой,согнутой и упертой локтем в стол, положена его голова.
По комнате ходит еще человек-философ,в круг света выпадает только  фигура иногда ,руки его помещены в карманы брюк , переливается уголек зажженной ,зажатой зубами сигареты, прыгающей,когда он говорит ,когда он подходит к столу ,к пепельнице,видно губы,цвета сырого мяса,целиком же лица  не видать.По комнате гуляет табачный дым.


От стола льется голос
-Человека,личности из меня не сложилось,как то так вышло,что человека то и не вышло.Вся моя жизнь подобна сну Обломова.Ни что не занимает меня,ни чего мне не интересно,а если что  вдруг и тянет,так попытки заняться этим не дают результата,я вышел бракованным каким то ,что ли,я чувствую себя наблюдателем,я наблюдаю ,с ужасом,как жизнь несется к тризне и все быстрее с каждым днем и быстрее.Я зритель жизни.
-Это зря вы так,-говорил философ,бродя по темной части комнаты,-каждый занимает то положение,что ему предначертано,стало быть ,вы его и занимаете,не стоит корить судьбу и Бога за жребий.Подумайте,ведь есть множество людей вокруг ,знакомых и тех кого вы не знаете,которым гораздо горше вашего.Есть люди больные,инвалиды,есть другие претерпевшие всякие страдания ,так ,что по моему разумению ,ваше положение,то есть то положение,что вы занимаете в жизни и в обществе ни так уж и плохо.
Философ оправил сползший ,накинутый на плечи джемпер и все ходил  по комнате,исчезая в ее темной части и снова выплывая в  свет.
-Но,понимаете,говорил человек за столом,я живу в дискомфорте, зажатый в душные тиски между тем,чего желаю и тем,что на самом деле есть,я не испытываю всей жизни,какую вижу у других людей и по иному не могу себя оценить,человек ведь есть -мыслящий орган природы и я с этим согласен.
-О,не плохо,это вы сами?,-спросил философ,остановившись и с любопытством посмотрев на собеседника.
-Нет,Горький сказал,ответил тот.Мне не знакома любовь женщины,теплые,нежные,женские руки,я ни разу не ощутил их на коже,помню только мамины,меня всегда окружали меркантильные и наверное злые,я от многого,да почти от всего отказался,пеняя на то ,что вот сейчас то можно пожертвовать тем и этим,потом догоню,это такая ,отложенная на завтра жизнь,но ведь не я виновник этого,всегда,когда я сносил свою жизнь на чердак,до завтра,до следующей недели,на следующий год,всегда были важные причины и причины эти были другими людьми.
-Вы,-сказал философ,- себя представляете Исааком на жертвенном камне.
Самая большая проблема ваша в том,-продолжил философ,-что будучи натурой тонко настроенной,начитавшись Флоберов,Чеховых и Достоевских,вы слишком глубоко встроили их в себя,будьте реалистом,мир вокруг ,грубее и алчней ,а жизнь,увы коротка Не ждите чуда,которого вы очевидно романтически ждете,жизнь не ожидание его,жизнь это - труд.
-Я не мастер эристики,возможно,вы правы,но,я не могу,не умею иначе,я чувствую мир так,как чувствую ,откликнулись от стола,а романы Флобера считаю глупыми, между прочим.
-Знаете,-философ остановился у стола,искрилась в свете белая рубашка и пуговицы,-вы живете не для себя,вам назначение жить для других,для своих детей ,вообще для людей вокруг,жизнь ваша и дана вам,что бы сделать других счастливыми,это ваш крест,а вы словно Офелия заламываете руки ,не понимая того,что в этом и есть оно самое-суть вашего бытия.
Собеседник,ерошил рукою волосы уставившись  в стол, поднял вдруг порывисто голову с намерением сказать ,но ни кого не было,дрожало зеркало в углу,в нем рябило отражение пустой комнаты,сигарета в пепельнице истлела и погасла ,трубочка пепла переломилась пополам, тикали и тикали часы.