Зеленодольская улица - еще один гагаринский адрес

Алла Жданова
 

     Находкой это можно назвать условно - с 1997 года в карачаровской библиотеке лежит рукописный перевод с французского - потомки Григория Григорьевича Гагарина оставили после своего визита список адресов, которые они планировали посетить в России. В Бельгии, в Брюсселе, Мигель Кардон де Лихтбуер, потомок князя-художника с 14-летнего (!) возраста готовил к изданию книгу "1000 лет рода Гагариных". Поездка в Россию  была одним из  подготовительных моментов к изданию.В Россию приезжал Adelin Cardon de Lichtbuer. В списке адресов, намеченных для посещения значились: усадьба КАРАЧАРОВО на Волге и два адреса в Москве - ПЛОТНИКОВ ПЕРЕУЛОК 9   и ул.ЗЕЛЕНОДОЛЬСКАЯ 11.
    О КАРАЧАРОВСКОЙ УСАДЬБЕ много писала -собственно  с нее и началось мое увлечение гагаринской темой;  ПЛОТНИКОВУ ПЕРЕУЛКУ в Москве в новом издании книги посвятила целую главу, а вот адрес на ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОЙ так и оставался  двадцать два года только записью в библиотеке, где все это бережно хранится в обыкновенной  канцелярской папочке с тесемками.
    Наконец, в солнечный майский день нынешнего года отправилась по этому адресу. Предварительно пыталась  узнать номер телефона указанной квартиры, чтобы  договориться о встрече и вообще получить какую-нибудь информацию - все-таки прошло целых 22 года! Номер телефона нашла в старых справочниках, он был семизначный, как это было раньше. Перевела в новый формат, позвонила, на что получила ответ, что данный номер не используется, но существует и я могу его оформить как свой.
 
     И вот я у дома 11 на Зеленодольской. Надо же попасть в дом, а как это сделать? На дверях кодовые замки, естественно.Пришлось ждать, пока кто-нибудь не войдет в подъезд  или не выйдет из него.
   Дождалась - вышла женщина с ребенком, я и просочилась! Поднялась на восьмой этаж. Металлическая дверь перед тамбуром на четыре квартиры слева и то же самое направо.Восемь квартир на этаже. С волнением нажимаю на кнопку звонка нужной мне квартиры - тишина.Начала поочередно звонить во все соседние квартиры - то же самое. Да и понятно, рабочий день.
    Вдруг-старческий женский голос  за дверью осведомился, кто и зачем7
    Сбивчиво объяснила.
    Дверь мне не открыли - разговор был при закрытой двери. Ну и то сказать - времена такие сейчас, я бы тоже не открыла, будь я в квартире одна.  И вопросы мои могли показаться со стороны странными и подозрительными:"Кто живет в соседней квартире? Где хозяева?" и так далее..
    Все-таки я везучая - за дверью был человек, который знал многое.
    Ответ был таков: сейчас в интересующей меня квартире никто не живет. А проживала здесь  ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА ГАГАРИНА. Как добавили мне из-за двери, она давно умерла. (Потом я выяснила - ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА ГАГАРИНА умерла в 1999 году, так что родственники из Брюсселя могли бы еще застать ее живой, ей в 1997 году было 79 лет).  Голос невидимой собеседницы добавил, что из Брюсселя в конце девяностых к Ирине Константиновне никто не приезжал, но вот из Великобритании, из Уэллса она получила  какое-то наследство от ...ГРИГОРИЯ ГАГАРИНА(!!!)
   Отошла от двери ошеломленная! Знала, что в Великобритании, в Уэллсе жил и скончался в 1996 году  ГРИГОРИЙ БОРИСОВИЧ ГАГАРИН, отец современного Григория Григорьевича Гагарина,с 2008 по 2014 год возглавлявшего Российское дворянство. Летом прошлого года  мы организовали его поездку в Карачарово, где он впервые побывал на могиле своего выдающегося предка.
   Вернулась к гагаринской родословной: ИРИНА КОНСТАНИНОВНА, княжна ГАГАРИНА, приходилась двоюродной сестрой ГРИГОРИЮ БОРИСОВИЧУ. (Отец Григория Борисовича - БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ГАГАРИН был родным братом КОНСТАНТИНА ВЛАДИМИРОВИЧА ГАГАРИНА, отца ИРИНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ).
    Следовательно, современному Григорию Григорьевичу, с которым мы знакомы, ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА была двоюродной теткой.
     А все они - И ИРИНА КОНСТАНИНОВНА, и МИГЕЛЬ КАРДОН ДЕ ЛИХТБУЕР, и  наш современник ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ГАГАРИН  в пятом, шестом поколениях (с преломлением  по женской линии , когда ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА, старшая дочь князя-художника вышла замуж за БОРИСА ВЛАДИМИРОВИЧА ГАГАРИНА,далекого родственника,однофамильца- ей даже фамилию не пришлось менять)  являются  потомками "НАШЕГО КНЯЗЯ" - ГРИГОРИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА ГАГАРИНА,художника, общественного деятеля, генерал-майора,обергофмейстера, вице-президента императорской Академии художеств.друг А.С.Пушкина и М.Б.Лермонтова.
     А вклад Г.Г.ГАГАРИНА в укреплении православной веры в России и за ее пределами трудно переоценить - настолько он велик.

   Последний  (?) штрих к истории. Позвонил Григорий Григорьевич Гагарин,(вернулся из Палестины), я ему рассказала о своем походе на Зеленодольскую."Это моя двоюродная тетя!Когда бывал в Москве, я останавливался  у Ирины Константиновны".То есть можно было все узнать у него об этом адресе, если бы разговор зашел раньше.Но, как выяснилось, мой визит на Зеленодольскую  не был напрасным. Мы еще кое-что обсудили с ним в связи с этим адресом, так что история не окончена!