Как советские летчики сбегали за американской мечт

Александр Щербаков 5
В истории советской военной авиации было несколько случаев, когда военный летчик улетал за границу на совершенно секретном по тем временам военном самолете.

 История 1.
6 сентября 1976 года впервые в истории советской авиации военный лётчик угнал самолёт за рубеж.

6 сентября 1976 года жители японского города Хакодате были встревожены рёвом двигателей военного самолёта, который совершал круги над местным аэропортом.
Лётчик, оценив обстановку, пошёл на посадку. Самолёту не хватило полосы — он выкатился за её пределы и, сбив две антенны, остановился.
Приблизившиеся к нему полицейские и работники аэропорта были шокированы — на крыльях боевой машины красовались красные звёзды.
Пилот, выскочивший из кабины, стал размахивать пистолетом и требовать, чтобы все отошли от самолёта. Спустя некоторое время он сменил гнев на милость и объявил, что намерен попросить политического убежища.

Между тем службы ПВО Японии искали русский самолёт, который вторгся в воздушное пространство страны, ушёл от перехватчиков и скрылся. Поиски были прерваны звонком из Хакодате: русский самолёт приземлился у нас!
Никогда до того момента советский лётчик не угонял за рубеж боевой самолёт. В данном же случае речь шла не просто о самолёте, а о высотном истребителе-перехватчике МиГ-25П, носившем по натовской классификации романтичное название «Летучая лисица». На Западе этому самолёту приписывались уникальные характеристики, проверить, которые, однако, не было возможности, поскольку Советский Союз тщательно оберегал свои секреты.

Похоже, японцы не знали, что делать с «подарком» Беленко. Только 8 сентября полиция (!!). а не местное отделение госбезопасности официально попросило исследовать самолет на предмет наличия взрывных устройств. Между тем Советский Союз требовал немедленной выдачи летчика и возвращения самолета.
Хитроумные японцы, конечно, не собирались отдавать МиГ, основательно по нему не полазав, и уж тем более не думали отдавать Беленко.

Оказывается, в прессе США утверждалось, что советские разведывательные самолеты МиГ-25 регулярно совершают полеты в воздушном пространстве стран НАТО.
Следом за американцами подобную информацию опубликовали некоторые английские журналы. Автор статьи во «Флайте» весьма скептически расценил возможность подобных полетов и доказывал. что сбить МиГ достаточно просто, для этого надо иметь «всего лишь» ЗРК «Ника-Геркулес» или истребитель F-14.

Статья похожего содержания появилась примерно в это же время во французском журнале «Эр эт Космос». В конечном итоге вопрос о МиГах над Западной Европой пока остается открытым. ясно одно — с военно-технической стороны этот самолет был способен летать в воздушном пространстве стран НАТО. Слишком мало было средств ПВО, способных достать МиГ-25, когда он шел на потолке с максимальной скоростью.
Шум в прессе мог быть поднят на основе реальных фактов, а мог быть и спровоцирован американцами. В марте-апреле появились публикации на тему коммунистических самолетов-шпионов. а сентябре — «живой» МиГ-25 приземлился в Японии. Вполне возможно, что статьи преследовали цель заранее оправдать необходимость угона и изучения столь опасного для стран «свободного мира» самолета.

Первоначальный осмотр самолета японцы проводили в Хакодате, но было понятно, что детально исследовать МиГ в гражданском аэропорту не получится. Решили перевезти самолет на военную авиабазу Хякари (Hyakuri), расположенную в 80 км от Токио.
Сложность была в том, что фюзеляж МиГа не помещался в японский военно-транспортный самолет С-1. «Добрые» американцы пригнали для такого дела свой С-5А. и 19 сентября 64 японских специалиста и 11 американских «экспертов», прибывших с авиабазы Райт-Паттерсон, начали подготовку МиГа к транспортировке: от самолета отстыковали крылья, кили, хвостовое оперение, сняли двигатели, слили горючее и масло.

В ночь на 24 сентября, под экскортом 14 «Фантомов» и «Старфайтеров» сил самообороны Японии, «Гэлэкси» с драгоценным грузом перелетел с гражданского аэродрома на военный. На военных аэродромах, расположенных вдоль маршрута перелета в готовности №1 находились дежурные звенья F-4J.
Предосторожности не были лишены оснований: во время перелета РЛС засекли вблизи побережья Японии несколько неопознанных объектов, которые, скорее всего, были советскими самолетами.

