Моя деревня. 60 лет спустя

Владимир Островитянин
   Предыдущий материал: http://www.proza.ru/2017/08/04/2003

   Вот так неожиданно случилось, что  более, чем через 60 лет я вновь побывал в селе Болотниково в Мордовии на месте своего раннего детства. Зазвал меня туда Алексей Баранов. Мой ровесник и сын маминой  сотрудницы  из того самого деревенского медпункта, где мамочка моя была заведующей.
 
  Сохранился дом бабы Нюры, где сейчас живет ее младший сын Василий, а старший сын Алексей построился по соседству. Нет уже того моста через небольшой овражек на той стороне которого стояло здание медпункта и где во второй его половине в небольшой квартирке проживала наша семья. Но само строение сохранилось, хоть и выглядело издалека весьма обветшалым.

     Не осталось почти ничего от того взгорка перед старой церковью, как и самого взгорка. Оказалось, что сельские власти в начале 90-х в этом овражке начали возводить плотину для сооружения противопожарного пруда. А землю для плотины бульдозеры гребли с того взгорка у старой и разрушенной к тому времени церкви, а там  был прочно забытый церковный погост (кладбище). . И ножи бульдозеров выворачивали вместе с землей кости, черепа, истлевшие гробовые доски и даже церковные ризы.

    Там  были похоронены и настоятели старой церкви и несколько поколений семей местных помещиков. Как сказал Алексей, даже не делалось никаких попыток остановить технику.  Председатель бегал тут же и активно подгонял работающих.
      
    И теперь на месте овражка наблюдается достаточно обширный пруд в плотине которого те косточки из старого погоста.  Ныне он взят в аренду неким частным лицом, что запустил туда рыбный материал, понастроил мостков для рыбаков и объявил этот пруд своей собственностью для платной рыбалки.

  А на оставшейся части того взгорочка Алексей, вполне преуспевающий владелец строительной фирмы, возводит исключительно своими силами и средствами церковь.
   Здесь же среди березок  стоит аккуратная часовенка, а при ней крест на котором мемориальная доска с перечнем убиенных душ. Именно в тот день, когда закрывался властями деревенский храм его староста, а он первый в списке, выступил на защиту древних икон. А на помощь ему пришли близкие родственники и некоторые прихожане. Они в тот день 19 июля 1937 года и приняли мученическую смерть у стен своего храма.

      А уже значительно позднее одна из местных старушек застала своего сына активиста-безбожника орудующего топором и уничтожавшего те древние иконы. Ему городские разорители отдали их для уничтожения. С трудом, но смогла бабушка отстоять всего две старых иконы из почти десятка. Долго и тайно их хранила. И одна из них ныне находится  в часовенке, а другая в доме Алексея Баранова. Это нечто невероятное с богатым окладом и древним потемневшим письмом на досках основы. Размеры ее в высоту чуть более метра.

  Вот такая стала моя деревня. С другими домами, другим населением, но и с теми, кто пытается хранить память предков и надеется пробудить добрый разум, хотя бы у малой части ее обитателей.