В Хякари МиГ-25 снова собрали и подготовили к детальным исследованиям. Летать на нем не собирались, но оставшиеся в баках после посадки 200 литров топлива позволяли провести статические испытания двигателя; 3 октября оба движка «гоняли» в течение 1 ч. 20 мин.
Из-за очень высокого расхода горючего для окончания намеченной программы «огневых» исследований ТРД пришлось добавить японского топлива. Статическая тяга каждого ТРД составила 11 т, как и полагали ранее многие западные эксперты. Затем выкаченный на летное поле МиГ-25 отсняли в оптическом и ПК спектрах с воздуха два RF-4J.
Отмечалось, что особо ценными были данные о тепловой сигнатуре советского истребителя, которые очень пригодились разработчикам головок самонаведения ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух».

Детальные исследования самолета показали, насколько сильно на Западе заблуждались в оценке его возможностей, технических характеристиках и конструкционных особенностях. Угнанный МиГ-25 оказался не многоцелевым истребителем, а узкоспециализированным высотным истребителем-перехватчиком.
Показательно — практически все обозреватели сошлись во мнении, что МиГ-25 является наиболее совершенным истребителем-перехватчиком в мире. Его РЛС, хотя и выполнена на электронно-вакуумных лампах и не имеет режима селекции целей на фоне земли, превосходит западные.

Электронное оборудование самолета довольно примитивно (один из экспертов высказался в отношении элементной базы электроники F-4 и МиГ-25 в том духе, что «это все равно, что сравнивать транзисторный приемник с граммофоном»). но общая интеграция системы управления оружием, автопилота, системы наведения с земли выполнена на уровне, по крайней мере не уступающем лучшим западным системам, разработанным в одно время с оборудованием МиГ-25.

Топливная система советского перехватчика значительно превосходит топливную систему разведчика SR-71 — единственного самолета в мире имеющего близкие к МиГ-25 летные характеристики.

Настоящим открытием стало весьма скромное использование в конструкции планера МиГа титана: поскольку на Западе принято было считать МиГ-25 «титановым» самолетом, его масса ранее значительно занижалась, зато максимальная скорость завышалась: три «Маха» МиГ, видимо, все же не развивал, на самолете Беленко красная ограничительная черта стояла на скорости М=2,8.

В целом самолет оценили как «высотный перехватчик, не имеющий себе равных, отличительными особенностями которого являются простота конструкции, ее прочность, надежность, легкость технического обслуживания и доступность пилотирования самолета летчикам не самой высокой квалификации».

Японцы были приятно удивлены радиусом действия МиГ-25: ранее считалось, что советские истребители способны долететь от Владивостока до Токио и вернуться обратно. Запас топлива во внутренних баках осуществить такой полет не позволял, а трубопроводов горючего в пилонах самолета Беленко не было — следовательно, подвесные баки нести этот МиГ-25 не мог.

Избавившись от одной головной боли, самураи заработали другую: военных поразила легкость, с которой МиГ ушел от их ПВО. Чтобы заткнуть дыры в системе противовоздушной обороны, решено было закупить в США самолеты ДРЛО Е~2С «Хокай», способные обнаруживать низколетящие цели.

Интересно отметить, что вопрос о приобретении силами самообороны «Хокаев» уже поднимался, но тогда посчитали, что имеющаяся система ПВО вполне справляется со своими задачами.
«Исследования» были закончены 5 октября.

Сказать, что в СССР болезненно переживали угон МиГ-25 — значит не сказать ничего. Все перемещения самолета в Японии, обстановка вокруг него отслеживались внимательнейшим образом, и постоянно шло давление по дипломатической линий.
22 сентября советский посол в Токио передал в МИД Японии ноту протеста, в которой выражалось недовольство позицией правительства страны восходящего солнца в отношении исследований самолета: в ноте указывалось, что если позиция Японии останется без изменений. возможно резкое ухудшение двусторонних отношений.

Дипломатические демарши сделали свое дело, и 27 сентября премьер-министр Такео Мики заявил, что самолет МиГ-25 будет возвращен СССР, но не ранее 5 октября, когда японские и американские эксперты планировали закончить свои исследования.
«Исследования» сопровождались снятием образцов материалов с чего только можно, начиная от штанги ПВД и кончая изоляцией электропроводки, поэтому о возврате самолета «домой» по воздуху не могло быть и речи. Была достигнута договоренность о возврате МиГа в СССР на борту транспортного судна.

Советские представители потребовали выплатить финансовую компенсацию за ущерб, нанесенный летательному аппарату в процессе «расследования» уголовного дела о незаконном пересечении границы. Техническое состояние самолета должны были оценить специалисты из СССР, однако японцы, хотя и согласились выплатить компенсацию, отказались допустить русских на территорию авиабазы.

Осмотр МиГа должен был быть проведен в течение светового дня, от восхода до захода солнца, на борту судна, в присутствии японских специалистов. Колонна грузовиков в ночь с 11 на 12 ноября доставила разобранный и тщательно упакованный в 13 контейнеров самолет в порт Хитачи, где уже стоял советский теплоход.
Японцы не пожалели хорошего дерева, разных гвоздиков-винтиков на упаковку — расчет был на то, что почти все отведенное на осмотр время уйдет на «распечатывание» самолета. Увы,  они не слышали русской пословицы «ломать — не строить», да и анекдот о русском ломе и японской пиле прошел мимо их ушей.
Команда мускулистых ребят очень быстро разложила японские ящики на щепочки, после чего за дело взялись специалисты ОКБ Микояна. Выяснилось, что японцы не вернули большинство электронных блоков, в частности, систему опознавания «свой-чужой». В конечном итоге японцам был выставлен счет в 7,7 млн. рублей, что по тогдашнему курсу соответствовало примерно 11 млн. долл.

Сыны восходящего солнца в долгу не остались и запросили 40 000 долл. за две антенны, поврежденных Беленко при посадке в аэропорту Хакодате и за транспортировку останков МиГа из Хякари в Читозе. После урегулирования финансовых вопросов 15 ноября теплоход покинул японский порт.

А что случилось с Беленко? Конечно же, он не стал дожидаться в Японии окончания расследования «уголовного дела». США предоставили ему политическое убежище, и уже через несколько дней после 6 сентября он вылетел за океан.

Моральные и финансовые потери Советского Союза в результате угона самолета в Японию были огромны. За два последующих года пришлось заменить электронное оборудование на всех самолетах МиГ-25. систему «свой-чужой» вообще на всех самолетах ВВС.

К слову сказать, угон МиГ-25 был не первым и не последним случаем, когда МиГи улетали по воле пилотирующих их летчиков к вероятному противнику. Но в 1976 г. впервые самолет угнал советский летчик.
До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами.

Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США.

КГБешники, естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на много интересных фактов, которые все-таки говорят в пользу вербовки летчика.
Первое, что обнаружилось, – в семейном архиве не нашлось ни одной детской фотографии, по которой можно было бы идентифицировать его личность. Хотя таковые и были в наличии.

Далее – в годы курсантской учебы, отправляясь в отпуск, он предпочитал ездить в маленькие северные города. Он никогда не рассказывал товарищам, что же там делал, и вообще об отпускных делах ничего не говорил.

Как оказалось, Беленко со времен курсантской учебы и до предательского перелета не навещал родителей, хотя материально помогал им.
И, наконец, самая подозрительная черта, по которой можно считать шпионом любого отличника – он хорошо учился в летном училище и много интересовался боевыми самолетами. Он был самым активным читателем гарнизонной библиотеки и частенько обращался в спецчасть за секретной технической литературой.

Последний факт, который говорит в пользу вербовки, хотя и он зыбок. Угоняя самолет, Беленко летел на американскую военную базу Хитозэ, но облачность в этом районе заставила его сесть на гражданский аэродром.

Споры спорами, подозрение подозрениями, но теперь уже поздно о чем-то говорить, да и самого виновника чрезвычайного происшествия не спросишь – погиб человек.
Но, как оказалось, все это блеф. Беленко жив. Автокатастрофа то ли была, то ли ее просто придумали. Говорят еще, что вместо него погиб двойник. Но это тоже домыслы.

Все эти годы Виктор Беленко смиренно трудился в одной из американских авиационных фирм. Опять же говорят, что он готов был встретиться с нашими летчиками, приезжавшими в Америку, но те от этих встреч отказывались. Им не о чем было говорить с предателем.

Три года назад токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает, что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для других он просто предатель.

Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретиться с Беленко и взять у него интервью. Он объясняет свой поступок точно так же, как и в 1976 году.
О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно и японскому режиссеру удалось кое-что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни.

В середине 80-х годов, теперь уже прошлого столетия и тысячелетия, в ростовский полк из Сальска (из того самого училищного полка, в котором В.Беленко начинал карьеру лётчика-инструктора) был переведён по семейным обстоятельствам (болезнь ребёнка) лётчик, капитан В.Радько. От него и стало известно, что супруга В.Беленко, проживая в Армавире, сменила свою фамилию на девичью и вышла замуж за гражданского человека.

Живет Беленко в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели, и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка – предоставила ему гражданство.

Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. И свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом. Но, как сказал режиссер, унывающим Беленко не выглядит – типичный веселый американец.

В России японскую киногруппу подстерегали неудачи. Им не удалось встретиться с женой Беленко, которая сегодня живет в Липецке, а самое главное, японцев не пустили на аэродром в Чугуевке, откуда взлетел Беленко. Судьба перелетчика хоть немного, но прояснилась, а что стало с самолетом?

Казалось бы, во всей истории выиграли только американцы. Но нет, как выяснилось, они подложили под себя мину замедленного действия.

После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. В скором времени МИГи покажут себя в схватках с американскими истребителями. Верх будет за МИГами.

“Стимулировал” Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978 году авиазавод в Горьком уже освоил выпуск этих машин. На них стоял новый локатор, вооружение пополнилось ракетами, и еще был установлен теплопеленгатор, который позволял обнаруживать скрытые цели на земле. Так что худа без добра не бывает…

К моменту передачи самолёта советской стороне Виктор Беленко был уже в Соединённых Штатах.

В последующие годы он давал пространные интервью, в которых рассказывал, что сбежал из СССР из-за неприятия советской идеологии, восхищался американскими супермаркетами и говорил, что
 в США консервы для кошек вкуснее того, что в Советском Союзе едят люди.
Беленко, впрочем, не очень любил отвечать на вопросы о семье — о жене и сыне, которых он бросил на Родине.

Если некоторые перебежчики пытались добиться воссоединения с семьёй, требуя выпустить родных из СССР, то Беленко никогда этого не делал.

Жена Беленко вместе с сыном после побега мужа уехала к себе на родину, на Кубань. По её словам, никаких претензий лично к ней советские спецслужбы не предъявляли. Их оставили в покое, однако жить с такой семейной историей было всё равно непросто. В своих немногочисленных интервью спустя много лет после событий 1976 года Людмила Беленко признавалась, что никакой ненависти к мужу не питает, а просто хочет понять: почему он так поступил?

Военная коллегия Верховного суда СССР заочно приговорила Виктора Беленко по статье 64 УК РСФСР за измену Родине, и он был приговорён к высшей мере наказания (расстрелу). В советский период это было весомым основанием для того, чтобы не искать контактов с родными. Но и после распада СССР Беленко с женой и сыном связаться не пытался.

Побег Беленко ударил не только по родным. В полку, где он служил, началась «чистка». Всех «морально неустойчивых» с лётных должностей переводили на аэродромные и отсылали в части, базирующиеся подальше от границы. Наказывали за пристрастие к спиртному, за связи с женщинами без регистрации брака и за прочие вещи, которые обычно не влекли за собой суровых санкций. Обжёгшись на Беленко, командование теперь пыталось застраховать себя от любых сюрпризов.
Доработанная версия МиГ-25, появившаяся в конце 1970-х годов, ещё долгие годы состояла на службе ВВС СССР и ряда других стран.

История 2
В мае 1989 года в небе над аэропортом турецкого Трабзона появился советский истребитель МиГ-29. Сотрудники аэропорта не успели толком испугаться, подумав о вторжении СССР, как самолет уже пошел на посадку.
Выскочивший из кабины летчик радостно сообщил ошарашенному турку: «Я — американец!».

Сюжеты с угонами боевых самолетов — это истории, характерные для периода пика «Холодной войны». Но в 1989 году отношения между СССР и Западом переходили из периода «романтической дружбы» в стадию полной капитуляции «социалистического блока». Может быть, поэтому, побег летчика Александра Зуева не стал такой сенсацией, как аналогичный поступок, совершенный на 13 лет раньше Виктором Беленко.

МиГ-29 на тот момент был новейшим самолетом, и американские специалисты рассчитывали на то, что Турция как союзник по НАТО предоставит им доступ к боевой машине.

Но в Анкаре рассудили иначе — менее чем через двое суток самолет вернули в Советский Союз.

Александр Зуев не ошибся — он действительно стал американцем. Суд в Турции, разбиравший его дело, признал его беженцем по политическим мотивам, после чего летчик смог уехать в США.

Версию о разочаровании в советском строе сбежавший пилот развивал и в книге, которую выпустил в Соединенных Штатах.

Зуев уверял, что последней каплей, заставившей его решиться на бегство, стали события в Тбилиси в апреле 1989 года, где был разогнан митинг оппозиции.
Впрочем, те, кто знал летчика Зуева и служил вместе с ним, не верят в политическую подоплеку. Тем более, что в книге пилот изрядно приврал. Например, он рассказывал, что только освоение новой техники спасло его от участия в войне в Афганистане. На самом деле, полк Александра Зуева никогда не планировался к отправке в Афганистан.

В 1982 году Александр Зуев окончил Армавирское высшее военное Краснознамённое авиационное училище лётчиков, начинал летать на МиГ-23, потом прошел переподготовку для службы на МиГ-29.

Он имел степень военного летчика 1-го класса, и мечтал о карьере испытателя. Зуев приезжал в подмосковный Жуковский, где располагалась Школа лётчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности СССР. Оценив порыв молодого коллеги, опытные летчики консультировали его относительно поступления в Школу.
Набор, однако, туда проходил нерегулярно, и своей очереди Зуев не дождался, совершив побег.
Он служил в 176-м истребительном авиаполку, который базировался на аэродроме Миха-Цхакая в Грузии.

Есть версия, что что-то пошло не так и на личном фронте.
Якобы жена пилота была дочерью высокопоставленного офицера ВВС в отставке, и когда в семье начались нелады, тесть пообещал приструнить зятя. В итоге Зуева отстранили от полетов.

По другой версии, тесть вообще ни при чем. Якобы Зуев стал выпивать, встречаться с женщинами вне семьи, и ввиду «морального разложения» потерял доверие командования. В результате его перевели в дежурные по приему и выпуску самолетов.
Разочарованный летчик стал подумывать об увольнении из армии, но потом нашел более эффектный способ решить свои проблемы.

Жена Александра Зуева была беременна. Рожать она уехала к родителям, и это обстоятельство летчик решил использовать в своих целях.
Вечером 19 мая он появился на аэродроме с тортом, сообщив дежурной смене, что у него родился ребенок. Все знали, что супруга Зуева должна скоро родить, поэтому сомнения его слова не вызвали. «Счастливый отец» лично разрезал торт и угостил им всех присутствующих. Вскоре дежурная смена погрузилась в сон. Зуев сам готовил торт и начинил его большой дозой снотворного.

Он перерезал кабели связи и сигнализации, но все планы едва не рухнули из-за упрямого часового. Солдат-срочник, не знавший Зуева, наставил на него автомат, и летчику пришлось ретироваться. Тогда он дождался смены часовых. Новый военнослужащий знал Зуева, поэтому подпустил его достаточно близко к себе, хотя и не собирался давать ему доступ к самолету.

Тогда пилот набросился на него, пытаясь обезоружить. Часовой не собирался сдаваться, и тогда Зуев выстрелил в него из своего табельного пистолета. «Побег по политическим мотивам» превращался в откровенную уголовщину.

Часовой оказался стойким парнем. Будучи раненным, он все-таки открыл огонь по Зуеву. Тот получил ранение руки, но сумел поднять в воздух МиГ-29.

А дальше перебежчик собирался устроить погром на аэродроме, расстреляв самолеты дежурного звена. К счастью, в горячке Зуев забыл отключить блокировку авиапушки. Опасаясь преследования, он развернул истребитель в сторону турецкой границы.
Преследование действительно было, но настичь МиГ не успели — он уже летел в небе Турции.

После того, как Александр Зуев был оправдан турецким судом, он переехал в США и поселился в Сан-Диего.

Книга о его побеге вышла в 1992 году, но большого резонанса не вызвала. К тому времени Советский Союз исчез с карты мира, и на этом фоне похождения летчика Зуева выглядели сущей мелочью.

Какое-то время Александр Зуев консультировал американских бизнесменов, которые собирались инвестировать деньги в России. Кроме того, его консультации потребовались ВВС США во время операции «Буря в пустыне».
А потом Зуев и вовсе исчез из поля зрения журналистов.

О нем вспомнили в июне 2001 года, когда в 160 км севернее Сиэтла разбился советский учебно-тренировочный самолёт Як-52. Погибшим в авиакатастрофе летчиком был Александр Зуев, чуть более месяца не доживший до своего 40-летия.
Некоторые любители конспирологии заговорили о том, что до сбежавшего пилота добрались российские спецслужбы. Наверное, случись подобное сейчас, такие обвинения могли бы прозвучать в Вашингтоне и на официальном уровне. Но в начале 2000-х до этого не дошло. Ну, разбился, и разбился — в авиации такое иногда случается. Даже с военными летчиками 1-го класса.

Как видите, в этих историях с угонами самолетов много общего.  Нереализованные честолюбивые ожидания быстрой карьеры в первую очередь. А также желание жить в западном «раю» без особых проблем.  Как говорится, Бог им судья.